Российская компания «Интер РАО» планирует продать «Электрические сети Армении» (ЭСА) в связи с продолжающимися митингами. Информация о готовящейся продаже ЭСА появилась на фоне заявления президента Армении Сержа Саргсяна о том, что компания может быть национализирована.
Но переговоры о продаже с российским бизнесменом Самвелом Карапетяном, владельцем группы «Ташир», начались еще до повышения тарифов. Протестующие не хотят высоких тарифов, но также отрицают возможность национализации – конструктивного разговора не получается, майданщики не хотят, чтобы долги ЭСА погасили за счет госбюджета.
Профессор МГИМО, доктор экономических наук Валентин Катасонов считает, что лучший вариант – это национализировать отрасль.
Национализация решила бы проблему не только в Армении — и Россию могут ожидать аналогичные потрясения при повышении тарифов.
Выступлений против повышения тарифов на этом фоне уже практически не слышно, так что может ли что-то изменить решение энергопроблемы? Проблема в том, считает эксперт, что до национализации электроэнергетики нужно еще национализировать государство, слишком много иностранных консультантов давно работают в Армении.
— Российская «Интер РАО», владеющая «Электросетями Армении», готова продать компанию на фоне заявлений Еревана о ее готовящейся национализации. Насколько это похоже на правду, и как это прокомментируете?
Валентин Катасонов: В принципе, электроэнергетика – это отрасль инфраструктурная, это такая отрасль, которая все еще не обладает большой рентабельностью, и вообще инфраструктура по определению всегда находится в государственном секторе.
И, как правило, ответственность за развитие инфраструктуры лежит на государстве, поэтому то, что электроэнергетика не только в Армении, но и во многих странах, возникших на развалинах Советского Союза, была приватизирована — это, конечно, изначально неправильно. И неспециалисту было видно, что это приведет к коллапсу.
Возвращение электроэнергетики в государственный сектор – это естественный процесс, и я думаю, что в России произойдет то же самое, потому что, конечно, можно было бы обеспечивать прибыль за счет экономии на амортизации, то есть то, что происходило, происходит у нас на основных фондах.
Глядя на Армению, мы должны проецировать это и на Россию, в России такое не только может, но должно произойти в силу объективныъ факторов.
— Продажа или национализация «Электросетей Армении», принадлежащих «Интер РАО», — сдача, наша уступка или вынужденный шаг?
— Рано или поздно энергетика перейдет в государственный сектор. Государство требует минимальных тарифов, но частные компании не могут уже на сегодняшний день обеспечивать такие минимальные тарифы, потому что они не занимались технической реконструкцией отрасли в течение многих лет.
Поэтому самое оптимальное, что они могут придумать – это передать энергетику назад государству. Так что я уверен, что рано или поздно электроэнергетика в Армении, в России, и вообще в странах СНГ, где была проведена приватизация, вернется в государственный сектор.
— Кто стоит за решением о продаже?
[quote align=»right»]
И Армения в таком смысле – это «звоночек» для России, потому что в России ситуация именно такая, коммуналка неизбежно должна расти. Отрасль не приносит прибыли, но поскольку им не позволят повышать тарифы, то тогда единственный вариант у них – это просто сдать активы государству.
У нас некоторые олигархи уже намекают на то, что они готовы к национализации. Даже тот же Дерипаска. Ничто не ново под луной, взять Англию – там угольная промышленность, электроэнергетика, даже черная металлургия приватизировались, и лет через 10-20 возвращались в госсектор.
Госсектор ее подпитывал, подкармливал, потом она опять возвращалась в частный сектор. То же самое с электроэнергетикой.
— В Армении тарифы повысили, спровоцировали «электромайдан», президент предлагает логический выход – национализировать сектор, но народ выступает против. У компании накопились серьезные долги, а протестующие требуют, чтобы власти не компенсировали убытки из бюджета. Безвыходная ситуация?
— Понятно, что для того, чтобы изменить что-то, нужно затягивать пояса — из двух зол выбирается меньшее, потому что здесь придется за достаточно короткий период погасить долги.
Нужно установить контроль над отраслью, я не знаю по поводу электроэнергетики Армении, но знаю по электроэнергетике России, что прибыль на протяжении многих лет выводилась в оффшоры, это откровенное воровство.
Поэтому, знаете, лучше потерпеть один год, действительно, может быть, закрыть долги, но дальше иметь какие-то гарантии, что отрасль не будет работать на оффшоры. Здесь надо проводить разъяснительную работу, народу должны быть даны какие-то минимальные гарантии того, что, действительно, переход отрасли в государственный сектор убережет ее от такого казнокрадства.
Так что здесь простых решений быть не может.
— Но как объяснить народу, что надо ждать год, когда они, как и на Украине, хотят жить в Европе завтра, уже сейчас по западным меркам, поэтому с улиц не уходят, и ситуация накаляется?
— Это и есть элементы информационной войны, когда людей начинают, грубо говоря, развращать – им обещают то, чего быть не может по определению. СМИ могут и по-другому воспитывать народ, формировать общественное сознание, говорить о том, что страна находится в опасности, нужна мобилизация экономики, соответственно, нужна мобилизация духа.
А ведь до сих пор идет сплошной разврат личности: «Живи сегодня на яркой стороне», — я думал, что эта реклама давно уже исчезла, но нет, я ее недавно увидел вновь. Понятно, что если «живи на яркой стороне» и «живи сейчас» – какая может быть мобилизация. Люди в такой атмосфере пойдут на майдан – потому что они все хотят здесь и сейчас.
Автор: Елена Рычкова