Почему на самом деле Якунин уходит из РЖД

Почему на самом деле Якунин уходит из РЖД Аналитика

Глава РЖД Владимир Якунин может стать сенатором от Калининградской области, свое согласие на это он уже дал. В случае избрания он должен покинуть РЖД, которая в последние 10 лет не может похвастаться позитивным финансовыми и операционными результатами.

Сеть железных дорог за последние 10 лет практически не расширялась, а ключевые показатели в последние годы или снижаются, или их рост незначителен.

Почему на самом деле Якунин уходит из РЖД

Владимир Якунин возглавил РЖД в 2005 г., поэтому часть негативных результатов могла быть связана с ухудшением экономической ситуации на фоне мирового финансового кризиса 2008-2009 гг.

Но даже в официальном отчете по итогам 2014 г. видны не самые радужные результаты, и это при том, что в сфере грузовых перевозок РЖД является фактическим лидером.

184647.640xp

Снижается средняя скорость движения грузовых поездов, что может быть обусловлено плохим техническим состоянием сети железных дорог; грузооборот растет медленно, а пассажирооборот и вовсе неуклонно снижается.

Финансовые неудачи

Несмотря на то что доля РЖД в общем объеме грузооборота составляет 86,6%, что позволяет считать компания монополистом, финансовые результаты говорят о практически бедственном положении. Доля в пассажирообороте составляла по итогам 2014 г. 26,4%, но и этот показатель снижается.

В 2005 г. чистая прибыль достигала 114,4 млрд руб., но за прошедшие 10 лет показатель не только не вырос, а РЖД скатилась в убыток. По итогам 2014 г. размер убытка составил 99,3 млрд руб. В самой компании убыток объясняют отрицательными курсовыми разницами, по этой статье размер убытка составил почти 140 млрд руб.

Необходимо отметить, что по сравнению с 2013 г. потери РЖД заметно снизились, так как тогда убыток превышал 198 млрд руб. В 2013 г. такой огромный размер убытка связан с обесценением основных средств и нематериальных активов. В любом случае для госкомпании такая неэффективность вряд ли может быть чем-либо оправдана.

При этом традиционно проблемы объясняются слишком слабым ростом тарифов, а в начале 2014 г. Якунин называл причиной убытка заморозку тарифов на перевозку нефти и нефтепродуктов. Впрочем, компания тогда получила 26 млрд в виде компенсации убытков для модернизации инфраструктуры. Общий размер государственной поддержки в 2014 г. составил 112,2 млрд руб.

Примечательно, что, основываясь на увеличении потерь, РЖД в 2015 г. добилась повышения тарифов на грузоперевозки на 10%, а также должна получить около 30 млрд руб. в виде новых субсидий. А уже на 2016 г., по словам главы РЖД, компании потребуются субсидии в размере 140 млрд руб.

[quote align=»left»]Ну давай, расскажи мне как в России всё плохо: Разбор мрачного видеоролика с РБКНу давай, расскажи мне как в России всё плохо: Разбор мрачного видеоролика с РБК[/quote]Эксперты отмечают, что госкомпания выбрала наиболее простой путь повышения доходов за счет повышения тарифов, а не, например, роста доходов от погрузки за счет модернизации инфраструктуры, повышения оборота за счет более выгодных условий и так далее.

На тарифную политику РЖД еще в прошлом году жаловались крупные металлургические компании страны. Было направлено соответствующее письмо президенту Владимиру Путину и премьер-министру Дмитрию Медведеву. В нем представители компаний отмечали, что вынуждены сокращать объем перевозок, а это нанесет удар как по самим предприятиям, несколько десятков из которых вынуждены будут закрыться или окажутся на грани банкротства, так и по железнодорожной компании.

При этом автомобильные и авиаперевозчики вполне успешно конкурируют с РЖД, предлагая клиентам выгодные условия, тем самым отбирая долю компании даже в экспортных перевозках.

Пассажирские перевозки и тарифы

Хотя доля пассажирских перевозок в доходах РЖД невысока и она в несколько раз меньше доходов от грузоперевозок, последние скандалы были связанны именно с этим сегментом.

Напомним, что в 2014 г. было отменено около 580 электричек в 26 регионах, тогда как их общее количество не превышает 6,5 тыс. Конечно, некоторым населенным пунктам были предложены альтернативные автобусные маршруты, но необходимо учитывать, что к некоторым просто нет нормальных дорог, а электричка была единственной возможностью добраться до места без своего автомобиля.

С другой стороны, с 2010 г. за пригородное сообщение в регионах отвечает не сама РЖД, а ее дочерние компании, а каждый регион, устанавливая тарифы, должен выплачивать разницу между затратами перевозчика и реальными расходами.

Пригородное сообщение вообще не было прибыльным, поскольку часто наполняемость обеспечивается только в сезон, а в другое время они ходят полупустыми; некоторые направления менее популярны, чем другие, и т.д.

По данным РСБУ РЖД, до выделения пригородного сообщения в дочерние компании потери достигали 25-30 млрд руб. в год. Но тогда никто не говорил об отмене. Когда же бремя расходов легло на плечи регионов, то выяснилось, что многие просто недовольны непрозрачной тарифной политикой, а расходы считают завышенными.

«Мы не готовы компенсировать неэффективные затраты «дочки» РЖД. Примерно 80–85% расходов приходится на обслуживание подвижного состава и его аренду у материнской компании. Это непрозрачные для нас цифры, мы эти цифры не признаем», —отмечал губернатор Вологодской области Олег Кувшинников.

Только после вмешательства Владимира Путина было отменено решение об отмене электричек и начал прорабатываться вопрос снижения нагрузки на перевозчиков и регионы. Но неясно, почему РЖД, зная о всех проблемах, предпочла просто уйти от ответственности за пригородное сообщение, а не предложила альтернативные варианты правительству?

Эффективность и затраты

Объем инвестпрограммы РЖД просто колоссальный. На 2015 г. запланированы расходы по этим статьям на уровне 414 млрд руб., а обычно на эти цели выделяется не менее 300 млрд руб. (в 2014 г. было выделено 396 млрд руб.).

Вот только эффективность подобных затрат, судя по показателям, весьма сомнительна.

[quote align=»right»]Разбор видеоролика Юлина про импортозамещениеРазбор видеоролика Бориса Юлина про импортозамещение[/quote]В правительстве, судя по всему, это понимают, так как в прошлом году были введены показатели KPI для РЖД.

Предполагается, что будет оцениваться коммерческая, операционная эффективность, эффективность работы локомотивов, обслуживания и модернизации инфраструктуры, вагонов. Неясно, когда они будут опубликованы и будут ли вообще выполнены.

Напомним, что Владимир Якунин пришел в РЖД, для того чтобы осуществить реформу железнодорожного транспорта, которая началась еще в 2000 г. При этом сама реформа была разработана консалтинговой компанией McKinsey.

Возможно, изначально реформа, за основу которой были взяты европейские страны, не отвечала российской действительности. Сейчас у РЖД просто нет источников внутреннего финансирования при растущем долге.

184652.640xp

Если попытаться сбалансировать бюджет за счет доходов, то необходимо будет так повысить тарифы, что вряд ли кто-то сможет пользоваться железными дорогами вообще. Единственный выход – государственные субсидии. Но это, конечно, не отменяет вопросов низкой эффективности.

Источник: Вести Экономика

Stockinfocus.ru