Уже в течение полутора лет на страницы газет, экраны телевизоров и мониторов выплескивается море обиды, гнева, недоумения, неприятия, возмущения очень многих жителей России по поводу украинских событий.
Они, события, нас застали врасплох. К тому же, «украинский фронт» неожиданно превратился для России во фронт на более широком театре военных действий. Нет, мы пока ни с кем не воюем с помощью оружия, но назвать нынешнюю ситуацию в мировой политике миром, конечно, нельзя.
По понятным причинам наш ВВП не может прилюдно и откровенно рассказать широким массам о причинах тех или иных своих решений, о своих ближних и дальних планах, о своих сомнениях и колебаниях, как и о твердой уверенности в чем – то.
Понимая все это, я предпринял попытку соотнести поведение В.В. Путина с некоторыми положениями известного древнекитайского труда автора Сунь Цзы «Искусство войны». Статья форматирована в виде диалога. «Возмущенные вопросы» я взял типичные, наиболее часто встречающиеся в социальных сетях, – в материалах и комментариях к ним. «Сунь Цзы» — это цитаты из «Искусства войны».
Возмущенный вопрос: «Становится стыдно, глядя на то, как наша великая страна отступает по всем фронтам. Политика руководства страны пассивна, Россия играет в поддавки, только и делая, что защищаясь. Доколе?».
Сунь Цзы: «Война — это путь обмана. Поэтому, если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай ему, будто ты этим не пользуешься; хотя бы ты и был близко, показывай, будто ты далеко; хотя бы ты и был далеко, показывай, будто ты близко; заманивай его выгодой; приведи его в расстройство и бери его; если у него все полно, будь наготове; если он силен, уклоняйся от него; вызвав в нем гнев, приведи его в состояние расстройства; приняв смиренный вид, вызови в нем самомнение; если его силы свежи, утоми его; если у него дружны, разъедини; нападай на него, когда он не готов; выступай, когда он не ожидает».
Возмущенный вопрос: «На что надеется Путин на Украине? Что все само собой рассосется? Наоборот, украинская армия с каждым днем становится все сильнее, а народ – консолидированнее. Время играет на Украину. Скоро задавят Донбасс!».
Сунь Цзы: «Если ведут войну, и победа затягивается, — оружие притупляется и острия обламываются; если долго осаждают крепость, — силы подрываются; если войско надолго оставляют в поле, — средств у государства не хватает. Поэтому на войне слышали об успехе при быстроте ее, даже при неискусности ее ведения, и не видели еще успеха при продолжительности ее, даже при искусности ее ведения. Война любит победу и не любит продолжительности».
«Возмущенный вопрос»: «Почему Россия не доводит Украину до экономического краха, политического фиаско, территориального распада, крупного военного поражения? Тогда можно будет брать ее «голыми руками».
Сунь Цзы: «По правилам ведения войны наилучшее — сохранить государство противника в целости, на втором месте — сокрушить это государство. Наилучшее — сохранить армию противника в целости, на втором месте — разбить ее. Поэтому тот, кто умеет вести войну, покоряет чужую армию, не сражаясь; берет чужие крепости, не осаждая; сокрушает чужое государство, не держа свое войско долго. Он обязательно сохраняет все в целости».
Возмущенный вопрос: «Чего ждет Россия? Почему не наступает? Почему не ставит всех врагов и недоброжелателей «на место?»
Сунь Цзы: «В древности тот, кто хорошо сражался, прежде всего делал себя непобедимым и в таком состоянии выжидал, когда можно будет победить противника. Непобедимость заключена в себе самом, возможность победы заключена в противнике».
[quote align=»right»]
Россия то доллар атакует, то альтернативные банки создает, то за Сирию вступается, то за Иран, то меняет маршруты трубопроводов, то оппозицию во Франции поддерживает. Зачем так распыляться?».
Сунь Цзы: «Противник не знает, где он будет сражаться. А раз он этого не знает, у него много мест, где он должен быть наготове. Если же таких мест, где он должен быть наготове, много, тех, кто со мной сражается, мало.
Поэтому, если он будет наготове спереди, у него будет мало сил сзади; если он будет наготове сзади, у него будет мало сил спереди; если он будет наготове слева, у него будет мало сил справа; если он будет наготове справа, у него будет мало сил слева. Не может не быть мало сил у того, у кого нет места, где он не должен быть наготове. Мало сил у того, кто должен быть всюду наготове; много сил у того, кто вынуждает другого быть всюду наготове».
Возмущенный вопрос: «Почему Россия медлит с введением войск на Украину? Неужели не понятно, что без этого, все равно, не обойтись? И чего со Штатами церемонимся? Почему нам прямо пиндосам не сказать: «Иду на вы!»? Все мямлим и «выражаем озабоченность».
Сунь Цзы: «Если противник находится на высотах, не иди прямо на него; если за ним возвышенность, не располагайся против него; если он притворно убегает, не преследуй его; если он полон сил, не нападай на него; если он подает тебе приманку, не иди на нее; если войско противника идет домой, не останавливай его; если окружаешь войско противника, оставь открытой одну сторону; если он находится в безвыходном положении, не нажимай на него; это и есть правила ведения войны».
Возмущенный вопрос: «Путин и остальное руководство страны постоянно опаздывает с принятием решений. Их действия только рефлекторны и не направлены на опережение. Лучше бы в свое время поспешили, но победили. А сейчас – уже поздно».
Сунь Цзы: «Правило ведения войны заключается в том, чтобы не полагаться на то, что противник не придет, а полагаться на то, с чем я могу его встретить; не полагаться на то, что он не нападет, а полагаться на то, что я сделаю нападение на себя невозможным для него».
Сунь Цзы: «Поэтому тот, кто хорошо ведет войну, подобен Шуайжань. Шуайжань — это чаншаньская змея. Когда ее ударяют по голове, она бьет хвостом, когда ее ударяют по хвосту, она бьет головой; когда ее ударяют посредине, она бьет и головой и хвостом».
Возмущенный вопрос: «Путина никто не понимает – ни народ, ни чиновники, ни (по всей видимости) даже его ближайшие помощники. Союзники тоже не понимают».
Сунь Цзы: «Вот дело полководца: он должен сам быть всегда спокоен и этим непроницаем для других; он должен быть сам дисциплинирован и этим держать в порядке других. Он должен уметь вводить в заблуждение глаза и уши своих офицеров и солдат и не допускать, чтобы они что-либо знали. Он должен менять свои замыслы и изменять свои планы и не допускать, чтобы другие о них догадывались. Он должен менять свое местопребывания, выбирать себе окружные пути и не допускать, чтобы другие могли что-либо сообразить».
Возмущенный вопрос: «Стыдно за пассивность России! Каждый день гибнут наши русские братья, а мы только зубы сжимаем. Над нами все уже смеются. Лучше бы Россия все поставила на кон, но «своих» защитила. Тогда бы зауважали. А нам воевать не впервой… выдюжили бы».
Сунь Цзы: «Если нет выгоды, не двигайся; если не можешь приобрести, не пускай в ход войска; если нет опасности, не воюй. Государь не должен поднимать оружие из-за своего гнева; полководец не должен вступать в бой из-за своей злобы. Двигаются тогда, когда это соответствует выгоде; если это не соответствует выгоде, остаются на месте.
Гнев может опять превратиться в радость, злоба может опять превратиться в веселье, но погибшее государство снова не возродится, мертвые снова не оживут. Поэтому просвещенный государь очень осторожен по отношению к войне, а хороший полководец очень остерегается ее. Это и есть путь, на котором сохраняешь и государство в мире, и армию в целости».
[quote align=»right»]
Сунь Цзы: «Если ты узнал, что у тебя появился шпион противника и следит за тобой, обязательно воздействуй на него выгодой; введи его к себе и помести его у себя. Ибо ты сможешь пользоваться им. Через него ты будешь знать все. И поэтому сможешь приобрести и внутренних шпионов и пользоваться ими. Через него ты будешь знать все. И поэтому сможешь, придумав какой-нибудь обман, поручить шпиону ввести противника в заблуждение. Пользование шпионами — самое существенное на войне; это та опора, полагаясь на которую действует армия».
От автора: По специфике своей профессии я постоянно сталкиваюсь с дилетантством и крайне искаженными представлениями широких масс населения в тех вопросах, которые должны быть прерогативой исключительно профессионалов. Давайте просто верить.
Источник