PepsiCo покупает 66% Вимм-Билль-Данн за $3,8 млрд



PepsiCo покупает 66% Вимм-Билль-Данн за $3,8 млрдАмериканская PepsiCo покупает 66% ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты питания» за $3,8 млрд, устанавливая рекорд по цене и быстротечности переговоров, продлившихся всего шесть недель. Сделка позволит PepsiCo, почти не связанной с молоком, получить сразу второе место на российском молочном рынке и первое — на соковом. В течение дня акции ВБД подорожали беспрецедентно, на ММВБ — на 61%. PepsiCo обратилась с предложением о покупке российской компании всего за шесть недель до объявления о сделке. Финансовыми консультантами в сделке со стороны PepsiCo выступали Centerview Partners и Morgan Stanley, со стороны ВБД — J.P. Morgan.

По условиям соглашения, PepsiCo приобретет 66% акций у восьми крупных акционеров ВБД и двух дочерних компаний. «Исходя из суммы сделки около $3,8 млрд, акционерная стоимость ВБД оценена в $5,4 млрд»,— сообщается в совместном пресс-релизе компаний. Акционеры получат $33 за ADR, что эквивалентно $132 за обычную акцию и означает примерно 30-процентную премию к рынку. PepsiCo рассчитывает закрыть сделку через четыре месяца (она должна быть одобрена ФАС и Советом по иностранным инвестициям), после чего сделает предложение о выкупе остальным акционерам ВБД.

Использованная PepsiCo оценка российской компании более чем в два раза выше оценки, данной Danone, которая в июле продала 18% акций ВБД, исходя из стоимости в 2,5 млрд долларов. Во время сделки Danone ориентировалась на рыночную цену пакета, состоящего наполовину из акций и наполовину из расписок, а дисконт к распискам был довольно высокий». 30-процентную переплату к текущей стоимости ВБД эксперт объясняет премией за контрольный пакет и высокое качество бизнеса российской компании.

Основной акционер ВБД Гавриил Юшваев в результате сделки получит $1,13 млрд (владеет 19,61%), Давид Якобашвили — $604,5 млн (10,5%), Михаил Дубинин — $273,2 млн (4,71%), Сергей Пластинин — $222,7 млн (3,84%) и Александр Орлов — $158,3 млн (2,73%). Финансировать сделку PepsiCo будет как за счет собственных средств, так и с помощью краткосрочного кредита.

На сегодняшний день у PepsiCo девять действующих заводов в России: Frito Lay по выпуску чипсов в Кашире (Московская область) и в Азове (Ростовская область), «Лебедянский» по производству соков в Липецкой области и шесть заводов газированных напитков (два в Московской области, по одному в Петербурге, Самаре, Екатеринбурге и Новосибирске). В 2009 году продажи компании в России составили около $2 млрд.

ВБД основан в 1992 году. Владеет 38 заводами в России, Украине и в Центральной Азии. Выручка компании за 12 месяцев с июня 2009 года по июнь 2010-го составила $2,4 млрд.



Опрошенные «Ъ» аналитики единодушны: PepsiCo покупает ВБД с большой премией. «Они платят по мультипликатору 15,8 EV/EBITDA 2010 года, тогда как компания в последнее время торговалась на NYSE по 14,6». «Продать компанию даже за 12 EBITDA 2010 года — это практически рекорд для производителя продуктов питания». Для акционеров ВБД, по его мнению, время продажи выбрано «феноменально хорошо» — ее капитализация сейчас на пике. Рост цен на молоко может оказать негативное влияние на финансовые результаты компании за 2010 год, что отразилось бы в дальнейшем на рыночной стоимости ВБД, у которого 70% выручки приходится на молочный бизнес.

«Мотив PepsiCo в получении практически недосягаемого лидерства на рынке соков России и СНГ вместе с перспективами роста». Уже сейчас PepsiCo, владеющая «Лебедянским» занимает первое место на рынке соков с долей 29%. У заклятого конкурента Coca-Cola, владеющей «Мултоном» и «Ниданом», было только 25%. По итогам 2009 года соковые предприятия Coca-Cola совокупно давали ей лидерство. Но теперь PepsiCo может получить почти половину рынка — до 47%.

На молочном рынке в России PepsiCo прежде не присутствовала: единственным молочным активом компании в мире является совместное предприятие с саудовской компанией Almarai. «Молочный бизнес ВБД прибыльный и растущий, тогда как долю на рынке газированных напитков PepsiCo вряд ли сможет нарастить». В интервью радио «Коммерсантъ ФМ» Давид Якобашвили заявил, что на основе ВБД PepsiCo может создать крупнейший в мире молочный бизнес. Сейчас, по оценке PepsiCo, рынок молочных продуктов в России составляет $17 млрд в годовом выражении, и в ближайшие три года может увеличиться на 10%.

Менеджмент PepsiCo рассчитывает, что благодаря сделке сможет увеличить выручку российского подразделения до 5 млрд долларов, а среднегодовая синергия от объединения к третьему году после сделки превысит 100 млн долларов. Объединенная компания сможет достичь большей эффективности на логистике и маркетинговом продвижении. А консолидация сильного портфеля брендов позволит существенно укрепить позиции обеих компаний на рынке.

Инвесторы ВБД вчера бурно отреагировали на новость о покупке компании. На РТС торги акциями ВБД были приостановлены примерно в 14.30 после того, как котировки выросли на 34%, до $98, до конца дня они не возобновлялись. На ММВБ акции по итогам четверга подорожали на 61%, до 3,7 тыс. руб. за бумагу. ММВБ также приостанавливала торги акциями ВБД с 14.00 до 15.20, когда максимальное значение достигало 4 тыс. руб. На NYSE котировки ВБД выросли на 22.22 по московскому времени на 27,6%, до $31,24. Котировки самой PepsiCo снизились на 0.66% при объёмах торгов «выше среднего».

При написании обзора использованы материалы КоммерсантЪ и BFM


НАВЕРХ СТРАНИЦЫ