В ЕС назревает бунт: страны Восточной Европы против антироссийских санкций

В ЕС назревает бунт: страны Восточной Европы против антироссийских санкций Аналитика

В конце прошлого года, когда Совет Европейского союза ожидаемо продлил санкции против России, высокопоставленные брюссельские чиновники особо подчеркивали, что все 28 стран-членов ЕС проявили редкое единодушие в этом вопросе и обошлись без дискуссий. Увы, заявление это отдает либо лукавством, либо отчаянным желанием, чтобы именно так все и было.

На самом деле, противостояние ощущалось. Представитель Италии даже настоял, чтобы решение принималось не 9 декабря, а спустя полторы недели, 18-го декабря.

«Италия и некоторые другие южные европейские государства проявили некоторое нежелание продлевать санкции, которые являются мощным экономическим ударом», — витиевато обосновывалась эта отсрочка.

В ЕС назревает бунт: страны Восточной Европы против антироссийских санкций

Чуть позже выяснилась подоплека робкого демарша. Как пояснил премьер-министр Италии Маттео Ренци, позиция его страны по санкциям непоколебима, но есть загвоздка — «существует ряд стран и компаний, которые могут удвоить мощность ″Северного потока″». Камешек, понятно, в огород Германии — главного выгодоприобретателя от запуска газопровода по дну Балтийского моря.

И хотя немецкая сторона уверяла, что «Северный поток-2» является чисто коммерческим проектом, без всякой политики, это лишь подлило масла в огонь. Польша и Словакия раскритиковали желание Германии решать свои делишки за чужой счет. Тем более, что у Болгарии, Сербии, Венгрии, Австрии, Словении и той же Италии был свой расчет на российский газ — через «Южный поток». Но их коммерческие интересы почему-то бесцеремонно растоптала большая политика.

[quote align=»left»]

Ротшильды ищут для России пути выхода из кризисаРотшильды ищут для России пути выхода из кризиса

[/quote]

Вот это и есть камень преткновения: все меньше стран Евросоюза желают участвовать в решении масштабных геополитических проблем. Образно говоря, общий европейский дом становится слишком шумной и хлопотной коммуналкой.

Некоторым жильцам хотелось бы уже укрыться в своих небольших комнатках, навести там чистоту и уют и жить спокойно. А им не дают, заставляют то по кухне дежурить, то туалет мыть. При этом выворачивают карманы и указывают, с кем дружить можно, а с кем — ни в коем случае. Поневоле нервы начнут сдавать.

Возвращаясь к антироссийским санкциям, стоит напомнить, что мнимого единодушия на сей счет у европейских стран отродясь не было. К примеру, в марте прошлого года Брюссель буквально выкрутил руки побывавшим с визитом в Москве лидерам Италии, Греции и Кипра, а также представителям Испании, Австрии, Венгрии и Словакии, которые уже тогда выступали за смягчение режима санкций.

Так и нынче хор, достаточно фальшиво исполнивший общеевропейский «одобрям-с» санкциям, немедленно распался. Кое-что из февральских заявлений западных политиков:

«Знаете ли, я против любых санкций… Санкции никогда ничему не помогли… Я был всегда против. Не только не надо было вводить. Нужно отменить сейчас, а не в будущем», — заявил президент Чехии Милош Земан.

К скорейшему снятию санкций с РФ призвал премьер-министр Словакии Роберт Фицо, отметив, что нельзя возлагать вину за конфликт (с Украиной — авт.) только на РФ. Он назвал антироссийские санкции «нонсенсом».

Республика Сербская в лице министра промышленности, энергетики и горного дела Петара Джокича еще раз заверила российскую сторону в своем желании поучаствовать в реализации проекта «Южный поток», который то хотят возродить из пепла, то похоронить окончательно.

Во время своего недавнего визита в Москву премьер-министр Венгрии Виктор Орбан говорил о том, что время автоматического продления санкций в отношении России осталось позади. Дополнительно он отметил важность сотрудничества Москвы и Евросоюза.

Что заставляет этих политиков вновь и вновь пытаться навести мосты с Россией? Безусловно, желание извлечь экономическую выгоду. Москва не стала играть в поддавки и ввела контрсанкции, опустив железный занавес перед западными партнерами и отрезав их от бескрайнего и богатого рынка, который сейчас успешно осваивают отечественные производители и компании стран, не подхвативших санкционное знамя.

Уже спустя несколько дней после продовольственного эмбарго на Западе начали горестно подсчитывать грядущие убытки. Особенно ощутимо российский «асимметричный ответ»ударил по сельскохозяйственным отраслям европейских стран, и без того зажатых в тиски торговых правил Евросоюза. Надо сказать, мрачные прогнозы западных аналитиков сбылись в полной мере.

«Мы оцениваем убытки от введенных санкций, ответных мер в 40 млрд евро в 2014 году и 50 млрд евро в 2015 году для Европейского союза. И за закончившийся год — в 25 млрд евро для России, где-то 1,5% минус прогнозируем», — подсчитал первый заместитель министра экономического развития Алексей Лихачев.

Для многих западных фермеров и компаний, сделавших ставку на торговлю с Россией, эти убытки стали фатальными.
[quote align=»right»]

Инвесторы возвращаются в Россию: вложим рубль - получим миллионИнвесторы возвращаются в Россию: вложим рубль — получим миллион

[/quote]
Самое обидное для наложивших санкции стран ЕС и от этого уже пострадавших то, что овчинка выделки не стоила. Наказуемая сторона милости не попросила и на коленках, моля о прощении, не приползла. Хотя Россия никогда не скрывала: упорствовать в своих антисанкциях она не собирается. Недавно РФ вновь продемонстрировала добрую волю и желание расширять взаимовыгодные связи.

Во-первых, пресс-секретарь главы кабмина Наталья Тимкова ее в декабре сообщила, что вводить новые санкции в ответ на действия Евросоюза пока не планируется. Правда, с учетом того, что старое эмбарго в силе до августа, ключевым здесь является слово «пока».

Вице-премьер Дмитрий Рогозин тоже гостеприимно приоткрыл калитку, заявив: «Конечно, нам всем интересна позиция бизнеса в пользу скорейшей отмены взаимных ограничений. Мы эту позицию бизнеса разделяем, выступаем за нормализацию торговых отношений и, конечно, дальнейшее развитие».

Он также подчеркнул, что за время обоюдных санкций торгово-экономический оборот между РФ и стран ЕС упал примерно на треть и что восстанавливать отношения всегда сложнее, чем устанавливать.

Наконец, и президент Владимир Путин по итогам встречи с венгерским премьер-министром выразил надежду, что «со временем нам удастся вернуться на взаимную торговлю, на траекторию устойчивого роста, что отвечает нашим общим интересам». В качестве приятного бонуса к этим словам стало продление контракта с Венгрией на поставку газа на выгодных условиях.

В целом же Владимир Путин назвал решение Запада о санкциях вредным и глупым.

Думается, с такой характеристикой сегодня готово поспорить все меньшее число западных европейских лидеров. Особенно обидно им оказаться между брюссельским кнутом и пряником, который протягивает Россия. Тем более, что население большинства европейских стран все чаще отказывается быть разменной монетой в чужих политических играх. И если лидеры держав с более крепкой экономикой еще способны как-то манипулировать настроениями электората, в бедных странах все чаще звучит вопрос: во имя чего простые люди должны терпеть дополнительные лишения и затягивать пояса?

Греческое OXI, прозвучавшее на референдуме, в этом смысле может стать грозным предвестником грядущих народных волнений. О чем говорить, если даже во Франции фермеры на днях освистали президента Франсуа Олланда, рискнувшего посетить сельскохозяйственную выставку; а госпоже Меркель все труднее уговаривать немецкий бизнес потерпеть антироссийские санкции. Ведь каждый бюргер, слушая заклинания канцлера, заглядывает в свой кошелек, а там совсем не так много звонких монет, как могло бы быть.

В итоге немецкий бизнес терпеть ограничения не хочет. К примеру, по итогам исследования, проведенного в январе нынешнего года Германо-российской внешнеторговой палатой, 60% опрошенных предпринимателей из ФРГ, работающих в России, выступают за немедленное снятие санкций; еще 28% — за постепенное. Лишь 12% считают ограничительные меры оправданными. Между прочим, год назад число оправдывающих санкции было вдвое больше.

Однако менталитет Старого Света вряд ли сподвигнет население «тучных» стран к откровенному неповиновению властям и Брюсселю. Страны Восточной Европы в этом отношении более взрывоопасны.

Во-первых, в пору дружбы с СССР и вхождения в Варшавский блок они имели неплохие преференции.

Во-вторых, в свое время восточноевропейские народы уже прошли через акции протеста, в результате которых сменялись политические режимы. Поэтому в случае крайнего недовольство ожидать случаем социального взрыва вполне возможно. Опыт Украины, где майдан следует за майданом, лишь подтверждает это.

В-третьих, благодаря прежней идеологической обработке восточноевропейские страны не без подозрения относятся к своим западным соседям. Попытки последних безапелляционно задавать тон во внешнеполитическом курсе без учета мнения «маленьких и бедных», конечно, не могут не раздражать их и сегодня.

«А как же Польша и Прибалтийские страны?» — попытаются поймать автора на противоречиях скептики. Да, как Польша, бывший союзник по социалистическому лагерю, так и Литва с Латвией и Эстония, входившие в качестве республик в «единый и нерушимый», до сих пор непримиримы по отношению к России. Именно они сегодня являются главными двигателями продления всех антироссийских санкций и других недружественных действий. Даже во вред себе.

Так, министр экономики Латвии Дана Рейзниеце-Озола недавно признала, что экономика страны ощутимо пострадала от санкций, которые ЕС ввел против РФ. «В течение нескольких месяцев наш экспорт в Россию упал примерно на 25%. Это резкое снижение», — сказала она. Но что-то мы не видим массовых призывов к сближению с Россией. Враждебных же высказываний более чем достаточно.
[quote align=»left»]

Американцам, похоже, не до насАмериканцам, похоже, не до нас

[/quote]
Но давайте вдумаемся, насколько самостоятельны эти страны в своих поступках? Вырвавшись из медвежьих, но дружеских объятий СССР, Прибалтика немедленно угодила в лапы не Евросоюза даже, а Вашингтона. Именно его ставленники встали у руля Латвии, Литвы и Эстонии, послушно выполняя указания американских кураторов. Польша тоже тяготеет не столько к Евросоюзу, сколько к США. И по команде из-за океана надрывается в оголтелой критике всего российского. Ларчик такого подчинения открывается просто. Поляки ждут, когда МВФ подбросит им деньжат и активно отрабатывают аванс. Порой они получают оплату. Правда, в виде кредитов.

А вот с странами Прибалтики Вашингтон особо и не церемонится. Живут литовцы, латыши и эстонцы гораздо беднее своих собратьев по Евросоюзу. Но поднимать уровень их благосостояния никто не спешит. По сути, в Прибалтике происходит военная оккупация. Запугивая их российской угрозой, НАТО не только размещает там обычную военную технику, но и про ядерное оружие заговаривает.

К слову, деньги Белый дом тоже вливает. Но только в прибалтийские СМИ, для «обучения их противодействию российской пропаганды». А на самом деле, чтобы вести пропаганду антироссийскую. Кстати, Соединенные Штаты настолько уверены в собственном праве влиять на все мировые процессы, что даже не скрывают своего давления на бизнес как в США, так в ЕС и во всем мире. Цель — убедить компании не вести дела с Россией в «обычном режиме».

Что ж, поживем-увидим, как надолго хватит терпения у малых стран Евросоюза работать на благо Вашингтона и Брюсселя в ущерб собственным интересам. Судя по заявлениям их лидеров, это терпение на исходе.

Автор: Дмитрий Пскезин

Stockinfocus.ru