Новые угрозы энергетической безопасности России

Аналитика

energysecurity «Главный способ нейтрализовать геополитическое преимущество России — договориться о единой энергетической политике»
(Д.Сорос)

События января 2009 года высветили ряд проблем России, которые до поры до времени были вне фокуса общественного и экспертного внимания. «Сладкий вкус победы» и позиция под условным названием «во всем виновата Украина» не позволяют увидеть и реальные проблемы, и новые горизонты.

Более того, два знаковых заявления генерального секретаря Энергетической хартии Андрэ Мернье и известного в России филантропа Джорджа Сороса, при внимательном изучении, можно классифицировать как «преамбулу к акту безоговорочной капитуляции России перед Украиной и европейской энергетической хартией». По крайней мере, именно так охарактеризовал данные заявления один Web Doe c конспирологическим мышлением.

«Мы песни прежние поем»

Андрэ Мернье, генеральный секретарь Энергетической хартии, дал адекватный ответ безвестным российским политикам: «Недавний газовый кризис между Украиной и Россией дал повод для комментариев относительно Договора к Энергетической хартии, его функционирования и целесообразности для поддержания энергетической безопасности. Эти комментарии заслуживают ответа». Мернье отметил: «Было высказано мнение, что договор не сработал в этом споре.

В связи с этим следует напомнить следующее. Во-первых, только государства-члены имеют право инициировать процедуру, предусмотренную в договоре для разрешения споров. Секретариат не имеет на это мандата. В данном случае ни одно из государств-членов, затронутых кризисом, не прибегло к процедуре разрешения споров. Во-вторых, договор, которому почти 15 лет, никогда не имел целью разрешение немедленных чрезвычайных ситуаций».

Мернье делает вывод, что «не следует ожидать, что договор даст решения, для которых он не предназначен в том формате, который определили «отцы-основатели» и которого предпочитают придерживаться государства-члены на сегодняшний день. Тем не менее договор является уникальным действующим правовым инструментом, регулирующим энергетические вопросы» (Независимая газета, 16.02.2009).

Высказывания главы Энергетической хартии направлены не столько на самооправдание своего бездействия, а также сокрытие полной бесполезности самой хартии, сколько на обозначение неизменной позиции по отношению к России. Его цель – дезавуировать новую реальность, а также отдельные инициативы, направленные на создание «глобальной энергетической безопасности».

Мернье подчеркивает: «Международному сообществу следует не просто выступать с абстрактными призывами к созданию более четкой основы для регулирования мира энергетики. Пришло время адаптировать договор к Энергетической хартии, в который входят 53 члена. Это создало бы атмосферу доверия и снизило бы вероятность кризисов, а в случае их возникновения позволило бы с ними быстрее справляться».

Каков итог очередного «газового» конфликта между Россией и Украиной по Мернье? Мернье считает, что «договор к Энергетической хартии остается полезным инструментом. В эпоху глобализации он служит многосторонней основой, объединяющей производителей, потребителей энергоресурсов и транзитные страны. Организация накопила огромные знания и опыт, которые было бы жаль не использовать для достижения прогресса, диктуемого изменениями в мире.

Секретариат готов сделать все необходимое, чтобы дополнить и усовершенствовать договор в соответствии с пожеланиями государств-членов, за которыми всегда остается последнее слово. После кризиса страны должны быть готовы к новаторским подходам. В противном случае в силу неизбежных финансовых, экономических или политических сложностей будут развиваться новые кризисы, как на уровне государств, так и на международном уровне». Если это не угрозы в адрес России, то, что это?

Сорос о геополитической позиции России или «принуждение к энергетическому миру»

Карта новых угроз России проявляется после ознакомления с новыми «февральскими тезисами» Д.Сороса. Известный финансист, озабоченный будущим Европы, призывает европейцев «теснее сплотить свои ряды» перед угрозой исходящей от России: «Как Европе реагировать на укрепление недружественной России на своих восточных рубежах? Разные страны реагируют по-разному, руководствуясь своим историческим опытом и экономическими интересами. Сейчас для ЕС, как никогда, важно проводить единую политику, согласовывая различные национальные интересы и позиции (Ведомости, 16.02.2009).

Сорос убежден: «Европа не может позволить себе игнорировать геополитическую агрессию России. Чтобы иметь шансы на успех, ей необходимо действовать сообща. Однако общая европейская политика не должна основываться исключительно на геополитике, в таком случае национальные интересы могут оказаться сильнее общего. Россия сможет применить, как она делает и сейчас, принцип «разделяй и властвуй». Сила России в ее геополитической позиции.

Преимущества Европы — в ее ценностях и принципах открытого, демократичного, мирного, процветающего и законопослушного общества». Сорос рекомендует следующее: «Главный способ нейтрализовать геополитическое преимущество России — договориться о единой энергетической политике, в том числе об учреждении общеевропейского регулятора, имеющего приоритет над национальными регуляторами, и о создании общеевропейской распределительной сети. Это лишит Россию возможности стравливать страны между собой: скидки, предоставленные одному национальному дистрибутору, немедленно станут доступными потребителям других стран».

Это позволяет сделать вывод, что «принуждение России к подписанию договора к энергетической хартии» вступило в новую фазу. Относительный успех России в «газовом» конфликте с Украиной считается ничтожным. Принуждение России пойдет по линии поиска организации непрерывного давления на лидеров страны, и поиск новых лоббистов европейской энергетической хартии, на смену не справившимся с «заданием» Христенко и Грефу.

Stockinfocus.ru