Старые обиды, как политический предлог

Старые обиды, как политический предлог Авторы

Прошедшая неделя ознаменовалась годовщиной трагических событий столетней давности. Речь идёт о массовых убийствах армян в Османской Империи, происходивших в 1915-м году. Современная Армения, на протяжении многих лет проводит работу, направленную на признание международным сообществом факта геноцида армянского населения Турции. Для властей страны это является делом чести и принципа. Нынешняя годовщина трагедии стала очередным поводом для возобновления политических дискуссий.

Как и прежде, основные споры (преимущественно заочные) по данному вопросу разгораются между армянскими и турецкими властями. В Анкаре упорно не хотят признавать факта геноцида, и каждый год напоминают об этом мировому сообществу. Так как нынешняя годовщина трагедии является юбилейной, особый накал политических страстей можно было предвидеть заранее.

Позиция турецкой стороны обусловлена определёнными историческими обстоятельствами. Прежде всего – тем, что до вышеописанных событий, армяне населяли значительную часть современной Турции.

Геноцид 1915-го года являлся, по сути, этнической чисткой, в которой турки «зачищали» для себя новое «жизненное пространство». Открытое признание данного факта нанесло бы мощнейший удар по репутации Турции и могло бы привести к серьёзным последствиям во внутренней политике.

Для нас перипетии вокруг трагедии столетней давности интересны, прежде всего, с точки зрения их значения для современной международной обстановки. Рассматриваемая проблема давно переросла уровень двусторонних турецко-армянских отношений. Сегодня в её решение, так, или иначе, вовлечено большинство государств Евразии и даже Северной Америки.

Всякий, кто желает выстраивать продуктивные отношения с Арменией, или Турцией, должен, прежде всего, определиться со своей позицией по этому непростому историческому вопросу. В противном случае, он рискует сведением на «нет» всех инициатив, направленных на двустороннее, или многостороннее сотрудничество.

24 апреля 1915 года стало отправной точкой геноцида

Вышеописанное особенно актуально для России и её партнёров по евразийской интеграции. Как мы знаем, с начала текущего года Армения стала полноправным членом Евразийского экономического союза, а в рамках ОДКБ она плодотворно сотрудничает с Россией и другими государствами уже не первый год. Это означает, что по степени военно-политической и экономической интеграции, Армения входит в круг ближайших союзников Российской Федерации.

Данное обстоятельство заставляет Москву солидаризоваться с позицией Еревана по принципиальным для него историческим вопросам. В противном случае, Кремль рисковал бы потерять доверие союзника, таким образом, бросив тень на процесс евразийской интеграции, достигший за последнее время немалых успехов.

Во время мероприятий, посвящённых памяти жертв событий 1915-го года, российское руководство чётко и недвусмысленно обозначило свою позицию. Находясь в Ереване, Владимир Путин назвал произошедшее сто лет назад геноцидом и выразил свои соболезнования армянскому народу. Эти слова представляются вполне обоснованными не только с моральной точки зрения, но и с позиции ближайшего союзника и партнёра Армении на международной арене.

Вместе с тем, они не могли не повлечь за собой последствий в отношениях с Турцией. Сразу после памятных мероприятий в Ереване, турецкое Министерство иностранных дел разместило на своём сайте сообщение, в котором официально осудило высказывания президента России. Турецкая сторона назвала признание событий 1915-го года геноцидом «неприемлемым».

Ответ российского Министерства иностранных дел на заявление своих турецких коллег был подчёркнуто дипломатичным и вежливым. В МИД отметили, что отлично знают, что такое геноцид, так как в новейшей истории России неоднократно происходили трагические события, вроде массовых убийств и репрессий.

Таким образом, диалог российской и турецкой стороны по вопросу трагедии 1915-го года, был сведён к простой терминологической путанице, что должно помочь избежать последствий для двусторонних отношений.

3123123

Повод для опасения похолодания в отношениях с Турцией у Москвы имеется достаточно серьёзный. Как мы помним, в конце прошлого года президенты двух стран согласовали проект нового газопровода по дну Чёрного моря, который должен заменить несостоявшийся Южный Поток.

Согласно замыслу разработчиков, новый трубопровод будет нацелен на экспорт российского газа в Европу через территорию Турции. Предварительные договорённости о транзите энергоресурсов были достигнуты и с Грецией, которая должна будет выступить в качестве первой европейской страны – потребителя и распределителя российского газа на южном направлении.

Планы по строительству «Турецкого потока» неразрывно связаны с другой недавней инициативой российской стороны – полным прекращением транзита газа через территорию Украины. По данным информационных агентств, Россия намерена до 2019-го года перенаправить весь транзит газа в Европу таким образом, чтобы в нём не была задействована украинская сторона.

Данные планы могут быть осуществлены только при условии успешного завершения строительства и начала функционирования «Турецкого потока». Последнее, в свою очередь, не представляется возможным без наличия крепких двусторонних отношений России и Турции.

Как мы уже говорили, для Анкары «армянский вопрос» является принципиально важным, что порождает риски для сотрудничества с Россией даже в экономической области. Пока, по итогам памятных мероприятий в Ереване, а также последовавших за ними заявлений российского и турецкого внешнеполитических ведомств, можно заключить, что данный «конфликт» был исчерпан, так и не начавшись, благодаря взвешенной риторике российской стороны.

Однако, есть основания полагать, что в дальнейшем позиция России по вопросу геноцида армян, может быть ещё не раз использована против неё.

Не стоит забывать, что Турция является членом НАТО. Несмотря на позицию властей страны, всё интенсивнее декларирующих свою независимость и реальную международную правосубъектность, нельзя исключать фактор американского давления на них.

Если взглянуть на ситуацию с американской стороны, становится совершенно ясно, что разногласия по «армянскому вопросу» — слишком удачный повод поссорить Россию с Турцией, чтобы им не воспользоваться. Кстати, от американского руководства, в преддверии годовщины трагедии, тоже ожидали громких заявлений.

Как известно, в Конгрессе США существует довольно мощное армянское лобби, регулярно пытающееся влиять на все решения, так, или иначе касающиеся их исторической родины. Некоторые аналитики склонны даже сравнивать его с мощнейшим еврейским лобби во властных структурах Америки. Тем не менее, ожидаемого признания американскими властями факта геноцида армян так и не произошло.

Украине и Евросоюзу настала российско-турецкая труба

Помимо вышеуказанного желания поссорить Россию с Турцией, это обстоятельство имеет ещё несколько причин. Самая очевидная из них – желание использовать в своих геополитических целях ещё одну постсоветскую республику – Азербайджан.

Об армяно-азербайджанском конфликте известно любому, кто интересуется международной политикой. В начале 1990-х это межэтническое противостояние достигло своего апогея и обернулось кровопролитной войной за право обладания Нагорным Карабахом. Тогда армяне и проармянские силы взбунтовавшегося региона одержали победу. Но власти Азербайджана продолжают грезить о возврате утраченных территорий.

Периодически конфликт в Нагорном Карабахе обостряется, и на армяно-азербайджанской границе вновь раздаются звуки выстрелов. Последнее из таких обострений произошло не далее, чем в прошлом году. Тогда повторной эскалации конфликта удалось избежать. Во многом это было заслугой России, которая последовательно выполняет роль посредника между враждующими сторонами.

Не вызывает сомнений тот факт, что поддержание мира в Закавказье, осуществляемое российской стороной, крайне невыгодно Соединённым Штатам. В планах американцев по дестабилизации постсоветского пространства, конфликт в Нагорном Карабахе играет ключевую роль.

Особенно актуально всё вышеизложенное становится в свете союзнических обязательств России перед Арменией. Последняя, как уже говорилось выше, является членом ОДКБ, а значит – военным союзником РФ.

Тем не менее, российские власти не спекулируют на теме военно-политического сотрудничества, когда речь идёт о поддержании мира в Закавказье. На переговорах между Арменией и Азербайджаном, российская сторона выступает в качестве независимого посредника. Во многом, именно это обстоятельство позволяло, до сих пор, избегать обострения замороженного конфликта.

Не смотря на то, что Азербайджан поддерживает, подчёркнуто нейтральные отношения с Россией, любые антиармянские инициативы (от кого бы они не исходили) его руководство воспринимает на ура. В числе прочего, это означает полную солидаризацию азербайджанской стороны с Турцией в вопросе трактовки событий столетней давности.

Из вышеперечисленного можно заключить, что политическая обстановка в Закавказье представляет собой клубок противоречий, уходящий корнями в недавнюю, но весьма трагическую, историю. Для соблюдения своих национальных интересов в регионе, российская сторона должна проводить там предельно выверенную и последовательную политику.

Главными политическими угрозами интересам России в Закавказье на данном этапе являются разногласия Армении со своими соседями – Турцией и Азербайджаном. Не вызывает сомнений то, что в ближайшее время американцы попытаются воспользоваться политическими противоречиями в регионе для купирования планов России по укреплению своего влияния там. В первую очередь это касается российско-турецкого проекта, предусматривающего прокладку нового транзитного газопровода.

Троянская лошадь в киевской конюшне

Пример того, как американская сторона пытается разрушить планы России, мы уже имели возможность наблюдать.

Сразу после недавнего визита премьер-министра Греции Алексиса Ципраса в Москву и достижения руководителями двух стран предварительной договорённости по «Турецкому потоку», американцы начали действовать.

В духе классического метода «кнута и пряника», в адрес греческого руководства сначала прозвучало предложение «более выгодных проектов» (каких именно – не уточнялось), озвученное Джоном Керри.

Затем к нему добавились новые угрозы исключения из еврозоны и даже Европейского Союза. Несмотря на то, что в последнем случае США действовали не прямо, а через своих союзников, происходящее выглядит слишком согласованно, чтобы быть совпадением.

Примерно такими же методами американцы могут воздействовать и на Турцию. В качестве «пряника» здесь могут выступить союзнические обязательства по НАТО и поддержка позиции Анкары по «армянскому вопросу». «Кнутом», в свою очередь, может стать постоянная угроза государственного переворота, присутствующая в Турции ещё со времён «арабской весны», а также вопрос самоопределения курдов, являющийся козырем в рукаве США.

Всему этому Россия может противопоставить только экономическую выгоду. Но, когда речь заходит о сделках такого уровня, это весьма значимый аргумент. Кроме того, интересы Турции и РФ не так сильно расходятся, как это может показаться на первый взгляд.

Для обеих стран абсолютным приоритетом является стабильность в регионе. Несмотря на членство в разных военно-политических блоках, экономические интересы России и Турции во многом пересекаются. И речь идёт не только о «Турецком потоке».

Как известно, Турция, в последнее время, проявляет большой интерес к евразийским интеграционным проектам. И, хотя участвовать в них она не может в силу своего членства в НАТО, зона свободной торговли с объединением является для Анкары вполне реальной перспективой.

США приготовились к последней битве за гегемонию

Сегодня России очень важно не быть вовлечённой в старые обиды и взаимные обвинения стран Закавказья. Для этих целей нынешняя позиция российской стороны, заключающаяся в моральном и общечеловеческом подходе к восприятию трагических событий истории региона, является оптимальной.

При этом, разумеется, не стоит забывать о союзнических обязательствах перед Арменией. В качестве единственного форпоста евразийской интеграции в регионе, эта республика представляет исключительную важность.

Подводя итоги статьи, отметим, что текущая политика российской стороны в отношении Турции и Армении является вполне оправданной. При дальнейшем её развитии следует принимать во внимание факторы возможной дестабилизации обстановки в регионе и умело обходить их. Только такая тактика может обеспечить реализацию интересов России в Закавказье и Малой Азии.

Автор: Даниил Богатырев

Stockinfocus.ru