Россия может отказаться от нефтяных расчетов в долларах

Цены на нефть поддерживают российский рынок акций Аналитика

Россия вскоре может отказаться от расчетов в долларах со своими основными торговыми партнерами в Западной Европе и Азии. По крайней мере, к этому призывает глава ВТБ Андрей Костин. Такое решение вполне выгодно и разумно с точки зрения российских экспортеров, полагают опрошенные Центром политического анализа эксперты.

Россия стремится переосмыслить свои отношения с остальным миром, особенно в свете политики, которую сегодня проводят Соединенные Штаты. На XXV съезде Ассоциации российских банков, например, глава одного из крупнейших российских банков — ВТБ Андрей Костин выступил с предложением перейти в расчетах с иностранными партнерами на рубли. Это, по мысли Костина, должно стать первоочередной задачей банковской системы, Центробанка России и правительства.

«Мы терпеливо следовали даже тем инициативам Запада, которые были для России и ее финансовой системы не очень понятны, например, санкции против Ирана. Но сегодня мы столкнулись с холодной войной, которую Запад пытается навязать нашей кредитно-денежной системе», — таков диагноз Костина. Как напомнил банкир, санкции введены против банка «Россия», который никак не участвовал в операциях на территории США или в событиях внутри Украины.

«В последние годы мы привыкли, что в нашей работе присутствуют лишь коммерческие риски, развивали и совершенствовали систему управления именно рисками, а сегодня понятно, что у системы есть и политический риск, и к этому риску система готова мало», — отметил Костин.

По оценке Костина, переход к рублевым расчетам — давно назревшая проблема. «Начинать надо немедленно. Не только с расчетами в рамках Таможенного союза и СНГ, но и в отношениях с наши главными торговыми партнерами, такими как Китай и Западная Европа», — полагает он. «Больше половины нашего экспорта импорта приходится не на долларовые расчеты, с самим США у нас оборот всего 2%. 44% от совокупного экспорта товаров и услуг – это поставки Газпрома, Роснефти и Рособоронэкспорта, и руководство этих компаний вовсе не против начать поставки в рублях, надо лишь дать механизм это решение воплотить в действие», — заявил глава ВТБ.

Опрошенные Центром политического анализа эксперты согласились, что переход на долларовые расчеты с зарубежными партнерами более выгоден России в текущих условиях и является своего рода защитой от рисков.

Со странами Таможенного союза никаких проблем не будет, уверен директор аналитического департамента группы компаний «Альпари» Александр Разуваев. «Если верить такому уважаемому изданию как Forbes-Казахстан,  казахи всерьез рассматривают участие в таком проекте как Евразийский Центробанк и сроками его реализации называется 2016 год», — напомнил эксперт.

По мнению Разуваева, если принимать во внимание, что экономика Казахстана — это примерно 10 процентов от российской, а Белоруссии — примерно 3,5 процента, такое решение будет принято и будет принято единогласно.

«Что касается иных стран, то идея перевести экспорт на рубли высказывается еще с 2008 года — с момента падения рынков в пик того кризиса. Она уже реализуется в Азии и теперь, по всей видимости, процесс пойдет быстрее», напоминает он.

«Китай уже давно предпринимает шаги по уменьшению зависимости от американской валюты, переводя расчеты со своими контрагентами в юани. Думаю, что рабочая обкатка данного механизма расчетов без участия американского доллара будет испытываться именно в торговых отношениях с КНР», — солидарен с Разуваевым аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко.

«Для российских компаний создание такого механизма будет интересно, так как. все-таки большая часть затрат компаний географически происходит в России, а значит, в рублях. Таким образом, конвертация долларовой обратно в национальную валюту выручки в любом случае приводит к транзакционным потерям и формирует высокие валютные риски (резкие движения на валютном рынке происходят достаточно часто)», — полагает аналитик.

Согласен с ним и политолог Алексей Чадаев: «расчет в рублях — это более удобно нам и менее удобно контрагентам. Соответственно, такой переход тем более вероятен, чем более сильные позиции у нас на соответствующих рынках, и есть ли у наших контрагентов альтернативы».

В целом решение такого рода не опасно для США, но потенциально может привести к появлению новой, пока региональной, резервной валюты. «В ближайшее время рубль может стать максимум региональной резервной валютой, но о мировом статусе думать действительно рано – здесь пока полное доминирование американского доллара, для которого и евро то, по сути, не соперник. В целом, инициатива перспективная, которая действительно может увеличить независимость российской экономики, но сложно реализуемая в краткосрочной перспективе», — говорит Антон Сороко.

Согласен с ним и Разуваев. «Для мировой экономики такое решение каких-то огромных последствий иметь не будет, поскольку роль российской экономики в мировой не слишком велика. Однако у России большое влияние в плане экспорта нефти и газа. Напомню, что «Газпром» поставляет примерно треть газа в Европу», — считает аналитик.

«Сами экспортеры тоже за такое решение. Вот, кстати, недавно представитель «Газпрома» заявлял, что концерну это будет интересно, вот только пока нет технической (это уже вопрос к банкам и регулятору) возможности экспортировать свою продукцию в обмен на рубли», — напоминает Антон Сороко.

По словам Разуваева, «одной из целей перевода российского экспорта на рубль может быть желание минимизировать риски санкций со стороны США». «Рубль — наша валюта, и тут мы делаем то, что хотим. Меж тем США — это, конечно, будет некий последний довод и пока представляется маловероятным — могут ввести санкции против держателей своих долларовых долговых обязательств. Это, разумеется, подорвало бы доверие к их бумагам и пока США на это не готовы пойти, но в случае резкого обострения, например, военно-политической обстановки в мире, они теоретически могут пойти и на это. У них есть поговорка — «долги отдают только трусы». Они не трусы — это точно», — полагает Александр Разуваев, резюмируя, что « перевод экспорта на рубль — это, безусловно, шаг в рамках повышения финансовой безопасности России».

Stockinfocus.ru