На каких условиях капитулируют бригады украинской армии

На каких условиях капитулируют бригады украинской армии Аналитика

Украина никак не может добиться хотя бы какой-либо значимой победы над ополчением Донбасса. Более того, инициатива переходит на сторону ополченцев — они завершают ликвидацию Южного котла.

На каких условиях капитулируют бригады украинской армии

В ночь на 4 августа российско-украинскую границу пересекло более четырех сотен украинских силовиков (среди них 160 с лишним пограничников), которые находились в окружении на южном фронте. Они сдались в плен представителям ФСБ, однако до сих пор непонятно, на каких условиях.

Так, согласно появившемуся незадолго до перехода сливу, ополченцы вели переговоры с окруженными силовиками о их капитуляции — всем было понятно, что иного выхода кроме сдачи у силовиков не было. Для прорыва у них уже не хватало сил и боеприпасов, а киевские власти спасать своих солдат не спешили. Однако стороны не сходились в условиях сдачи, и прежде всего судьбе десятков бронемашин и артиллерийских систем, которые находились на вооружении у украинских бригад. Ополченцы требовали их передачи целыми и невредимыми, тогда как украинские военные настаивали на праве уничтожить всю украинскую технику и передать ополченцам лишь стрелковое вооружение.

Не исключено, что переход военных через российскую границу стал частью достигнутых договоренностей. Да, по официальным данным украинские военные взорвали свои склады с боеприпасами и уничтожили бронетехнику1. Однако иного заявления ожидать от них было сложно. Нужно понимать, что часть военных уже вернулась через Россию на Украину через безопасные КПП (на момент сдачи статьи границу в обратном направлении пересекло чуть менее половины из беглецов), и если бы стало известно, что они передали технику ополченцам, солдат и офицеров дома ждал бы трибунал. А так у них еще есть шанс предстать героями, которые отстреливались до последнего патрона, а затем в безвыходной ситуации спасли свои жизни и отступили на российскую территорию, не оставив врагам ничего.

Если же выяснится, что военные, не договорившись с ополченцами, действительно взорвали свое оружие и сбежали в Россию, то тогда непонятна позиция российского ФСБ, фактически сыгравшего в пользу официального Киева. Россия имела полное право интернировать перешедших границу украинских военнослужащих или же «задержать их до выяснения» — однако вопреки этому передала всех, изъявивших желание вернуться, Украине. Не исключено, что часть из них вернется в строй украинской армии и продолжит воевать против ополченцев Донбасса.

Возможным объяснением подобной позиции (если, повторим, это не было частью трехстороннего соглашения между ополченцами, военными и ФСБ) может стать либо боязнь России попасть под дополнительный международных прессинг — при абсолютной юридической правоте Москвы в вопросе задержания нарушителей границы, — либо желанием передать Украине «деструктивный элемент». Попавшие в котел военные считают, что Киев их предал, и, по понятным причинам, не испытывают особо теплых чувств по отношению к украинской власти, о чем сквозь зубы говорят представителям российских СМИ. Поэтому, могли рассудить в российском руководстве, вместо того, чтобы позволять ополченцев их добить, лучше их вернуть на Украину для распространения пораженческих настроений и ликвидации свидомых настроений в украинском обществе.

По всей видимости, в ближайшее время стоит ожидать новых групп украинских военнослужащих, которые постараются выйти из котла к российской границе. При этом под вопросом оказывается судьба добровольческих карательных батальонов «Шахтерск» и «Азов». Если смотреть на ситуацию через призму Фейсбука, то они одерживают победу за победой — в последнем сообщении от их куратора Олега Ляшко говорилось, что доблестные батальоны начали зачистку Донецка. Ополченцы же сообщают, что оба батальона не только не вошли в пределы столицы ДНР, но и находятся в котле.

Возможно, сообщение Ляшко связано с его желанием пропиарить собственных протеже, добиться восстановления их финансирования (как известно, предыдущий спонсор Игорь Коломойский отказался давать деньги обоим батальонам после того, как разругался с Олегом Ляшко) и спасения, поскольку в случае капитуляции кадровых частей армии, находящихся в котле, эти батальоны без финансирования и оружия будут просто уничтожены. На сдачу они вряд ли пойдут — в отличие от кадровых военных, которые выполняют свой долг, наемники из числа активистов Майдана, отправившиеся убивать «москалей» на Донбассе, вряд ли могут рассчитывать на теплый прием как в среде ополченцев, так и в среде самих «москалей».

После их ликвидации и окончательной зачистки «южного котла» у ополченцев появится возможность серьезно сократить фронт боевых действий (причем в этот раз не за счет сдачи «стратегических выступов» наподобие Славянска или Лисичанска, а за счет освобождения значительной части территории). Высвободившиеся подразделения можно будет перебросить к Донецку и Луганску, или же с их помощью ликвидировать прорыв украинской армии в районе Дебальцево.

В Киеве прекрасно понимают последствия начала массовой сдачи в плен украинских военнослужащих. Поэтому, помимо начавшегося разложения в украинских войсках, продолжается разложение и в рядах украинской власти. Не успел затихнуть скандал вокруг распада правящейся коалиции и неудачной попытки премьер-министра Арсения Яценюка соскочить с поста премьер-министра, как во властных коридорах появился новый дезертир — бывший комендант Майдана и нынешний секретарь Совета Национальной Безопасности и Обороны Андрей Парубий.

Официальная причина подачи Парубием прошения об отставки — несогласие с политикой Петра Порошенко. Не исключено, что один из видных украинских националистов не хочет в дальнейшем ассоциироваться с очевидными провалами в АТО, которые уже просто невозможно скрывать. Так, советник министра Внутренних дел Роман Шкиряк утверждает, что под контролем АТО находится 3/4 территории Донбасса, однако признается, что «на сегодняшний момент, общее количество оставшихся российских бандитов, орудующих на территории нескольких районов Донецкой и Луганской области, может колебаться в пределах 13-15 тысяч».

И если раньше силовики говорили о том, что разберутся с ополченцами в течение месяца, то теперь сроки сдвинули к началу зимы. А зимой, как известно, Украину ждут настолько сложные времена, что ей будет не до ополченцев.

Автор: Геворг Мирзаян

Stockinfocus.ru