Фьючерсный контракт на природный газ (NG)

Консервация украинской ГТС: потерянные деньги и регионы без газа Рынки

Природный газ сегодня широко используется в химической промышленности в качестве исходного сырья. Он также применяется для отопления жилых домов, в качестве горючего для машин и электростанций. В последние годы как сам газ, так и производимый из него водород все больше используется в качестве автомобильного топлива.

По подсчетам специалистов, запасы природного газа в мире огромны, они составляют около трехсот триллионов кубических метров. Природный газ находится в земле, на глубине от одного до нескольких километров.

При этом он зачастую является попутным газом при добыче нефти. В прошлом перевозить и продавать природный газ было невыгодно, и его просто сжигали на месте добычи. Во многих странах эта практика запрещена законом, однако в ряде государств она имеет место и в наши дни.

Природный газ составляет четверть потребления энергоносителей в США, и фьючерсные контракты на природный газ на NYMEX широко используются в качестве эталона для внутренних цен на электричество.

Газопроводы тянутся по всему восточному побережью США, в северной части побережья Мексиканского залива и Среднего Запада вплоть до границы с Канадой. Спред между фьючерсами на натуральный газ и фьючерсами на электричество позволяют управлять ценовыми рисками на рынке мощности.

Описание контракта

Цена на этот контракт базируется на поставках из газохранилища Henry Hub в штате Луизиана, США.

Фьючерсные контракты на природный газ имеют тикер NG. Его полное название на бирже — Henry Hub Natural Gas. Месяцами поставки для этих контрактов являются все месяцы года. Вы можете встретить контракты со следующими тикерами: NGF9, NGG9, NGH9, NGJ9, NGK9, NGM9, NGN9, NGQ9, NGU9, NGV9, NGX9, NGZ9. Цифра на конце обозначает год поставки, а буква перед ней — соответствующий месяц.

Основной объем торгов фьючерсными контрактами на природный газ сосредоточен на бирже NYMEX в Нью–Йорке.

С подробной спецификацией на контракт вы можете ознакомиться на сайте биржи, перейдя по ссылке.

Размер контракта на природный газ составляет 10 000 млн. британских термических единиц, сокращенно БТЕ (BTU). Это единица измерения энергии, используемая в США. Один кубический метр природного газа содержит примерно 36, 5 тыс. БТЕ.

Котировки указываются в долларах и центах США за миллион британских термических единиц. 1 тик равен одной тысячной, и стоит 10$.

Первоначальная маржа для открытия одного контракта в терминале Broco Trader составляет 4 800$. Поддерживающая маржа — в два раза ниже, т. е. 2 400$.

Электронная торговля контрактом начинается с 02 :00 ночи воскресенье и заканчивается в 01:15 в пятниц мск. Каждый день торги закрываются на перерыв на 45 минут. При этом питовая торговля на бирже, когда контракт наиболее ликвиден, ведется с 17:00 до 22:30 мск.

Контракты на натуральный газ торгуются текущий года плюс в течение 5 последующих лет. Следующий календарный год добавляется в терминал в декабре текущего года с истечением декабрьского контракта. Торговля контрактом прекращается за 3 рабочих дня до наступления месяца поставки.

Если контракт поставочный, то поставка осуществляется через терминал Henry Hub компании Sabine Pipe Line Co. (штат Луизиана). Продавец обязан поставить газ на терминал, покупатель — забрать с терминала. Расходы по хранению на терминале оплачиваются продавцом.

Поставка осуществляется не ранее первого календарного дня месяца поставки и завершается не позднее последнего календарного дня месяца поставки. Все поставки должны производиться равномерно по дням и часам в течение месяца поставки, если иное не согласовано сторонами.

Существует также мини–контракт на природный газ, его официальное название — miniNY Natural Gas. Он составляет четверть от стандартного контракта Henry Hub Natural Gas. Биржевой символ мини контракта — QG.

Фундаментальные факторы

Существует масса природных, социальных и геополитических факторов, определяющих стоимость газа. Поэтому цены на этот энергоноситель на мировых биржах отличаются значительной волатильностью.

84% мирового производства газа приходится на долю 15 государств. Поэтому доступ к природному газу стал важнейшим фактором международной экономики и политики. Не менее важную стратегическую роль играет контроль над газопроводами.

В 2007 году объем добытого газа составил 2 трлн. 951 млрд. кубометров.

Больше всего газа добывает Россия, она поставила на рынок 22% от общего объема, за ней следуют США — 20%, затем Канада, Норвегия, Иран, Великобритания, Алжир, Нидерланды, Индонезия и Саудовская Аравия. Понятно при этом, что Великобритания и Голландия разрабатывают месторождения за пределами своих границ.

В том, что касается доказанных запасов, на первой строчке снова Россия. У неё 50 трлн. кубометров газа, или четверть мировых запасов.

В десятку лидеров по объемам газа входят Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, США, Нигерия, Алжир, Венесуэла и Казахстан. Отметим, что запасы Соединенных штатов меньше российских почти в 10 раз, хотя по объемам производства Америка отстает от Российской Федерации совсем немного.

По потенциальным ресурсам, куда включают предполагаемые месторождения, а также те, для разработки которых пока нет технической возможности, Россия также является безусловным лидером. В недрах нашей страны скрываются 83 трлн. кубометров газа, то есть 40% от мировых запасов. США с 15 триллионами на втором месте.

И наконец, несколько слов о крупнейших потребителях природного газа. По этому показателю Америка обгоняет Россию. Далее идут Германия, Канада, Великобритания, Иран, Япония, Италия, Саудовская Аравия и Украина.

Спрос на природный газ подвержен влиянию следующих факторов: погода, демографическая ситуация, темпы экономического роста, конкуренция на рынке топлива, объемы запасов в хранилищах и объемы экспорта.

На предложение влияют пропускная способность нефтепроводов, объемы запасов в хранилищах, объемы добычи, природные явления, технические факторы и объемы импорта.

С учетом такого многообразия влияющих факторов, неудивительно, что несмотря на стабильно растущий спрос цены на природный газ достаточно волатильны, а контракты на это сырье неизменно привлекают внимание биржевых трейдеров.

Сегодня рынок газа отстает в развитии от рынка нефти. С одной стороны это связано с технологическими и экономическими различиями между ними, что привело к замедлению формирования цен на газ по отношению к нефти, а с другой — основной объем биржевой торговли газом приходится на США и Великобританию.

Ликвидный рынок газа в США сформировался за последние два десятилетия. Показателем его ликвидности является так называемый чёрн. Он определяется отношением выставленных на торги объемов газа к физически поставленным. Критическим является значение показателя, равное 15.

Основной сферой применения газа является ЖКХ и услуги, а также электроэнергетика.

При этом цены на газ в ЖКХ и сфере услуг в основном определяются климатическими факторами и менее эластичные в сравнении с ценами в электроэнергетике.

После реструктуризации газовой отрасли FARC в США сформировался прозрачный ликвидный рынок продажи газа и услуг по его транспортировки.

Газовая отрасль США обладает развитой инфраструктурой, при этом сеть трубопроводов объединяет всю страну. Основным местом по физической поставке и торговле газом стал Хенри–Хаб в Луизиане — именно фьючерсы с поставкой в Хенри–Хаб торгуются на бирже NYMEX.

При этом существуют и ряд других центров по продаже и поставке газа, обслуживающих крупные газоснабжающие регионы. Разница в ценах поставки на них и на Хенри–Хаб называется «базисным дифференциалом» и определяется, в основном, затратами на перекачку газа по трубопроводам. Базисные дифференциалы также подвержены рыночной конъюнктуре и могут колебаться.

После реструктуризации газовой отрасли в США цены на газ перестали привязываться к ценам на нефть из–за сильной конкуренции поставщиков газа. При этом в Европе и Азии в отличие от США привязка к цене нефти в долгосрочных газовых контрактах сохранилась.

«Газовый шок» зимой 2000 — 2001 гг. в США опроверг предположение о независимости цен газа и нефти.

Так, дефицит газа привел к росту цен на него, а затем к росту спроса на замещающий вид топлива — топочный мазут, что также привело к его росту, а затем и к росту цен на топочный мазут в сторону паритета с дистиллятным топливом. Это возобновило косвенную связь цен на газ и на нефть. Взаимосвязь цен газа и нефти оставалась достаточно прочной до весны 2006 г.

Рис. 1: Динамика цен на газ на Хенри–Хаб с 1991 г. (на основе цен «стрип» на NYMEX)

Цена «стрип» на NYMEX — это средняя форвардная цена фьючерсных контрактов на Хенри–Хаб на последующие 12 месяцев. Она отражает ценовые ожидания на данный месяц, снижая при этом неустойчивость котировок спотового рынка (в особенности, сезонную).

На рисунке 1 показана взаимосвязь между ценами на нефть и газ в период с 1991 года.

Проводится сравнение среднемесячной цены на нефть сорта WTI в долл. США за млн. БТЕ со средней ценой «стрип» по фьючерсным контрактам Хенри–Хаб. В течение всего периода 1991–2000 годов цены на нефть были намного выше цен на газ за исключением нескольких кратких периодов существенного снижения цен на нефть. Однако впоследствии рост цен на нефть обусловил повышение цены газа ввиду косвенной связи между ценами на нефть и газ. Только весной 2006 годы цены на газ вновь освободились от влияния нефти. Это, несомненно, отражает определённую реакцию спроса на рост цен и тот факт, что рынок полностью насыщен в последнее время. Об этом свидетельствуют рекордные уровни запасов в подземных хранилищах.

Существует некоторая неопределённость в отношении того, как долго конкуренция между различными поставщиками газа будет определять состояние цен. Те, кто считает, что это временное явление, ожидают жаркого лета (со значительным спросом на электроэнергию для кондиционеров воздуха) или повторения ущерба от урагана производственным объектам для возврата к напряжённым рынкам с их высокими ценами на газ, формирующимися в привязке к нефти.

Возвращение косвенной привязки к цене нефти — и её исчезновение весной 2006 года — можно объяснить основополагающими законами экономики предложения и спроса. В случае теоретического формирования цен на сырьевой товар предложение растёт с повышением уровня цен, а спрос в то же время падает. При цене рыночного равновесия наблюдается баланс спроса и предложения (см. рисунок 2).

Рис. 2: Классический пример теоретической динамики предложения, спроса и цен

Рис. 3: Более реалистичный график краткосрочного предложения и спроса на газ в условиях газовой конкуренции

Газовые рынки намного более сложны, поскольку показатели эластичности варьируются по сегментам рынка и вследствие конкуренции между различными видами топлива. На рисунке 3 показана гораздо более реалистичная картина формирования цены на газ в Северной Америке, отражающая конкуренцию с нефтью и различающиеся показатели эластичности разных сегментов газового рынка.

Краткосрочное предложение относительно не эластично. В условиях избытка предложения спрос также не эластичен, поскольку потребители, стремящиеся использовать газ, могут получить его, а наращивание дополнительных газопотребляющих мощностей за счёт предоставления ценовых скидок представляет собой достаточно медленных процесс. В итоге поведение газовых цен обусловливается ценовыми скидками, и цены на нефть не имеют значения.

Вместе с тем, на рисунке 4 показано, что происходит с ценообразованием по мере роста напряжённости рынка. Конкурентная борьба за краткосрочное предложение способствует быстрому росту цен до пологого участка кривой, отражающего цены на мазут («зона 1» на рисунке). Если же рынок достаточно напряжён, возможности переключения на мазут исчерпываются, и цены устремляются к следующему пологому участку, отражающему цены на дистилляты («зона 2» на рисунке). Именно такое состояние рынка превалировало в период газового ценового шока зимой 2000–2001 годов.

Рис. 4: Ещё один график краткосрочного предложения / спроса — два рынка с восстановленной конкуренцией между нефтью и газом

Спотовый рынок наличного товара в Северной Америке отличается высокой неустойчивостью, но участники рынка используют производные инструменты для управления ценовыми рисками.

На Нью–Йоркской товарной бирже предлагаются фьючерсные контракты на периоды в будущем продолжительностью вплоть до 72 месяцев, однако ликвидность контракта стремительно падает по мере удлинения его сроков. При использовании внебиржевых свопов возможны даже ещё более долгосрочные сделки, но в этом случае также могут возникнуть проблемы с ликвидностью.

Спотовые цены на природный газ и цены отдельных месячных фьючерсов могут быть достаточно неустойчивыми и находятся под влиянием фактора сезонности. Одним из методов получения более стабильного критерия измерения цен на газ является использование ценовых рядов «стрип» на NYMEX.

Цена «стрип», как мы уже говорили, представляет собой среднее значение котировок последующих 12 месяцев фьючерсных контрактов и фактически устраняет фактор сезонности ценовых рядов по спотовым сделкам. В то время как ряды «стрип» и спотовые цены следуют примерно одинаковым траекториям, ряды «стрип» устраняют большую часть краткосрочных подъёмов и снижений.

Stockinfocus.ru