Что происходит, когда церковные предстоятели заигрываются в политику

Что происходит, когда церковные предстоятели заигрываются в политику Аналитика

Грех, наверное, тиражировать нелестные прозвища высоких духовных особ, но к патриарху Кириллу, судя по всему, такое теперь может прилипнуть. Причём с лёгкой ли, нет ли, руки папы Франциска. Во время традиционной воскресной молитвы Angelus Domini в Ватикане папа назвал патриарха «дорогим братом» – il mio caro fratello Kirill. В общем, вы поняли. На прошлой неделе понтифик с «брателло» встречались в Гаване.

Ортодоксальные православные уже хмурят лбы – не может предстоятель РПЦ иметь дела с еретиком! Но все их претензии мимо – в кубинской столице встречались не главы двух церквей, монахи Кирилл и Франциск, а политики Владимир Гундяев и Хорхе Марио Бергольо.

«Семнадцать мгновений весны» смотрели? А задумывались ли, отчего Ставке понадобилось засылать в Ватикан именно пастора Шлага?

Что происходит, когда церковные предстоятели заигрываются в политикуВ самом деле, почему бы Кремлю было не привлечь ради такого дела своего проверенного патриарха Алексия I, а не первого попавшегося сановного католика, да ещё и немца в придачу? Понятно, что Шлаг – персонаж вымышленный, но ведь у него был реальный прообраз – тео­лог Мартин Нимёллер. Так всё-таки отчего же московский престол поостерёгся вступать в диалог с престолом ватиканским, даже невзирая на особые обстоятельства, диктуемые ходом Второй мировой?

Ответ очевиден – апостольское учение Иоанна Богослова заповедует, говоря мирским языком, не вступать в переговоры с еретиками, коими православная церковь издревле считает католиков. А примиренческая установка, что-де «нынче к людям надо мягче, а на вопросы смотреть ширше», что бы там ни говорили политики, мало применима к внешним церковным сношениям.

Пожаловал на «совет нечестивых» – будь готов к тому, что тебе подадут руку, но – только для поцелуя. И придётся лобзать, никуда не денешься. Вот и митрополит Кирилл несколько лет назад приложился к папской руке – а куда ему было деваться? И как знать, не доведётся ли повторить? Хорошо ещё, что пришлось руку лобзать, а не папскую туфлю, как полагалось в былинные времена.

Российских православных загоняют в новую унию?

Во время встречи два предстоятеля демонстрировали дружелюбие и мило улыбались друг другу. Но в глазах патриарха Кирилла была печаль: он явно догадывался, чего ему может стоить подобное общение с главой римской курии. Оплюёт разобиженная паства? Вполне вероятно.

Ортодоксальная часть духовенства поставит вопрос о «неполном служебном соответствии» главы РПЦ, связавшегося с латинянами? Не исключено. Родная российская власть, подсчитав моральные издержки из-за прямого контакта патриарха с понтификом, развернётся к церкви спиной? Скорее всего так и будет. Так чего же тогда понесло святейшего владыку на далёкую Кубу – как пишут в сервильной прессе, «нейтральную», а на самом деле насквозь католическую?

По сути, патриарх подорвался на мине, которую сам же и заложил под РПЦ. Церковь в России, как известно, отделена от государства. Вот только не всем церковникам это по вкусу. Значительная часть высшего духовенства не вполне отчётливо различает черту, разделяющую власть духовную и власть государственную.

А когда дело доходит до внешней политики, РПЦ вообще путает берега и решительно вторгается в юрисдикцию МИДа. И раз за разом садится в лужу. Публичные молитвы, возносимые «за мир на Украине», наверное, нужны и полезны, вот только паства недоумевает, за кого, собственно, молится патриарх: за сектанта Турчинова, за дельца Порошенко или за палача Одессы Парубия?

А поглубже копнёшь – вообще волосы дыбом становятся. Скажем, известно ли вам, что абсолютно все крымские приходы до сих пор окормляются не РПЦ, что было бы логично в связи с вхождением Крыма в состав России, а УПЦ?

И почему православная церковь стыдливо замалчивает этот вопрос? Объяснили бы пастве: так и так, не хотим поднимать скандал с Киевом из-за крымских храмов, разберёмся позднее, когда страсти улягутся. Но не снисходят духовные лица, молчат, как партизаны. А паства, между тем, недопонимает и ропщет.

Что мешало патриарху Кириллу накануне поездки на Кубу обратиться к своим прихожанам – мол, так и так, межгосударственные контакты России сходят на нет из-за давления Запада или по какой-то иной причине, не суть?

И кому, как не православной церкви, прийти государству на помощь, развивая внешние связи и пробивая тем самым стену международной изоляции? Народная дипломатия и всё такое. Паства не глупая, разобралась бы. А как действует наша Патриархия? Спешно, безо всяких объяснений, объявляет о встрече с папой римским, не удосуживаясь обнародовать ни тему повестки, протокола встречи, ни даже внятного объяснения, а чего нам, собственно, от этого саммита ждать?

Итог – распускаются слухи. О том, что православных силком загоняют в новую унию, и о том, как РПЦ сливает Россию Западу.

Ольга Четверикова, доцент МГИМО, религиовед:

– Россию ускоренными темпами встраивают в западный миропорядок. Нам предлагают поскорее изменить наши цивилизационные ориентиры, предприняв «перестройку» нашего сознания. Принять совершенно чуждые нам нормы и ценности, воспринять наших заклятых врагов в качестве друзей и союзников. В плане интеграции нашей страны в западные структуры, при которой Россия перестанет существовать как самостоятельное целое, Ватикану отводят важнейшую роль.

Ватикан – церковно-государственное образование, наделённое уникальными разведывательными, дипломатическими, финансовыми и организационными возможностями. Следует помнить, что миссия папского престола в отношении России остаётся неизменной много веков подряд: она нацелена на изменение основ русского духовного строя, на размывание вековых мировоззренческих принципов, сформированных православной верой. И в итоге – на поглощение православия католицизмом. Началом этого поглощения должна стать встреча папы римского с московским патриархом.

Стержневой идеей католицизма, обеспечивающей его системе жёсткий иерархический строй, является идея о папском примате. Она выражается в признании римского понтифика наместником Христа на земле, обладающего полной и универсальной властью. Православие определяет католицизм как ересь. Поэтому встреча московского патриарха с папой римским станет для Ватикана знаком признания его лжеучения в качестве истинного. Таким образом, Русская православная церковь окажется в сфере фактического влияния Ватикана и позволит ему претендовать на духовное лидерство в мировом масштабе.

Патриарх Кирилл слишком увлёкся дипломатией?

Что же заставило патриарха Кирилла рвануть через океан навстречу папе Франциску, рискуя всем сразу – репутацией, положением и даже здоровьем (представьте, уже ходят слухи, что теперь непременно найдутся желающие посчитаться с предстоятелем за «измену»)? Нетрудно догадаться.

Главный вопрос, который предстоит обсудить высоким сторонам, – взрывоопасная ситуация на Украине. Представители непризнанной УПЦ Киевского патриархата, заручившись поддержкой западноукраинских униатов, со дня на день готовят захват Киево-Печерской лавры. А мирские власти украинской столицы вроде бы обещали не вмешиваться, так что противостоять ожидаемому штурму, судя по всему, будет некому. Наместник лавры митрополит Павел с середины января умоляет Москву: сделайте хоть что-нибудь, не допустите попрания святыни!

А что сделать-то, направить в Киев «вежливых людей», чтобы помочь отбить лавру? В общем, не исключено, что срочная встреча двух предстоятелей, на подготовку которой ушло не более двух недель, понадобилась для того, чтобы помешать украинским приспешникам католичества захватить историческую обитель.

Другой вопрос, обсуждение которого не терпит отлагательства, – претензии Ватикана на контроль территорий Украины и Белоруссии. Ещё папа Иоанн Павел II — поляк Кароль Войтыла, признавался, что считает своей чуть ли не главной задачей исполнение так называемых Фатимских пророчеств Богоматери, знаменующих предстоящее обращение русских (и украинцев с белорусами соответственно) в католическую веру.

И на пути решения этой задачи папа Войтыла продвинулся довольно-таки далеко. Православная церковь всё ещё сопротивлялась грядущей экспансии Ватикана на российском направлении, зато наши политические лидеры, кажется, были готовы креститься хоть справа налево, хоть наоборот. Впервые Иоанна Павла II пригласил в Советский Союз Михаил Горбачёв – в год тысячелетия крещения Руси! Десять лет спустя приглашение повторил президент России Борис Ельцин, и папа это приглашение принял.

Чтобы сорвать этот визит, добродушному патриарху Алексию II пришлось тогда впервые прибегнуть к жёсткой риторике: он обвинил понтифика в попытке «купить православные души»! И поездка не состоялась. Позже российские руководители, посещая Ватикан, благоразумно отмалчивались на тему организации ответного визита папы.

Зато папский престол не оставлял мыслей об экспансии на восток. На сегодняшний день с Белоруссией и Украиной у Ватикана почти получилось – светские власти обеих постсоветских республик не против того, чтобы потеснить православие за счёт католичества. И, дабы удержать свои позиции, Москве хорошо бы попытаться договориться с Ватиканом. Собственно, за этим патриарх Кирилл и полетел на Кубу.

Егор Холмогоров, русский националист, политический деятель:

– Патриарх Кирилл вернётся с Кубы безусловным лидером православного мира, его фактическим неформальным главой. В июне должен состояться Всеправославный собор, впервые объединяющий всех предстоятелей православных церквей. И все последние годы церковная дипломатия решала вопрос, будет ли этот собор триумфом патриарха Варфоломея с его обновленчеством, прозападными и прокатолическими тенденциями или восторжествует другой вариант. Патриарх Кирилл, по сути, выбивает из рук Варфоломея последний сильный козырь – наличие прямых контактов с Ватиканом.

Разумеется, встреча патриарха Кирилла и папы Франциска вызовет и немало смущения, поскольку тысячелетиями римские понтифики были для православного мира еретиками. Тревога естественна: не окажется ли это очередной попыткой Ватикана разрушить православие? Но сегодня, по моему убеждению, от Ватикана исходит для православия гораздо меньшая угроза. Итоги Всеправославного собора, если они будут заточены против РПЦ, нанесут куда больший ущерб православию, чем дипломатия с Римом.

Сколь опасно пересечение дорог православия и католичества?

Московский и римский предстоятели не встречались без малого шесть столетий. Как-то в XV веке главу Русской православной церкви митрополита Киевского и всея Руси Исидора пригласил на Ферраро-Флорентийский собор папа Евгений IV – покалякать на равных о будущем мироустройстве. И наш соотечественник имел неосторожность туда поехать. В итоге безобидной беседы у Исидора с Евгением не вышло: митрополита заставили подписать Унию с Римом.

И вот ведь какая загогулина – невзирая на то что поначалу межконфессиональный контакт благословил лично государь Василий II, он же, через три дня после возвращения Исидора на родину, заковал отступника в железо и услал в монастырь. Исидору посчастливилось бежать из ссылки в Литву, а затем в Венгрию. В общем, чудом спасся. Вот такая она, большая политика. Опасное дело.

Незавидная судьба умершего на чужбине Исидора на несколько столетий отбила охоту у российских православных иерархов лезть в международную политику и вступать в диалог с римской курией. Даже если светские властители подбивали своих духовных коллег – давайте, мол, действуйте во благо великой страны! – святые отцы отвечали категорическим отказом.

Так продолжалось, пока уже в наши времена генсек Никита Хрущёв засылал в Ватикан посредников, предлагая папе Иоанну XXIII установить дипломатические отношения с Советским Союзом! Не поверите, но не было бы Хрущёва – возможно, не было бы и нынешней встречи двух предстоятелей в Гаване.

Потому что именно с подачи самого эксцентричного генсека и зародилось в Русской православной церкви двусмысленное явление, именуемое «никодимовщиной». Поговаривают, что и патриарх Кирилл – «никодимовец». Что же это за явление?

Рассказывают, что блаженная Пелагея Рязанская как-то в сердцах напророчила митрополиту Никодиму Ротову, духовному наставнику смиренного отрока Володи Гундяева: «Сдохнешь как собака у ног своего папы!» Как в воду глядела блаженная: 48-летний Никодим, коего значительная часть духовенства к тому моменту признавала тайным папским кардиналом, скоропостижно скончался на приёме у понтифика Иоанна Павла I в Ватикане в 1978 году.

Кем только не малюют нынче митрополита Никодима: и проповедником «апокалиптического религиозного коммунизма», и тайным адептом католичества, с которым он намеревался «скрестить» православие, и внедрённым с подачи генсека Хрущёва в РПЦ комсомольским работником. Припоминают заодно и эвфемизм «Никодимов грех», живописуя голубые печали скандально известного священника.

Но мало кто вспоминает о том, что именно Никодим Ротов, выезжая в Ватикан, с 1968 года всякий раз брал с собой своего духовного воспитанника, известного нынче всему миру как патриарх Кирилл.

Быть на Руси новой смуте?

Православные ортодоксы до сих пор припоминают Ротову его главный грех (куда там безобидной голубизне печалей!) – именно Никодим протащил через Синод решение о том, что православные священники обязаны причащать католиков «в случае смертной опасности». Даже откровенно заигрывавшие с Ватиканом православные греки решительно осудили это решение. Оставаясь духовным наследником Никодима, патриарх Кирилл всегда рисковал однажды согнуться под бременем преемственности. Теперь, после гаванской встречи, этот риск особенно велик.

Но помимо исторического бремени, доставшегося Кириллу от Никодима, на патриарха давит и дополнительный груз его собственных «вредных привычек», о которых известно практически всем. Недаром уже начались инсинуации в прессе: дескать, истинная цель встречи с понтификом – сохранение капиталов РПЦ в Банке Ватикана. Мол, после того как в стране стали лопаться банки, Кирилл и его приспешники обеспокоились сохранностью своих миллиардов. Скажете, бред? А ведь найдутся те, кто поверит.

Или такая проблема: на совместной декларации, венчающей гаванскую встречу, стоят подписи патриарха и папы, официальный титул которого звучит так: «епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской церкви, Великий понтифик, Примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, сюзерен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих». Подпись патриарха под декларацией могут воспринять так, что он официально признал титул, а значит, и статус папы как «верховного первосвященника Вселенской церкви» и, таким образом, своё подчинённое положение.

Да и закрытость мероприятия тоже может сыграть с патриархом злую шутку. Встреча шла несколько часов, а нам показали каких-то 10 минут от силы – что же происходило у папы и патриарха за закрытыми дверями? Поверьте, этот вопрос будет звучать с каждым днём всё громче. А разящая тишина в ответ будет пугать паству всё сильнее.

Нравится это кому-то или нет, но церковные каноны настрого запрещают православным епископам и патриархам общение с еретиками, коими считаются католики.

Автор: Руслан Горевой

Stockinfocus.ru