Европейский суд как способ разорить Россию

Европейский суд как способ разорить Россию Аналитика

Судебная практика Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) дает ощущение, что существуют две категории государств. «Свои», которым можно доверять и для которых есть презумпция законности, презумпция лояльности в отношении принципов Европейской конвенции прав человека и основных свобод. И есть «чужие», которые думают неправильно юридически (а значит — политически).

Европейский суд как способ разорить Россию

Короче говоря, есть «хорошие» страны, которые относятся к англосаксонскому праву, и есть остальные, которые относятся к праву континентальному. Эти страны надо поставить на правильный путь.

Практика ЕСПЧ выглядит порой более чем странно. Например, в разных государствах есть возможность принимать так называемые «законы о валидации». С их помощью государство идет против конкретной судебной практики, которая ему кажется вредной для общего государственно интереса.

Обычно такой закон не используется в отношении вступивших в законную силу судебных решений, он играет роль только для решений будущих или для тех, которые еще можно оспорить в суде. Это, на самом деле, прямое влияние законодательной власти на судебную: депутаты указывают судьям, что и как решать. Поэтому она очень серьезно ограничена.

Вначале ЕСПЧ не признал за государствами даже теоретическую возможность принимать такие законы. Это было в 1994 году в отношении Греции. В сентябре 1997 года Европейский суд пошел еще дальше и признал решение Конституционного Совета Франции внутреннего закона о валидации не соответствующим Европейской конвенции. Таким образом, Европейский суд стремится стать верховным судом национальных судов, при этом злоупотребляя своими полномочиями.

И вдруг, когда правовая позиция ЕСПЧ казалась уже определенной, стабильной, спустя всего месяц, в октябре, в отношении Великобритании было установлено, что «ст. 6.1. не может интерпретироваться как полный запрет государству повлиять на судебный процесс, в котором оно является стороной». Но уже в 1999 году, снова в отношении Греции, ЕСПЧ восстановил запрет.

Такой подход в корне противоречит системе международного правосудия. Ведь чтобы система была легитимной, и таким образом принята государствами, она обязана обеспечить равенство между ними. В судебной практике это то, что называют прецедентом. Если суд решил один правовой вопрос в одну сторону, он должен решать все идентичные правовые вопросы именно в эту сторону, вне зависимости от конкретной стороны дела.

Первичная идея состояла в том, что когда правосудие отделено от сторон, оно более независимо, чем национальное, потому что физически суд не находится под юрисдикцией одного государства и в него входят судьи от разных государств. Более того, когда судья назначен или избран, он уже не может зависеть от своего государства. Это, конечно, несколько идеалистический подход, поскольку судья все-таки остается человеком и как минимум внутренне зависит от политико-правовой культуры своей страны, от своих личных политических убеждений, от своей гражданской позиции в отношении своего государства.

Глобальная политическая технология наказания суверенных государств

Международное правосудие, к сожалению, сейчас начинает становиться инструментом финансового давления на непослушные государства. Это напрямую касается России. Мы имеем дело с новой глобальной политической технологией, использующей правосудие не по его прямому назначению, а в качестве одного из инструментов нанесения удара по неприсоединившимся государствам.

В конце июля этого года были приняты два важных решения против России, и оба вызывают сомнения. Оба раза они были вынесены в пользу акционеров ЮКОСа. Первый раз — в рамках международного арбитража при ЮНСИТРАЛ (Комиссия ООН по праву международной торговли, от англ.United Nations Commission on International Trade Law — UNCITRAL) в Гааге, второй — в Европейском суде по правам человека в Страсбурге.

advokat-v-evropeyskom-sude-1

Сегодня нормальное суверенное государство является правовым, то есть, должно компенсировать причиненные убытки. Но при этом оно является социальным, то есть, должно думать о школах, дорогах, больницах, да и просто о достойной жизни всех своих граждан.

Поэтому в рамках традиционной концепции национальной юстиции возникает идея пропорциональности: государство создает суды, они рассматривают споры граждан (компаний) с государством, но, взыскивая с государства деньги, судья всегда помнит о бюджете.

Иначе говоря, сумма взыскания не может быть слишком высокой, поскольку разорение государства означает разорение всех его граждан.

Вообще-то, международные арбитражные суды компетентны рассматривать споры только при наличии соглашения между спорящими сторонами о передаче дела в эти суды. Россия не давала согласия передавать дела в суд такого рода (скажем, при ЮНСИТРАЛ). Но по мнению истцов и судей, государство можно заставить. Например, вспомнить об Энергетической хартии 1994 года, в соответствии с которой согласия государства не требуется. Пренебрегли и тем, что Россия не ратифицировала Хартию.

Получилось, что вопреки закону и просто здравому смыслу правосудие было отделено от государства и передано в руки стороннему арбитражному суду — в данном случае, ЮНСИТРАЛу, которому безразличны социально-экономические проблемы. Так у России возник долг в 50 миллиардов долларов. Хотя вполне мог быть начислен хоть триллион.

Еще удивительнее недавнее решение ЕСПЧ. По мнению Евросуда образца 2011 года уголовное преследование ЮКОСа было правомерным и политически не мотивированным. В 2014 году та же инстанция перерешала то же дело с прямо противоположным результатом. У России чудесным образом возник еще один долг — в два миллиарда, теперь уже за безосновательное и политически мотивированное уголовное преследование.

Итак, с помощью «ускользающего правосудия» создается совершенно нереальный по объему долг государства. Что делать государству? Исполнять решение суда нельзя хотя бы потому, что это прямой путь к разорению.

Но есть и другие причины. После такого прецедента последуют десятки, если не сотни решений по другим компаниям на основании бесконечных хартий, которые будут выноситься в самых неожиданных местах. Кроме того, главу суверенного государства намеренно опускают на один уровень с руководителем некоей частной компании с сомнительной репутацией, который этим же государством объявлен мошенником.

Не случайно тот же ЮКОС в лице своих представителей настаивает именно на реструктуризации долга, переговорах и т.п. Да и ЕСПЧ прозрачно намекал, что размер ущерба стороны (то есть Россия и ЮКОС) должны определить путем переговоров.

То есть, Владимир Путин как президент России должен сесть за стол переговоров с Михаилом Ходорковским, чтобы униженно просить его о пощаде. Значит, исполнять решение нельзя.

При этом стране нужно быть готовой к обвинению в пренебрежении правосудием, Нью-йоркской конвенцией об исполнении иностранных арбитражных решений, Европейской конвенцией о защите прав человека и т.п. В общем, оказаться самым страшным нарушителем вековых устоев международного права.

Strasbourg-_European_Court_of_Human_Rights

Более того, в момент просрочки исполнения по очередному экзотическому для судебному решению на первые роли обязательно выйдет какое-нибудь рейтинговое агентство вроде Standard & Poor’s или Moody’s, которое громогласно объявит, что Россию постиг частичный дефолт. CNN, BBC, а вслед за ними «Ведомости» с «Коммерсантом» тут же с присущей им респектабельной «нейтральностью» раструбят об этом на весь мир.

Нельзя бороться с сильными мира сего, играя по навязанным им правилам. Тем более, что и сильные не столь уж сильны, и правила не столь уж умны, да и западные суды не столь справедливы, а СМИ не столь независимы. Если же сохранять святую веру в разнообразные международные рейтинги разнообразных международных агентств, то лучше уж сразу было отдать Россию ЮКОСу еще в 2003 году.

Автор: Карин Беше-Головко

Stockinfocus.ru