Еще недавно представить себе вооружение российских силовых структур автоматом «не Калашникова» было чем-то не реальным, фантастическим. Сам бренд, и вся его линейка, начиная с АК-47, стала своего рода моральным национальным достоянием.
Изобретение и последующий выпуск в СССР и России самого популярного в мире автомата — один из основных символов нашего научно-технического прогресса. А заодно веский аргумент в спорах с теми, кто пытается рассказывать что-то об «отсталых русских». Но в 2014 году уверенность в «безальтернативности» Калашникова, во всяком случае в кругу специалистов, очень сильно пошатнулась…
АК-74М в свое время стал действительно практически идеальным военно-техническим решением для войск. Надежный, безотказный, с прекрасными характеристиками, дешевый. Он был практически вне конкуренции для многомиллионных мобилизационных и «призывных» армий, благодаря тому, что научиться им пользоваться, или «вспомнить», как это делается даже через 20 лет после демобилизации, можно в рекордно короткие сроки.
Перфекционисты, в том числе и российские, сравнивая АК с лучшими западными образцами типа М16 и Ко, отдавали порой предпочтение последним — за большую кучность, точность, меньшую отдачу. Вот только достигалось это за счет сильного усложнения конструкции — а, соответственно, большего количества отказов в работе, особенно в сложных условиях.
На этот аргумент фанаты западного оружия часто хохмят: «Мол, телега тоже проще и реже ломается, чем спортивная машина — что нам всем на телеги пересесть? За оружием следить нужно». Но война-то редко ведется в «идеальных» условиях. Бой зачастую нужно принимать в болоте, пустыне, горах, в окопе в мартовской грязи… В таких условиях у чего выше шанс «не выстрелить»? У АК или у евроамериканских высокотехнологических красавиц винтовок? А ведь это уже не статистика. За каждым случаем неисправности в боевой ситуации стоят человеческие жизни…
Самую лучшую конечную оценку оружию дал «потребитель». По разным данным, в мире за все время было произведено от 70 до 100 (если считать в том числе «пиратские» версии) миллионов единиц «Калашникова».
Продукция «Калашникова» составляет около 20% от всего стрелкового оружия, которое только есть в мире — это рекорд. АК состоит на вооружении более, чем у 50 иностранных армий. Для сравнения, главного конкурента АК — М16 во всех ее модификациях сделано было около 10 миллионов, и состоит она на вооружении у 27 армий…
Исходя из всего вышесказанного, производители АК в определенный момент по принципу «лучшее — враг хорошего» стали отходить от принципиальной доработки своей продукции. Тем более, что в условиях кризиса конца 80-х, а потом и развала СССР, всем было не до новых автоматов.
С конца 70-х, кстати, шла, правда, разработка альтернативного оружия; в 1981 году был объявлен конкурс «Абакан», самым перспективным на котором был определен автомат конструктора Никонова со смещенным импульсом отдачи (за отсутствие которого часто ругают АК).
В 1986 году автомат был доработан, а в 1991 году прошел испытания в Таманской дивизии. Его даже решили принять на вооружение. С 1998 года его начали производить малыми партиями. На практике же им вооружены только несколько подразделений спецназа внутренних войск МВД и полиции…
Так АК-74М еще на некоторое время остался без конкурентов, но продолжал морально устаревать.
В 2013 году вопрос стал ребром. Нужно было разработать стрелковое оружие для нового комплекта боевой экипировки «Ратник». АК-74М эту задачу уже явно «не вытягивал». И тут то и произошла сенсация.
Минобороны России неожиданно не допускает до государственных испытаний новинку от «Калашникова», на которую была сделана производителями основная ставка — АК-12.
Вместо него на лидирующие позиции вышел А-545 от «Дегтярева», разработанный на базе АЕК-971! Затворная рама «дегтяревской» новинки соединена с балансиром той же массы, который идет вперед во время выстрела, когда сама рама уходит назад. За счет этого глушится удар, и, соответственно, достигается гораздо большая кучность и точность стрельбы.
АК-12 же использовал старый традиционный «калашниковский» механизм. Некоторые эксперты анонимно признавались в СМИ, что военные даже где-то разочаровались в конструкторах «Калашникова», которые не искали принципиально новых решений десятилетиями.
Информация о проблемах ижевских оружейников очень быстро попала в СМИ. В Интернете поговаривают, что не без помощи основного конкурента. И между двумя производителями развернулась целая информационная баталия.
Часть СМИ (предположительно, «близкая» к «дегтяревцам») говорила о том, что вопрос решен практически бесповоротно, и АК «приговорен». Другие СМИ (явно, симпатизирующие «Калашникову») писали о том, что проблема раздута искусственно, сложности временные и их быстро решат. Критики АК отвечали на это, что, если проблема не решалась годами, то за месяц-другой их точно не решить…
Власти подзадоривали обоих производителей, давая понять, что только конкурируя и борясь за качество, они смогут дать силовикам то, что им нужно.
Вице-премьер России Дмитрий Рогозин: «Мы были бы очень рады, если бы в России были два конкурирующих оружейных концерна — Калашникова и Дегтярева».
И все же в информационном поле позиции А-545 выглядели значительно более уверенно. Большая часть СМИ намекала на то, что еще немного, и со стрелковой монополией «Калашникова» в России будет покончено. Поэтому слова замминистра обороны России Юрия Борисова о том, что «основным» автоматом для российских военных станет АК-12, прозвучали «словно гром среди ясного неба».
Правда, потом ведомство уточнило свою позицию, отметив, что заместитель министра несколько погорячился. В опытно-серийное производство, несмотря на «лидерство» АК-12, пойдет оба автомата — и АК-12, и А-545. Первые их партии поступят в войска, десантникам и пехотинцам, и после года эксплуатации и будет принято окончательное решение.
Некоторые СМИ, ссылаясь на свои источники среди военных, заговорили о том, что Сухопутные войска получат АК-12, а ВДВ, морская пехота и спецназ — А-545. Но это — просто предположения. Конкурс пока что выигрывает все-таки АК-12.
С чем может быть связано такое решение? Те, кто поддерживали А-545, говорили о том, что сложность автомата в современных условиях — не проблема.
Мол, армия становится все более «профессиональной», а для контрактника лучше более сложное, но точное оружие. Так ли это? Во-первых, все-таки Россия от призыва отказываться не собирается. Во-вторых, конфликты последнего времени, в частности, последнего года на Украине, показали полную несостоятельность разговоров о том, что настала «эра профессионалов, воюющих высокоточным оружием».
Воюют и мобилизованные, воюют и ополченцы. Америка, которая больше всех кричала о «новой эпохе», преуспела только в нанесении ущерба инфраструктуре своего противника и установлении хаоса.
Можно ли считать это ее конечным результатом? Сомневаюсь! Думается мне, что ситуацию в Ливии, Ираке, Афганистане Вашингтон видел совсем по-другому. С разбитыми оппонентами, лояльными властями, полным контролем над экономикой. А этого одним высокоточным оружием и спецназом — не решить. Классические военные доктрины с большими армиями, пехотой, танками и артиллерией остаются актуальны… А вместе с ними и оптимальный для таких войн автомат Калашникова.
Тем более, что конструкторы АК-12 все-таки усовершенствовали. Вот, как:
«Органы управления оружием значительно переработаны для удобства пользователей, изменён и продублирован с левой стороны флажок предохранителя-переводчика огня, введена затворная задержка, кнопка которой также располагается с двух сторон.
Для лучшего доступа к кнопке затворной задержки и защёлке магазина, рукоятка удержания передвинута вперёд и укорочена спусковая скоба. Сам рычажок защёлки магазина удлинён и несколько смещён назад, его теперь можно достать пальцем руки, лежащей на рукоятке, причём при выключении защёлки патрон будет автоматически досылаться из горловины магазина в патронник ствола.
Легко снимаемый приклад может складываться в обе стороны, он телескопический, регулируются по высоте щека и затыльник приклада. Разработан также съёмный нескладной пластмассовый приклад, с которым, очевидно, автомат облегчается из-за отсутствия в нём шарнира с его механизмом фиксации и других регулировок.
Ещё одно новшество состоит в использовании планок Пикатинни. Рукоятка затворной рамы смещена вперёд на шток поршня и теперь может переставляться на левую сторону. Попутно это также позволило избавиться от коренного недостатка всех предыдущих модификаций АК — открытой щели позади окна для выброса гильз при снятом предохранителе, через которую могли попадать грязь и пыль внутрь ствольной коробки.
В АК-12 эта щель под рукоятку затворной рамы (уже спереди от окна для экстракции гильз), независимо от положения предохранителя, теперь всегда прикрыта штоком поршня».
В общем, АК-12 и точнее АК-74М, и кучнее, и компактнее. И просто — куда более удобен в использовании. Ну. и что особо важно, АК-12 — лишь на 25% дороже в производстве, чем АК-74М.
Цену А-545 пока не раскрывают, но достоверно известно, что его стоимость гораздо выше. Не стоит забывать и то, что «Калашников» на 51% в государственной собственности, а значит, профинансировав его, государство часть средств просто «переложит из одного кармана в другой». А в случае с «Дегтяревым» — мы имеем дело со стопроцентным частником.
Долгие демократические выборы оружия зачастую заканчиваются не очень хорошо. Излишний плюрализм в подборе оружия, если речь идет не об оснащении маленьких спецподразделений, тоже является явным излишеством.
В свое время — еще в 80-е — у нас захотели заменить явно устаревший ПМ. Но наступили лихие 90-е, времена демократии. Дозаменялись до того, что сегодня в российской армии «официальных» пистолетов целых… шесть! Ко всем новым моделям возникают какие-то претензии, и в итоге на практике армия вооружена практически только старыми добрыми ПМами и АПСами. Вроде бы дело хотят сдвинуть с мертвой точки, усовершенствовав «Гюрзу». Но когда это будет?
В армии США хотели применять различные модели автоматических винтовок для различных подразделений. Так, автомат М4 приняли специально для вооружения экипажей боевых машин и расчетов военной техники. Чем это закончилось? На М4 сначала начали переходить все силы специальных операций, а затем — и армия США в целом. Приняли бы такое решение сразу — было бы куда проще с планированием, в том числе — с экономической точки зрения.
Морская пехота США в 2000 году надумала заменить чем-то устаревший штык модели М7. После долгих и сложных конкурсов, лидировал вроде бы В2000, производства немецко-британской Eickhorn. Но в конце концов было принято волевое решение поддержать американского производителя. И морпехи получили на вооружение американский OKC-3S, которым довольны, как слоны.
В общем, как бы ни закончился «конкурс» российских производителей автоматов, лучше бы, он закончился побыстрее, с максимально четким и ясным решением. Это решит сразу множество проблем со снабжением, обучением и банально с экономией государственных средств. На замену стрелкового оружия выделено целых 25 миллиардов. И будет очень обидно, если часть подразделений вооружат одним автоматом, часть — другим, а потом вдруг кто-то передумает.
Ну а сам факт того, что у «Калашникова» появился сильный и реальный конкурент — явление однозначно позитивное. И у государства возник адекватный выбор, и ижевские конструкторы стали действовать куда более шустро и продуктивно, решая в сжатые сроки задачи, на которые им раньше были нужны годы. В ситуации, когда государство простимулировало здоровую конкуренцию, выиграют и силовики, которые получат самое лучшее оружие, и бюджет , для которого будет выбрано решение оптимальное по соотношению качества с ценой.
Автор: Святослав Князев