Американская пресса об Алексее Навальном

stockinfocus.ru Американская пресса об Алексее НавальномВлиятельнейшее американское издание Time не оставило без внимания общественную работу Алексея Навального.

Когда два года назад российская нефтяная компания Сургутнефтегаз проводила ежегодное собрание акционеров в сибирском городе Сургуте, вся процедура, проводившаяся в обшарпанной аудитории, напоминала собрание Политбюро. Это происходило так, пока председательствующий не огласил переход к вопросам и на трибуну не поднялся Алексей Навальный. Перед более чем 300 потрясенными акционерами, Навальный, имеющий акции на сумму около 2000 $, несколько минут распекал руководство по поводу крохотных прибылей компании и непрозрачной собственности. Когда он закончил, была краткая тишина и затем неожиданный взрыв аплодисментов от маленькой группы акционеров из глубины зала. Директора компании были явно взволнованы, сказал российский журналист, присутствовавший на собрании. «Они конечно не привыкли к тому, чтобы отвечать на такие вопросы, как эти». «Они выглядели действительно некомфортно.»

Задавание неудобных вопросов, это то, что у Навального получается лучше всего. Бывший активист оппозиционного движения России, тридцатитрехлетний Навальный, избегал избирательной политики и сконцентрировал свою огромную энергию на исследованиях компаний, принадлежащих российскому правительству и его ставленникам.

И за эти два года, с тех пор, как он разгромил то собрание акционеров в Сургуте, он возможно стал самым ярким политическим опозиционером России. Он показывает, что может быть инструмент, более эффективный, чем урна для избирательных бюллетеней для контроля правящего класса России.

Корпоративный юрист с дипломом в области финансовых рынков, Навальный провел последние три года, приобретая мелкие доли в публично торгуемых компаниях, принадлежавших государству, многие из которых имеют высших правительственных чиновников в правлениях. Публичность предоставляет этим корпорациям дополнительный капитал и международную законность, но в обмен, их заставляют придерживаться некоторой прозрачности, которая отсутствует в российской политике. Это — то, что и интересует Навального.

Используя свой статус акционера, он беспокоит высшее руководство вопросами о том, как их действия могут повлиять на практический результат. «Все, в чем Вы нуждаетесь, — это одна акция для того, чтобы войти в комнату с этими парнями,» говорит Навальный.

Прозрачные действия Навального привлекли к нему легионы поклонников в российской блогосфере – наибольшем свободном политическом форуме страны, и среди независимо-ориентированных СМИ. Уважаемый российский деловой ежедневник Ведомости называет Навального своим «Человеком Года» в 2009 году, говоря, что он устанавливает «личный пример, доказывающий наличие возможности для защиты гражданами своих прав.» «В то время как профессиональные инвесторы решают свои проблемы спокойно, этот миноритарий, без статуса или власти, пробует бороться с системой,» написала газета о Навальном. Сергей Гурьев, декан Школы Экономики и независимый член правления Сбербанка, компании, принадлежащей государству, в которой Навальный так же имеет долевое участие, говорит, что интересы юриста — логическая дорога инакомыслия для политически склонных молодых людей, которые неспособны вклиниться в твердо управляемую политическую картину России. «Его поколению политических оппозиционеров отказали в политической карьере,» говорит он. «Им, вероятно, придется ждать 20 лет. Таким образом он выбрал то, что похоже на комфортабельную, разумную дорогу».

Цели Навального включают в себя нефтегазового гиганта Газпром, который ранее был под председательством российского президента Дмитрия Медведева, и принадлежащая государству нефтяная компания Роснефть, председатель которой — Игор Сечин, заместитель Премьер-Министра, широко замеченный как самый всемогущий чиновник России после своего босса, Премьер-министра Владимира Путина. В 2008 году, Навальный возбудил судебный процесс, чтобы вынудить Роснефть открыть информацию о контрактах поставки, заключенных с малоизвестным нефтяным торговцем из Швейцарии Gunvor, совладелец которого — знакомый Путина. Московский арбитражный суд отклонил иск, говоря, что компания согласно российского законодательства не была обязана показывать свои торговые отношения с Ганвор. Навальный говорит, что он теперь подаст иск по предполагаемому нарушению прав собственности против Роснефти в европейский Суд по Правам человека. Роснефть утверждает, что акционерам доступна вся информация, которая требуется согласно российскому законодательству.

Самым крупным исследованием Навального до настоящего времени была предполагаемая растрата 150 миллионов $ чиновниками филиала принадлежащего государству банка ВТБ после закупки компанией 30 китайских нефтяных платформ в 2007. Его сообщение электризовало российских пользователей сети, когда он опубликовал это на своем блоге в ноябре. Власти первоначально отказались возбуждать уголовное дело, говоря, что не было достаточных оснований для этого, но в прошлом месяце Московские обвинители отправили дело в милицию на доследование, которое продолжается. Для Навального понуждение его противников к диалогу – достаточная победа. «Даже глупый ответ отчасти разоблачает компанию,» говорит он. «По крайней мере, отвечающее лицо должно назвать свое имя… Они дают нам то, за что мы можем зацепиться».

В стране, где обсуждение теорий заговора — национальное времяпрепровождение, нет никакой нехватки предположения о мотивах Навального. Некоторые блоггеры говорят, что он собирает грязь в компаниях, чтобы потребовать выплаты в обмен на сохранение спокойствия. (Он отрицает обвинение, говоря, что компании, являющиеся его целью, слишком могущественны, чтобы беспокоиться о плате за молчание.) Другие утверждают, что он тайно финансируется мощными бизнесменами, которые хотят заставить нервничать конкурентов. Газпром даже издал статью на две страницы в корпоративном издании, нападая на Навального за предоствление обвинений в деле, вовлекающем филиал Газпрома, обвиняя его в «терроризировании» принадлежащих государству компаний, с целью создания «политического капитала.» Статья также высмеяла его как неуклюжую версию «храброй домохозяйки Эрин Брокович из одноименного фильма».

Навальный отклоняет предложения стать марионеткой темных сил и говорит, что его доход от корпоративной юридической практики достаточен для финансирования его крестовых походов. «Ни один из этих менеджеров в этих крупных компаниях не верит, что я делаю это так же, как и сражаюсь за правосудие,» говорит Навальный. «Эти люди не могут поверить, что кто — то сделает что-то не за деньги».

Беспокойство финансовой и политической элиты России — едва ли может быть хобби для малодушного человека. Навальный говорит, что наиболее часто задаваемый вопрос «, Кто платит Вам за это?» и следующий, «Когда Вы ожидаете, что Вас убьют?» Он говорит, что он никогда не получал никаких прямых угроз, но что он понимает опасность физического возмездия для активных участников кампании антикоррупции в России. Он говорит с уважением о других активистах, которые не имеют его относительной известности, но, однако, следуют за ним. «Для них это в 10 раз более опасно, чем для меня,» говорит Навальный. «Но они продолжают. До известной степени моя работа вдохновляет их, и их работа вдохновляет меня».

Stockinfocus.ru