Почему «Мистраль» никогда не будет плавать?

Почему «Мистраль» никогда не будет плавать? Милитари

Камень преткновения российско-французских отношений, точнее – два камня, все никак не обретут свою гавань и тихонечко ржавеют у стенки судостроительной верфи. Нужны ли России заказанные еще Сердюковым «Мистрали» и что их ждет в будущем?

Начнем с того, что любая авианосная посудина является сугубо наступательным оружием. Так как Россия не ведет и не планирует никакой экспансии, то необходимость подобной техники сразу же ставится под вопрос. Вопрос «Почему же тогда Сердюков решил заказать эти суда?» пока оставим без ответа.

26 мая зампред коллегии ВПК Олег Бочкарев заявил, что «Мистрали» России не нужны и мы вообще от них отказываемся. Это заявление на следующий же день было опровергнуто, но французы напряглись. И правильно сделали.

Почему «Мистраль» никогда не будет плавать?

В чем соль?

Оба «Мистраля» стоят 1.2 миллиарда евро – немалые деньги в бюджете любого государства. К тому же не будем забывать разницу в курсе евро по отношению к рублю на момент заключения сделки и сейчас. 25 апреля Франсуа Олланд заявил, что готов вернуть России 785 миллионов евро и получить право перепродать уже почти готовые посудины. Мы же потребовали в ответ 1.15 миллиардов евро и запретили продавать вертолетоносцы до полной выплаты суммы.

Вся соль ситуации в том, что оба «Мистраля» деланы под российскую электрику, электронику, вооружение и технику. Из всех эксплуатантов российского оружия заплатить как за сами корабли, так и за их эксплуатацию в состоянии сейчас только Россия и Китай. Однако и нам, и нашим восточным друзьям эти корабли нужны как собаке пятая нога. К тому же на океанских просторах, к которым обращен Китай, эти корабли будут чувствовать себя неуютно.

Объясняю. Общая проблема всех паромов, десантных кораблей и прочих судов с большой сквозной палубой – именно эта самая большая сквозная палуба. При шторме в негерметично закрытые ворота попадает вода, судно теряет остойчивость, заваливается на бок и идет ко дну за считанные минуты. Так уже бывало и не раз.

[quote align=»left»]Деньги вместо "Мистралей": Россия решила судьбу вертолетоносцевДеньги вместо «Мистралей»: Россия решила судьбу вертолетоносцев[/quote]Общая проблема всех авианесущих кораблей – массивная взлетная палуба и расположенный под ней ангар. Это дает огромную парусность корабля и высокий центр тяжести. У «Мистрали» этот недостаток особенно заметен. К тому же из-за того, что российские Ка-52 и Ка-27 имеют соосный винт, французам пришлось увеличить высоту ангара на метр. Это подняло борт, центр тяжести и увеличило парусность судна, то есть еще больше ухудшило и без того не идеальные показатели корабля. Чем это чревато в шторм? Правильно! Опрокидыванием!

По поводу остальных косяков «Мистраля», вроде слабого для наших вертолетов подъемников; слишком низкой для наших десантных катеров док-камеры; не рассчитанной на технику тяжелее 32 тонн десантной палубы и говорить не стоит – все сказано до меня.

В итоге стране-эксплуатанту российской техники после покупки «Мистраля» придется либо покупать у французов их же вооружение, либо разрабатывать свое, «заточенное» только под «Мистрали». В общем, мало купить «Мистраль», надо еще под него построить вертолеты, боевую технику и десантные катера, что займет не меньше 5 лет.

Еще один неявный минус «Мистраля» заключается именно в его грузоподъемности. Даже если у нас будет подходящая под этот УДК техника, корабль будет скорее минусом, чем плюсом. Во-первых, на «Мистрали» нет серьезного оборонительного вооружения. Ему обязательно нужно сопровождение как с моря, так и с воздуха. Иначе либо сам корабль превратится в братскую могилу на дне моря, либо высадка десанта превратится в кровавую баню.

А во-вторых, лучше иметь 5 десантных кораблей поменьше, чем один большой. Если утопят один «Мистраль», то вся операция провалится не начавшись. То есть, этот корабль лучше всего использовать для переброски людей и техники на уже занятые плацдармы. Думаю, что не совру, сказав, что техники для подобных задач у нас хватает.

Альтернатива «Мистрали»

В качестве альтернативы французским УДК сейчас называются БДК «Носорог» и его систершипы. Характеристики российского и французского кораблей очень сильно различаются, как и годы постройки. «Носороги» были заложены еще в 1973 году.

[quote align=»right»]Кому достанутся франко-русские «Мистрали»Кому достанутся франко-русские «Мистрали»[/quote]Однако, несмотря на техническое несовершенство и моральную старость отечественных кораблей, они создавались под советскую бронетехнику. При доработке напильником «Носороги» можно будет использовать для тех же задач, что и «Мистрали». И обойдется это дешевле.

Защищены «Носороги» четырьмя зенитными пулеметами, четырьмя «Стрелами-3» и одним ПУ ЗРК «Оса-М» с 20ю ракетами. Помимо этого они не только обороняться могут. Две РЗСО «Град-М» и одна спаренная 76-мм артустановка вполне в состоянии наворотить дел как во время защиты корабля от атаки с моря или воздуха, так и при подготовке плацдарма при высадке десанта.

Авианосная группа БДК слабовата: всего 4 Ка-29 против 30 у «Мистраля», но численность десанта почти такая же, а количество единиц перевозимой бронетехники лишь немного уступает французскому кораблю. Конечно, минус с большим количеством десанта не отменяется, однако «Носорог» может постоять за себя и в бою не станет жертвенной коровой. Да и разломать береговые укрепления противника перед высадкой десанта он тоже в состоянии.

Пляски вокруг вертолетоносцев

Французы, по сути, были бы очень рады спихнуть с глаз подальше свои посудины, но России их отдавать нельзя из-за санкций, пролоббированных США. А Россия запрещает их кому-либо продавать. Да и после внесенных доработок эти корабли никому, кроме России, и не нужны. Переделка их обратно под стандарты НАТО влетит в такую копеечку, что проще сделать новые.

Да и новые «Мистрали» даром никому не нужны. Военные бюджеты стран НАТО и так уже трещат по швам, а остальные страны с французами дел иметь в этой сфере больше не хотят – мало ли, на кого еще разгневается их заокеанский властелин? Кстати, Индия по этому пути и пошла, заказав истребители в России.

Где-то месяц назад Олланд заявил, что раз Россия не может забрать УДК, а никому больше они не нужны, то он их просто утопит. Видимо, порезать эти корабли на консервные банки либо не позволяет религия, либо стоимость переработки. Так или иначе, это заявление вызвало ответную реакцию России в виде заявления Олега Бочкарева. Получился примерно такой диалог:

— Если ты не будешь играться с моими корабликами, то я их разломаю!

— Ну и ломай, у меня свои есть! Только деньги мне верни…

— А, может, все-таки, поиграешься?

[quote align=»left»]Мистрали и санкции показали всему миру несамостоятельность ЕвропыМистрали и санкции показали всему миру несамостоятельность Европы[/quote]Оно понятно, ведь если Федечка вернет деньги Вовочке за склеенные, но не отданные кораблики, то мама Федечки обнаружит такую дыру в семейном бюджете, что суп из старых кроссовок станет для их семьи деликатесом.

Конечно, Олегу Бочкареву официально сделали выговор за столь смелое заявление. Конечно, неофициально его наверняка похвалили за честность, правильное понимание позиции партии и принятие всего удара на себя.  Так или иначе вместо того, чтобы задействовать первые лица государства было решено продвигать всяческих заместителей. Мол, чего с него взять – он всего лишь заместитель, да-да, накажем, но и вы поймите, он в чем-то прав… И так далее.

Что ждет «Мистрали»

Перекладывание «Мистралей» с больной головы на здоровую сейчас вызвано тем, что России они не нужны и Путин с Шойгу рады, что от них удалось избавиться. Но миллиард евро не дает покоя – на него можно наклепать столько «Армат», что запад уж точно галстуков объестся.

Олланду же нельзя отдавать эти корабли, если он не хочет, чтобы у него нашли что-нибудь очень неприятное, аморальное или незаконное. Обнаруженная прессой поездка его любовницы на курорт за государственный счет была всего лишь предупреждением. Америка надежно держит за жабры все ключевые государства Евросоюза и Франция здесь не исключение.

В итоге мы имеем не просто два никому ненужных вертолетоносца, а одну мощную экономическую дубину против Франции. Ведь Россия действительно может потребовать вернуть деньги в ультимативной форме. Франция уже потеряла от санкций ЕС против России, от санкций России против ЕС, от упущенных из-за недоверия контрактов на вооружение.

Сейчас Франсуа Олланд стоит перед выбором: или он отдает России ее корабли и его гражданам рассказывают о том, сколько он нагрешил; или он отдает России деньги и тогда граждане сами узнают всю правду, но бюджет страны рухнет. Метания между личным и общественным всегда заставляют выбирать личное, в том числе и благо. Вот и мечется месье Олланд, отчаянно сохраняя статус-кво.

[quote align=»right»]НАТО не сможет выкупить «Мистрали»НАТО не сможет выкупить «Мистрали»[/quote]У России же совершенно другая ситуация. Этот миллиард особо нам не критичен – бюджет работает и без него, посему и не влияют эти деньги на нашу экономику. Поэтому Путин так и ведет себя в этом направлении. Знает, что торопиться некуда и «Мистрали» у него – едва ли не самый главный калибр против ЕС.

В итоге дальнейшая судьба этих красивых и неплохих в своем классе и для своих целей уже вполне ясна. Быть им самыми большими искусственными рифами в Средиземном море, потому как Россия их никогда не получит. США санкции отменит еще нескоро, а появление вертолетоносцев в российском флоте означает рост наступательной мощи. Такого Запад не допустит ни в коем случае. Точнее – попытается не допустить, а наши собственные разработки никто еще не отменял.

К тому же «Мистрали» не вписываются ни в один план наступления, и уж тем более – обороны. Каков радиусе действия этого чудо-корабля? Он составляет не более 200 километров – это половина максимальной дальности вертолетов Ка-29, которые будут располагаться на борту «Мистраля». Радиус действия авианосцев с самолетами Су-33 на борту составляет более 1000 километров. Последняя цифра несколько занижена в пользу вертолетоносца, но даже так разница заметна.

Концепция российских десантных кораблей вполне ясна: судно должно быть в состоянии постоять за себя какое-то время даже если останется без поддержки флота. У тех же «Носорогов» вертолеты выполняют больше противолодочные функции, чем десантные.

Мистрали же оборудованы чахленьким ПВО и все. Вертолеты же против воздушных целей вроде самолетов воевать будут не очень хорошо – не их профиль; против кораблей лучше будут управляться другие корабли, а прикрытие десанта без прикрытия флота вообще чревато провалом.

Выходит, «Мистраль» один действовать не может, потому как этот расчудесный, красивый, комфортный, новейший корабль может потопить одна старая, ржавая, пошлая подлодка.

Франции эти УДК тем более не нужны – к каждому кораблю нужен свой флот, а денег на это все нет. Сейчас они пока стоят и ждут снятия санкций, но к тому времени Путин сможет заявить, что условия контракта нарушены и откажется забирать корабли, потребовав деньги.

Кстати, в контракте должен быть пункт о неустойках и срыве условий контракта любой из сторон. Либо Россия заберет и корабли, и деньги в качестве неустойки. В общем, путей у «Мистралей» всего два: на дно или на иголки. В составе флота эти корабли не окажутся никогда.

Автор: Игорь Неродигречка

Stockinfocus.ru