Для чего создаются HFT системы

Для чего создаются HFT системыДля чего создаются HFT-системы и несут ли они реальную пользу участникам биржевой торговли? Алгоритмическая торговля (HFT — high frequency trading) с использованием торговых роботов стала модной темой на финансовых рынках. Объемы сделок достигают 50-80% биржевого оборота. Существует миф о том, что это повышает биржевую ликвидность. Но это не так! Никакую ликвидность роботы не создают. Алгоритмическая торговля или Алгоритмический трейдинг (англ. Algorithmic trading) — формализованный процесс совершения торговых операций на финансовых рынках по заданному алгоритму с использованием специализированных компьютерных систем (торговых роботов).

Биржа (как организатор торговли) является центральным действующим лицом на финансовом рынке (рынке капитала). Есть две функции, определяющие ее полезность для общества:

1. Обеспечить бизнесу возможность привлечения средств на развитие производства товаров и услуг для населения.

2. Обеспечить населению возможность стать собственником бизнеса для повышения своего благосостояния.

Ликвидность прямо пропорциональна количеству продавцов и покупателей – людей, которые имеют мотивированную цель купить или продать актив. Алгоритмисты не являются ни теми, ни другими. Они забирают деньги у продавцов и покупателей! А какую пользу они приносят?

Когда мы сдаем старый автомобиль перекупщику (со скидкой), мы покупаем услугу. Он возьмет на себя хлопоты по поиску нового покупателя, потратит время и силы на предпродажную подготовку. И продавец автомобиля, и перекупщик знают его реальную цену, а скидка является платой за потраченное время и усилия. Роботы же не являются посредниками, они не оказывают никаких услуг, а используют скорость доступа к торговой системе для паразитирования на участниках торгов.

Многие роботы и алгоритмические системы развивались как технологии котирования. Развитие интернет-торговли лишило брокерские дома монополии на эту функцию – сейчас любой человек может через интернет выставлять котировки на покупку и продажу, используя разные алгоритмы.

Количество посредников резко выросло, а количество конечных продавцов и покупателей нет. Конкуренция снизила доходность этого бизнеса – на те же деньги стало претендовать больше «охотников». Когда доходность посреднической деятельности снижается, возникает соблазн злоупотреблений.

Перекупщики автомобилей, например, могут пойти на торговлю ворованными машинами, а создатели HFT-алгоритмов начали думать над тем, как отнимать деньги у конечных продавцов и покупателей. Появилось большое разнообразие алгоритмических стратегий и роботов — фронтранеры, охотники, иллюзионисты, флипперы. Они стали высокотехнологичными паразитами, которые вклиниваются между продавцом и покупателем, создавая им дополнительные издержки, при этом не принося никакой пользы.

Это стало возможным из-за неравных условий доступа к данным (серверам) биржи, когда одни участники могут получать и использовать информацию о заявках других участников. Алгоритмы, мощные компьютеры и скоростные линии – это технические инструменты для обеспечения и реализации этого преимущества.

Задача биржи, как организатора торговли – обеспечить равные условия всем участникам для совершения сделок. Введение повышенных тарифов для владельцев роботов выглядит, как желание заработать на HFT-алгоритмистах, а не улучшить условия для продавцов и покупателей.

Парадокс: участникам, которые занимаются регулярным инвестированием (а не спекуляциями), роботы и алгоритмисты пока не могут сильно навредить. Главными жертвами являются обычные спекулянты – чем чаще они совершают сделки, тем быстрее они отдают свои деньги роботам, которые зарабатывают на каждой их транзакции.

Маркет-мейкеры выставляют котировки на покупку и продажу, помогая продавцам не дожидаться, когда появится покупатель (и наоборот). Они принимают эти риски и экономят время – в этом состоит их бизнес. Они действительно создают ликвидность.

На рынке очень мало настоящих маркет-мейкеров – тех, кто понимает реальную цену актива и готов покупать крупные объемы с адекватной скидкой, будучи уверенным, что найдет покупателя (или наоборот). Нормальный маркет-мейкер изначально должен быть готов владеть активом как инвестор, понимая его ценность, а торговые операции для него – это дополнительный бонус.

К нам постоянно (но безрезультатно) обращаются с предложениями котировать наши акции. Предложение звучит примерно так: дайте нам акции и деньги, и мы будем выполнять функции маркет-мейкера. Знакомые бизнесмены рассказывали о своем опыте: обычно у таких «маркет-мейкеров» заканчиваются либо деньги, либо акции, и они приходят «за добавкой».

Выставление двухсторонних котировок (котирование) и выполнение функций маркет-мейкера – это разные вещи.

При подготовке обзора использована информация: УК Арсагера

Stockinfocus.ru