Цены на золото и акции добывающих компаний. Взаимовлияние и подводные камни

Я уже упоминал, что сейчас горнодобывающие компании заканчивают публиковать отчёты за IV квартал и весь 2012 год. Многие из них показывают снижение прибыли. Стоимость акций золотодобывающих компаний в последние годы значительно отставала от динамики цен на золото. Исходя из этого, некоторые аналитики и фонды призывают инвесторов покупать эти акции или акции ETF, инвестирующих в эти компании, обосновывая это их недооценённостью. На пути инвесторов в акции лежит множество подводных камней, которые следует учитывать при покупке того или иного актива. На них я и сосредоточил внимание в двух частях данного исследования.

Ангелос Дамаскос из фонда Junior Gold считает, что падение производства может отправить цены на золото на свежие верхи. Он сказал, что шахтёры отреагировали на недавнее падение цен, концентрируя внимание только на высококачественных месторождениях, с максимальным содержанием металла в руде, на которых они получают максимальную прибыль. Это означает игнорирование в дальнейшем низкокачественных месторождений золота и закрытие менее прибыльных рудников. Такое развитие событий может привести к «кризису поставок», который, поскольку спрос на золото остаётся сильным в Китае и Индии, может вновь подтолкнуть цены вверх.

Действительно, исторически сложилось, что доходы от акций компаний, участвующих в добыче и переработке золота, имеют тенденцию сильно коррелировать с ценами на этот металл, поэтому, когда цены на золото растут, растут и цены на акции этих компаний, и наоборот. Но за последние два года эта зависимость нарушилась, и акции горнодобывающих компаний, безусловно, отставали от цен на золото.

Одной из причин этого является страх, основанный на рисках, которым подвержены горнодобывающие компании в нестабильных регионах мира. Здесь следует отметить, что подавляющее большинство новых крупных месторождений драгметаллов расположено как раз в этих регионах, особенно — в Африке.

Постоянно меняющиеся в этих странах «правила игры», начиная от изменений налогового и трудового законодательства, тарифов на электроэнергию и прочие накладные расходы, квотирования экспорта, и заканчивая элементарной национализацией активов, как сейчас происходит в Зимбабве, никак не способствуют притоку капитала в акции горнодобывающих компаний.

Поэтому при инвестировании в акции горнодобывающих компаний важнейшими факторами при принятии решений является не только эффективность самой компании, но и юрисдикция, т.е. месторасположение как самой компании, так и её «дочек» и добывающих подразделений. Эффективность компании определяется рентабельностью добычи, качеством управляющего персонала, капитализацией и прочими факторами, а также — ценами на драгметаллы на рынке. В период бурного роста цен на золото с 2009 по 2011 годы многие компании имели неосторожность запустить новые проекты на малорентабельных месторождениях, с низким содержанием металла в руде, или расконсервировать старые.

Когда цены на золото перестали ежегодно расти стремительными темпами, они поняли свою ошибку, последовала череда слияний и поглощений с целью оптимизировать производство, но огромные деньги уже были потрачены впустую, прибыли резко упали, последовал отток капитала. Это, естественно, сказалось на ценах акций. Сейчас большинство компаний занято реструктуризацией и оптимизацией управления и производства с целью привлечения капитала, но два обстоятельства вставляют им палки в колёса. Первое — снижение цен на золото. Второе — ежегодное увеличение себестоимости добычи.

Себестоимость добычи и цены на золото

Hebba Investments провела исследование реальной стоимости добычи одной унции золота на примере одной из крупнейших горнодобывающих компаний Barrick Gold ( ABX ), основываясь на её отчёте за IV квартал и весь 2012 год. Как правило, под термином «себестоимость добычи» подразумевается сумма затрат на эксплуатацию шахт, переработку руды, зарплату шахтёрам и т.д., которая делится на эквивалентное количество произведённых унций золота.

Это значение полностью вводит нас в заблуждение, поскольку учитывает только операционные затраты, что на самом деле не показывает инвесторам истинную картину затрат, необходимых для производства унции золота. К счастью, ABX в последнем отчёте ввела новое понятие затрат, называемое «all-in sustaining cash costs» (денежные затраты «всё включено»), которые оказались значительно выше, чем затраты в используемом ранее понятии «себестоимость».

Но и эта величина всё ещё не полностью отражает затраты, необходимые для добычи унции золота — хотя это хорошее начало, по крайней мере, это показывает, что менеджмент ABX начинает признавать, что использование понятия нереально низкой себестоимости унции золота — попытка одурачивания образованных инвесторов. Для рассчёта реальных затрат на добычу унции золота, Hebba использует общие затраты за квартал, из которых удаляет доходы или убытки от производных финансовых инструментов, которые действительно не имеют ничего общего с производственной деятельностью компании.

Затем вычисляется эквивалентное произведённым другим побочным продуктам (таким как серебро, медь, цинк и др.) количество унций золота путём деления цены на золото на цену на побочный продукт. Например, если золото торгуется на уровне $ 1650 и серебро $ 30, то каждые 55 унций серебра будут конвертированы в одну эквивалентную унцию золота. Используется средняя стоимость побочного продукта за отчётный квартал или год, потому что она более точно отражает цену побочного продукта в ходе сравнения разных периодов, но инвесторы могут использовать любые соотношения, которые они считают для себя наиболее подходящими.

Когда делается сравнение с аналогичным периодом другого года, используется тот же коэффициент конвертации, даже если цена на побочный продукт отличалась в каждом из сравниваемых кварталов. Это позволяет при определении затрат на производство избежать скачков цен в моменте, например, когда цена на медь может подскочить в одном квартале — это повлияет на корректное сравнение год-к-году цен на золото.

Наконец, надо учитывать списания. Компании не используют их в расчётах себестоимости золота, но это неверный способ определения общих расходов, и инвесторы должны учитывать суммы списаний при оценке истинных издержек производства. Например, компания вкладывает $ 250 млн в какой-то проект, а затем несколько лет спустя выясняется, что это было экономически нецелесообразно, проект закрывается и сумма списывается.

Разве это не должно быть включено в себестоимость продукции? Конечно, это непосредственно не влияет на затраты на производство в текущем квартале, но вложение было сделано с целью увеличения запасов золота и для обеспечения долгосрочной устойчивости компании. Поскольку цель состоит в определении общих затрат на производство унции золота, подобные вложения являются такой же частью затрат, как затраты на разведку и добычу, и поэтому должны включаться в расчёты.

Здесь надо учитывать, что списание производится в течение одного квартала (и влияет на расходы только в течение этого квартала), что приводит к неверной оценке затрат на производство. Есть одно, хотя и не идеальное, средство решения этого вопроса — распределить расходы на год, т.е. по 25% на каждый квартал. Однако включение в затраты списаний также влияет на налог на прибыль (так как большинство списаний считаются потерями, и они выгодны для компании при начислении налогов). Не существует точного способа решить этот вопрос, так что Hebba просто использует плоские 30% ставки налога и вычитает соответствующие суммы из налоговых льгот, которые компания получила за списание. Не идеально, но это работает.

Реальные затраты на производство ABX в IV квартале 2012 года и в 2012 финансовом году

При преобразовании стоимости меди в эквивалентую стоимость унции золота использовалась средняя цена меди на LBMA в IV квартале 2012 года $ 3.59 за фунт, что эквивалентно примерно 480 фунтов меди за унцию золота.

Цены на золото и акции добывающих компаний. Взаимовлияние и подводные камни

Для анализа номинальной стоимости унции в затраты были включены расходы на списания, поскольку это более полно показывает, сколько тратится на производство одной эквивалентной унции золота, но для инвесторов, которые хотят убрать списания из расчётов, Hebba включила расходы без списаний. Для анализа роста расходов квартал-к-кварталу и год-к-году использовалась стоимость, из которой исключены списания, так как это — более справедливое сопоставление при сравнении роста/снижения расходов.

Как видите, затраты на производство унции золота растут даже при удалении списаний. В 4 квартале 2011 они составляли $ 1253 для производства унции золотого эквивалента, а в 4 квартале 2012 затраты выросли до $ 1318, что показывает 5%-ный рост ежеквартальных расходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Этот рост расходов также очевиден в годовом выражении, где они выросли с $ 1101 в 2011 году до $ 1277 в 2012 году — около 15% увеличение стоимости затрат на унцию.

Инвесторы также должны понимать, что расходы будут продолжать расти, о чём свидетельствует тот факт, что за 4 квартал расходы были выше, чем среднегодовые, что предполагает дальнейший рост расходов. Расходы в 4-м квартале также превысили $ 1300 за унцию, поэтому инвесторы не должны удивляться, если в 2013 расходы в среднем составят более $ 1300 за унцию, что соответствует прогнозам руководства ABX роста общих затрат в 2013 в годовом отчёте.

Выводы

1. Среднегодовая стоимость производства ABX одной унции составляет около $ 1300, и рост стоимости колеблется от 5% до 15% в год, что позволяет предположить, что при нынешних ценах на золото около $ 1600 за унцию, прибыли будут сокращаться быстрее. Инвесторы должны быть осторожны при покупке акций ABX и других компаний, если текущие цены на золото продолжат держаться на таких низких уровнях.

2. Для инвесторов в ETF и другие инструменты на рынке золота представляют интерес общие расходы, необходимые для производства одной унции золота, поскольку отчёт ABX показывает, что издержки при добыче золота продолжают расти. Кроме того, поскольку ABX является одной из крупнейших золотодобывающих компаний в мире и имеет значительный эффект масштаба, но всё же в состоянии производить золото только при уровнях цен выше $ 1300 за унцию — уровень цен на золото имеет очень важное значение, когда дело доходит до цен, близких к издержкам производства.

3. Среднегодовая стоимость производства одной унции значительно возрастает, если в неё включаются затраты на списание. В начале статьи я говорил, что многие компании сейчас вынуждены отказываться от нерентабельных проектов и закрывать убыточные производства. Всё это будет продолжать увеличивать издержки.

4. Маловероятно, что цена на золото будет хотя бы приближаться к уровню $ 1300, но инвесторы, которые предполагают, что золото может упасть ниже $ 1000 за унцию, вероятно, живут в прошлом. Издержки производства делают нерентабельной добычу на всех шахтах при ценах ниже $ 1300 за унцию золота.

Stockinfocus.ru