О бортовых самописцах Су-24. Вскрытие показало, что пациент умер не от вскрытия

О бортовых самописцах Су-24. Вскрытие показало, что пациент умер не от вскрытия Милитари

Когда видишь пуски крылатых ракет из Каспия по позициям головорезов, пуски «Синевы» из подводного положения, ролики и передачи патриотического содержания на ТВ «Звезда», думаешь: ну хоть что-то делают военные заводы, не так все плохо в нашем ВПК, какие-то современные разработки есть. И так думаешь, пока не заглядываешь за фасад. Причем, так неудобно вышло, что заглядываешь за него в прямом эфире …

Вскрытие черного ящика со сбитого турками Су-24 … ну что сказать … как помягче … это полный позор, конфуз, фиаско, лажа!!! Мы увидели 20-ти летнее торжество рынка и чудеса приватизации, результат скудно оплачиваемых инженеров и девочек, делающих вид инженеров, проводящих рабочее время в сети ВК, безответственность и разгильдяйство. Зато пиар-технологии шагнули далеко вперед: прямые трансляции авиаударов, пусков боевых ракет, поражения объектов …

О бортовых самописцах Су-24. Вскрытие показало, что пациент умер не от вскрытия и еще кое-что

Итак, спокойно и по порядку проведем разбор полетов.

Судя по всему, черный ящик сбитого Су-24 – разработка последних лет, что поначалу порадовало.  Ранее использовался иной способ записи – на магнитную ленту. После крушения самолетов бобины с лентой извлекали из ящика и на специальных «магнитофонах» считывали запись. Иногда она сгорала почти вся …

Теперь используют твердотельные элементы запоминающих устройств – так называемые чипы памяти. И не просто памяти, а энергонезависимой памяти типа FLASH. То есть, при снятии напряжения питания записанная информация в них не теряется, и при необходимости может быть считана когда угодно. Возможно (я бы так сделал) используют два идентичных банка памяти для резервирования.
[quote align=»left»]

МАКС-2015 подтвердил ключевые позиции России на рынке авиационной и космической техникиМАКС-2015 подтвердил ключевые позиции России на рынке авиационной и космической техники

[/quote]
Каждая микросхема имеет определенную емкость, то есть, позволяет запихнуть в себя какой-то объем  данных. Если этой емкости мало – несколько таких микросхем ставят параллельно. Для корректной работы с этой памятью используются микросхемы контроллеров, которые собственно и подключаются к внешнему интерфейсу – цифровой и аналоговой шинам данных самолета.

Но это так говориться, что эти элементы – твердотельные. На самом деле способность выдерживать механические нагрузки сильно зависит от типа корпуса, его материала, выводов микросхемы, от конструкции печатной платы и других конструкторских «находок».

Что происходит с квалифицированным радиоэлектронщиком, когда он вдруг видит на экране деформированные печатные платы и разлетевшиеся корпуса микросхем в одном из самых важных узлов самолета? Рефлексивная метаморфоза – потеря человеческого облика,  и возглас: А ЭТО ЧТО ЗА НАХ … !!!!!

Когда показали верхнюю плату с деформацией и разломанным пополам микроконтроллером – была надежда, что нижняя плата с микросхемами памяти цела. И уж из них-то можно будет считать информацию. Но не тут то было!

22187_600

Следом за эти первым ЭТО ЧТО ЗА … следует – БЛ…, ДА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!!! Но потом – рассеянно-обнадеживающее: Может это осколок пробил корпус ящика и разломал платы и микросхемы???? А ну-ка ну-ка, покажите-ка дно корпуса … объектив камеры на секунду заглядывает внутрь ящика … не, ничего такого, ни вмятины!

И тогда происходит осмысление и ШОК! О чем я? Щас расскажу.

В начале ролика спецы шутят за кадром: «Шо вы там, ликбез провести козлам этим …»,  что конечно настраивает на шуточно-победный лад.

Да, господа! Ликбез вышел отменный!!! Мир замер в трепете и офигевании от надежности рыночных постсоветских разработок в области отечественной радиоэлектроники.

Видите на снимке одну неповрежденную микросхему розоватого цвета? Это – микросхема советского ВПК. В т.н. планарном корпусе, изготовленного из особого сорта керамики. Выводы и металлические элементы корпуса этой микросхемы покрыты тонким слоем золота (привет рыночным золотодобытчикам), что обеспечивает антикоррозийные свойства и скин-эффект.
[quote align=»right»]

Восемь российских компаний вошли в рейтинг крупнейших оборонщиковВосемь российских компаний вошли в рейтинг крупнейших оборонщиков

[/quote]
А что же случалось с современными корпусами микросхем памяти, которые мы видим как такие черненькие тоненькие прямоугольники? Упс! Они не выдержали конкурентной борьбы с советским ВПК. Как говорят местные остряки – их  плющит и таращит. Оторванные от печатных плат выводы микросхем – это полбеды, и вообще не проблема. Но корпуса!!! Могу сказать точно – никаких данных из этих микросхем получить уже не удастся.

КАКОЙ КОНСТРУКТОР ДОГАДАЛСЯ ПОСТАВИТЬ МИКРОСХЕМЫ В ТАКИХ КОРПУСАХ? Мне скажут по-сталински – «а других корпусов у мэня для вас нет». И я соглашусь! Конечно же нет! Уже нет! Когда-то советский ВПК обеспечивал микросхемами памяти в надежных корпусах все нужды разработчиков.

Но с тех пор технологии шагнули далеко вперед, а рынок попилил соответствующие производства и стал покупать китайские чипы для космоса. И теперь просто не существует микросхем FLASH в «военных» корпусах не потому что их не смог бы выпускать советский ВПК, а потому что бизнесмену проще распилить производственные линии, чем морочить голову с технологиями. Да и то – мы же не собирались ни с кем воевать, зачем нам армия и технологии, правда?

И шутливо-победный тон закулисы сменяется на озадаченный: «Да слушай, они все покоцанные!»

Да, блядь! Конечно покоцанные, родной! А как они могут быть не покоцанные, если расстояние между сторонами микросхем, на которых расположены выводы – огромное для таких хилых корпусов, а нагрузки — огромные?

22493_600

И тут я «плавно» перехожу от микросхем к человеческому материалу. То бишь – к конструкторам-разработчикам этого чудно надежного гробика.

Обратите внимание на печатные платы. Ничего не замечаете странного? А странного-то в общем-то и нет, если смотреть на это как на электронные блоки от стиральной машины или микроволновки. А если смотреть на них как на платы черного ящика? Ну … не замечаете? Ладно, сдаюсь. Толщина этих плат стандартная – 1,5 мм. А места крепления этих плат видите? Четыре стойки по углам … всего четыре … по углам … при толщине платы 1,5 мм … 1,5 мм, Карл!!!

Не, я конечно рад, что наши инженеры ВПК освоили разводку печатных плат автортрассировщиками, но остальные знания и опыт, выстраданные десятилетиями проб и ошибок куда они запихнули? Ась?

И, я понимаю, что наш ВПК освоил сайт Aliexpress, и знает где взять нужные микросхемы памяти, но, черт возьми, если черные ящики такие, то какая же вся остальная авионика!!?

Разумеется, я заглядывал в электронные блоки машин типа МиГ-29, и такой херни на платах там не видел. Но то были советские разработки. А что сейчас с микроэлектроникой и производством комплектующих?
[quote align=»left»]

Россия против США: кто победит в ядерном сдерживанииРоссия против США: кто победит в ядерном сдерживании

[/quote]
Теперь о военной приемке. Или о так называемой «военной приемке». Хотелось бы посмотреть на результаты испытаний этого чуда техники. Роняли ли его когда-нибудь на грунт с высоты 10 км или нет? И каков был результат? И фамилии тех, кто расписался в приемке? Фамилию погибшего летчика мы знаем. А вот узнать  бы фамилии тех, кто, так или иначе, приложил руку к пуску в производство и постановку на самолеты этого мега девайса, который должен был сейчас выбить все козыри у турков и их подельников, а вместо этого получили лажу на международном уровне! И еще в прямом эфире, Карл!!!

Короче, я в шоке от увиденного! Что конечно не значит, что нужно кричать «усе пропало, шеф!», а нужно крепко задуматься и срочно исправлять ситуацию с отечественной микроэлектроникой! Лучше поздно, если не получилось вовремя!

PS. Раздаются голоса праведников, о том, что мол, я не знаю, что бортовые самописцы записывают информацию на проволоку. Я их удивлю — не только на проволоку и на магнитную ленту, но даже и на фотопленку. Было и такое. Щас не знаю — осталось ли …

Просто не считаю необходимым загружать читателя ненужными техническими подробностями.

[youtube height=»360″ width=»600″]https://www.youtube.com/watch?v=tlGsIt9fZs8[/youtube]

Мотивы и цели

Я написал то, что считал своим долгом написать, когда увидел этот кошмар! Я не ожидал такого количества откликов. Физически невозможно ответить на все. Отклики разные, поэтому я просто обязан прояснить свою позицию, чтобы не быть понятным предвзято, и не давать повода троллям устраивать инсинуации в адрес моей Родины.

Обращаю внимание на подзаголовок моей записи: БОЛЬ и позор. Больно смотреть на результаты рыночного эксперимента. Тот кто не испытывает боли — тот не любит. Кто не любит — тот просто стебется. Над отечественным ВПК, руководством страны, и просто над «рашкой»… Таких комментаторов я игнорирую. Мне с ними не о чем говорить.

Далее:

1. У меня ни в коем случае не было цели поливать фекалиями российских разработчиков ВПК. Там трудятся самоотверженные люди, высококлассные специалисты, которые порой за гроши делают чудеса из скудной отечественной радиоэлектронной базы.

2. Основной акцент я пытался сделать на пагубности рыночной модели, которая привела к ОТЧУЖДЕНИЮ талантливых умов от отечественного производства. Причем форма этого отчуждения приобретает весьма причудливые проявления: от слабой мотивации до откровенного тихого саботажа и вредительства. И как следствие — общее падение уровня разработок. Про отечественную элементную базу я вообще молчу.
[quote align=»right»]

Можно ли победить С-400 в Сирии: заочный разговор американского и российского военных экспертовМожно ли победить С-400 в Сирии: заочный разговор американского и российского военных экспертов

[/quote]
3. Относительно политического руководства России моя позиция такая же, как и должна быть у адепта Красного Проекта: если вы, буржуи, взялись за руководство страной, то делайте это хорошо, в интересах своего народа. В противном случае — последствия сожрут не только страну, а и вас тоже. И этот случай должен многих функционеров отрезвить.

4. Весь пафос моего сообщения заключается в неприятии вопиющего несоответствия между тем, какие вызовы сейчас встали перед Россией и тем, кто и как собирается на эти вызовы отвечать и реагировать.

5. В то время как блогосфера обсуждает свару Авакова и Саакашвили, хватание Яйценюка за яйца или почему и какие женские ноги привлекают мужчин больше, мне интересна судьба той области, которая  обеспечивает будущее. И я не хочу смаковать проколы российского ВПК, а хочу обсуждать как нам добиться автаркии в этой важнейшей для нас сфере — производства радиоэлектронных комплектующих.

6. Можно долго и увлекательно рассуждать какие замечательные микроконтроллеры делют западные производители, какие у них продвинутые технологии и т.д., но, думаю со мной будут солидарны все, кто для кого радиоэлектроника стала частью жизни — и любители и профессионалы в том, что такими разговорами не насытишь отечественную промышленность собственными комплектующими. Нужно принимать ряд кардинальных мер.

Источник

Комментарии:

vis0tnik: Только что отсмотрел видео. Присоединяюсь к негодованию.

ignik: Это неважно что там флешки. Важно то, что изделие не покрыто лаком УР-231 и не залито компаундом, то что вместо надёжного крепления на направляющих применена какая-то хрень, то что подводящие кабели не закреплены и держатся на пайке (?!), то что отсутствуют фильтрующие конденсаторы и похоже стабилитрон по питанию — короче у любого человека, хотя бы раз сталкивающегося с изделиями в промышленном исполнении реакция одна — либо это фэйк, либо творчество клиентов кружка юный электронщик.

law_80: Вы вообще прочитали о чем статья? По факту разрушился черный ящик самолета, точнее его внутренности, а не мои страдания. И это при относительной целостности внешней оболочки, даже краска не обгорела на нем. Совершенно не имеет значения для содержимого черного ящика, как часто летают на самолете, один раз в год, или по 3 раза в день. Разве что только флэш память может исчерпать максимальное количество циклов перезаписи, но если бы вы потрудились посмотреть на фото, увидели бы, что весь будерброд с памятью оплавился и сгорел к хуям собачьим.

Сделан он не при ссср, если не хватает эрудиции погуглить, поверьте на слово, первые флешки такого типа появились в начале 2000. Так что он именно самое говно, а не что то иное, и автор полностью прав, говоря о том, что вина здесь не мужика с паяльником, который это собирал (зацените изоляцию из кусочков белой оболочки хахаха), а кретинов, которые это придумали в таком вот виде ставить ни штурмовики! Да у меня зд принтер собран прочнее, чем это!

Roman Valiakhmedov: Мы, дети-подростки в середине-конце 60-х, увлекались радиотехникоы и ходили на военный аэродром порыться в выброшенных узлах. в надежде найти какие-нибудь радиодетали. Блочки и узлы находили, но выковырять из них что-то полезное не удавалось. Всё было залито каким-то твёрдым, но эластичным составом, чем-то похожим на современный силикон, и попытка расковырять вела к поломке радиодеталей, что нас злило.

Я это понимаю так, что эти залитые компаундом узлы должны были оставаться работоспособными и после падения с 10км. Никакая печатная плата, хоть 1.5, хоть 15мм не выдержит удара такой силы, если удар не гасится чем-то вроде такой заливки.

guardia_rojo: Так и я о том же. Есть различные конструкторские приемы. Если платы делаются такой толщины, то соответственно продумываются либо точки и способы крепления, либо способы заливки для демпфирования.

videoelektronic: Негодование автора поста понятно.  Однако, у меня вопрос к негодующему и всем возмущённым комментаторам, предлагающим расстрелять всех инженеров смоленского завода:

А вы то, господа, всё делаете НА СОБСТВЕННОЙ РАБОТЕ безупречно? Изделия ваших ручек какие тесты смогут пройти?

Скажем так, я сам по образования инженер электронной техники. По роду занятий — директор небольшого предприятия, работающего в сфере ВПК (только мой «свечной заводик» делает вакуумные приборы). Кстати, поставляем кое-что и на «Измеритель».

Так вот, что я вам скажу, братцы. Прежде чем смеяться, подумайте над вымыванием из инженерной деятельности вообще, а из ВПК в частности вообще почти всех кадров в возрасте 40-50 лет. Я вот, к примеру, в своей относительно узкой области — «последний из магикан».

Выполняю работу и директора, и главного инженера. ПОТОМУ, ЧТО НЕТ СПЕЦИАЛИСТОВ, которые имеют уровень квалификации, достаточной для ответственного принятия решений. В нашей области, собственно, вообще почти нет никаких специалистов не пенсионного возраста (а, между прочим, без вакуумной техники, вообще-то, и микросхем не сделаешь!).

В области же схемной электроники инженеры в основном какие-то кастрированные. Т.е. кое-где что-то умеют кое-как, но общих знаний мало, опыт им предыдущее поколение практический не передало, брать на себя ответственность и отстаивать свою точку зрения никто не хочет (почти никто).

Доходит до смешного, когда мы решили создать ещё и группу электроников (для в первую очередь гражданских проектов). Набрали нескольких инженеров (стаж работы по специальности 5-10 лет). Так я, который паяльник в последний раз в руках 10 лет назад держал, вынужден рассказывать этим «специалистам» (с нехилыми заявками на оплату их труда!) о методиках поиска косяков в нестандартных схемах, о построении аналогово-цифровых систем и т.п. Литературу им подбираю…

guardia_rojo: Вам как специалисту я скажу самые элементарные вещи, которые понятны любому советскому инженеру: при таком принципе крепления и таких корпусах микросхем ПП нужно было делать из толстого текстолита, четырех-шести слойную с толщиной меди 105 микрон минимум.

Для надежности по центру тоже расположить крепежные элементы. Ведь видно как произошла деформация ПП! Неужели это сложно предусмотреть?
Во-вторых, нужно было сами платы заливать демпфирующим составом. Это ведь уже не фото или магнитная пленка как раньше, правда.

Но самый главный вопрос: КАК это изделие прошло натурные испытания?

videoelektronic: Инженерно есть много способов для повышения устойчивости подобных схем. Указанные вами способы (толстый текстолит, крепёжные элементы по центру и т.д.) — то же вполне реальные и, кстати, применяются в современных конструкциях.

Кроме того, насколько мне известно, современные системы проектирования ( CAD-системы ) позволяют даже просчитывать конструкции чуть ли не в автоматическом режиме на их устойчивость к ударам и вибрациям (раньше нас учили это делать в ручную. Была такая дисциплина у нас в радиотехническом институте ТММ — теория машин и механизмов. Как сейчас помню начало условия тех задачек: «падает ящик с закреплённым на растяжках прибором…» ).

Однако, вы НЕ ВСЁ там заметили. Посмотрите более раннее фото и видео самого начала разборки. Насколько я заметил, там конструкция «чёрного ящика» представляет собой как бы матрёшку ( корпус в корпусе ), где между внешним и внутренним корпусом залит демфирующий материал. Таким образом, при внешнем ударе на внутренний корпус должно передаваться намного меньше энергии. Это принцип тот же самый, как в автомобиле при аварии.
Вполне возможно, что подобная конструкция (согласен с вами, что не достаточно инженерно проработанная!) выдерживала все испытания, предусмотренные программой испытаний ( опять же вопрос, кто составлял программу испытаний? Кто был главным конструктором самолёта на тот момент? )

Опять же, обращаю ваше внимание на то, что внешний корпус имеет глубокую рваную вмятину. Видимо, с той стороны был удар чем-то достаточно острым (опять же вопрос, был ли подобный удар заложен в программу испытаний). Согласитесь, что ударить по вам (например) с одной и той же силой палкой и саблей будет несколько различным результатом.
Так же, могло на разрушение повлиять и то, что: Изменились свойства демпфирующего состава (это что-то пенополистировла, как я заметил на видео, а пластики на атмосфере постепенно разрушаются).

Моё мнение, как инженера, такое. Что любую конструкцию грамотный инженер должен проектировать с учётом достижения максимального результата по основному параметру (в случае чёрного ящика это «надёжность») при укладывании в рамки дополнительных параметров (масса, габариты и т.п.). Помогли бы указанные вами приёмы увеличить надёжность данного прибора? Вероятно.

Хватило бы их для того, что бы сохранить данные? Не знаю. Возможно и нет.

vladimir_krm: Разрешите представиться: 0617, авиаприборостроение, если уж пошла такая пьянка :) Оставил у Лукьяненко такой комментарий:

Обычные флешки. Проволока была хуже: она рвалась при катастрофах и инфу приходилось мучительно восстанавливать месяцами. Буквально по кусочкам. Была у меня катушка проволоки с МиГ-23, тоненькая. А на Су-9 была обычная киноплёнка 35 мм, писалось всего 5 параметров: скорость, высота, обороты двигателя и т.п. Разговоры не писались. Называлось это САРПП-12, система автоматической регистрации параметров полёта. Стакан с плёнкой («кассета») был прочный, да. Так что при катастрофе засвечивалась только та часть, что в момент удара о землю. Видел.

На фото по ссылке тоже особого криминала не вижу: платы явно залиты компаундом. Судя по виду — уретановый УР-231, в три слоя как минимум. Он довольно эластичный (хотя и не как тот, который мы в детстве со свалок колупали :)), и спасает не только от влаги и вибраций. Эпоксидный компаунд ЭП-730 выглядит немного иначе. Впрочем, я давно оторвался от жизни, может уже что-то новое, не знаю. А жгут проводов на переднем плане вообще залит чем-то другим — не знаю. Но не «китайскими соплями» АКА клеевым пистолетом точно.

Если залить весь пустой объём тем компаундом (что на свалках), то потом добраться до повреждённых микросхем памяти будет весьма сложно: это ж надо отколупать весь, сошлифовать корпуса микросхем и извлечь невредимыми кристаллы. Кстати, и на советских самолётах я такого компаунда в блоках не видел, не знаю, где таким заливали. Видать, в ракетах (одноразовых по определению).

«Розовая» микросхема тоже сломана — правый передний угол. Да и хрупкие они, при большом желании пальцами переломить можно.

Так что негодование автора — пустое…

Источник

Stockinfocus.ru