Хочет ли МВФ, чтобы мы выплатили долг России?

Хочет ли МВФ, чтобы мы выплатили долг России? Аналитика

Парадоксальная ситуация: все, что мы должны были получить еще вчера, нам уже не обещают дать завтра. Безвизовый режим начнет обсуждаться в лучшем случае летом этого года. Членство в ЕС – через 20 лет.

В вопросе прошлогоднего кредита МВФ от сроков возможного выделения транша перешли к условиям возвращение миссии в Украину. Как говорится, почувствуйте разницу. В этих условиях самое пикантное – это долг Украины перед Россией, который уже стал предметом международного судебного разбирательства.

Российские СМИ пишут, что Фонд увязывает продолжение кредитования с урегулированием проблемы долга, украинские – что Фонд дистанцировался от проблемы. Истина, как обычно, где-то посередине…

Хочет ли МВФ, чтобы мы выплатили долг России?

Жизнь без денег МВФ совсем не такая легкая и приятная, как с деньгами. Хотя, казалось бы, мы не видим самих траншей – они виртуально заходят в золотовалютные резервы Нацбанка и так же виртуально выходят (на выплату внешних долгов), но в целом с кредитами все равно веселее. Но денег почему-то не дают.
[quote align=»left»]

Вассерман об иске к России в ВТО: Украина захвачена глупыми людьмиВассерман об иске к России в ВТО: Украина захвачена глупыми людьми

[/quote]
Повторяется история, которая была при Тимошенко, а затем при Азарове, когда МВФ выдал авансом первые транши, а следующие притормозил. С той лишь разницей, что «злочинна влада» отказалась поднимать тарифы на коммунальные услуги, ограничившись неудачной пенсионной реформой имени Тигипко, а нынешняя делает это регулярно. Но МВФ все равно недоволен.

Чем он недоволен? Тем, что Украина привычно берет на себя высокие обязательства, обещает с три короба реформ, но в итоге делает в лучшем случае половину, и то под нажимом, а остальные не делает.

Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко называет это атипичной формой сотрудничества с МВФ. Как все международные бюрократические структуры, Международный валютный фонд – великий формалист. Ему не интересны наши аргументы, почему не получилось. У него есть список обязательств должника под названием «программа» и список выполненных им действий. Если списки не совпадают, кредитование прекращается.

Входит ли в этот список долг в $3 млрд. Украины перед Россией, который мы отказались платить, назвав «взяткой Януковичу», непонятно. МВФ признал долг суверенным. Это означает, что обязательства по выплате долга несет государство-заемщик. Мы это отрицаем, продолжая считать долг коммерческим.

При этом МВФ даже изменил внутренний регламент, позволив продолжать кредитование страны, имеющей невыполненные обязательства по межгосударственным или международным займам. Раньше МВФ был обязан прекратить сотрудничество с такой страной. Это требование выполнялось всегда и стало причиной всех дефолтов, включая самый громкий – Аргентину. Теперь кредитование продолжается, но при условии, что должник ведет переговоры с кредиторами.

Но Украина переговоры не ведет: вопрос передан в суд. С иском первой обратилась Россия, мы написали ответ из серии «ни копейки не заплатим» и готовим ответный иск. Возможность досудебного урегулирования спора окончательно не утрачена, хотя усилия Минфина Германии как посредника достичь согласия пошли прахом.

Что МВФ думает по этому поводу и связывает ли очередной транш с долговым вопросом, он конкретно не говорит. Только намекает, и каждая из сторон трактует это в свою пользу. И при этом все ссылаются на один источник: Джерри Райса, официального представителя МВФ.
[quote align=»right»]

Украина: «Этот поезд в огне, и нам некуда больше бежать...»Украина: «Этот поезд в огне, и нам некуда больше бежать…»

[/quote]
Украинские СМИ пишут, будто Райс заявил, что МВФ не будет участвовать в споре Украины и России по «долгу Януковича». И добавил, что не является участником дискуссий и переговоров. Российские СМИ утверждают, что, по его словам, перед тем, как перевести Украине очередной транш, Международный валютный фонд намерен оценить, насколько добросовестно Украина подходит к разрешению спора вокруг своего трехмиллиардного долга перед Россией.

На самом деле Джерри Райс сказал и то, и другое. «Мы не являемся частью переговорного процесса по долгу, – отметил он, – но продолжаем призывать Россию и Украину к переговорам. И так называемая добросовестность – это то, что совет директоров будет учитывать при утверждении второго обзора по Украине».

Олег Устенко, как знаток логики и психологии кредитования от МВФ, говорит, что решение долгового вопроса неизбежно, но как именно – тут возможны варианты. «Может быть вариант, который был предложен после Большой двадцатки в Анкаре Путиным во время пресс-конференции и который был затем уточнен Силуановым: по миллиарду в течение трех лет.

Вот этот «миллиард-миллиард-миллиард» в какой-то модернизированный форме может быть, на мой взгляд, приемлем для нас. Но это означает, что при любом раскладе деньги нужно будет взять из золотовалютных резервов; понятно, что живых денег нигде, кроме как в ЗВР, просто нет…», – сказал он журналистам.

Однако (вот он – замкнутый круг!) пока кредита МВФ нет, в золотовалютных резервах, образно говоря, «мышь повесилась». Чтобы получить кредит, надо выполнить условия, среди которых либерализация донельзя жесткого валютного режима.

Нацбанк уже разрешил банкам выдавать чуть больше валюты со счетов граждан. Теперь можно будет купить валюты не на три, а аж на 6 тыс. грн. Но это только один шаг, а кредитование возобновится, когда будет сделан весь комплекс – от борьбы с коррупцией и повышения тарифов до отмены упрощенки и пересмотра Налогового кодекса. Причем вовсе не в интересах реального сектора.

Более того, говорить о выделении кредита станет возможно лишь после очередного визита миссии МВФ в Украину, а миссия приедет после определения ситуации с коалицией и правительством. О чем заявил тот же Джерри Райс.

Не удивительно, что наш Минфин честно признается: он не знает, когда возобновится сотрудничество с МВФ. Видимо, не скоро, ибо на текущий момент Украина и МВФ согласовывают доклад о ходе реформ и Меморандум о втором пересмотре программы и дальнейших действиях сторон, который рассмотрит Совет директоров фонда.

«В настоящее время профильные министерства Украины продолжают согласовывать окончательный текст обновленного Меморандума с МВФ, и окончательных сроков завершения этого согласования и подписания меморандума нет», – сообщил агентству УНИАН заместитель министра финансов Украины Роман Качур.
[quote align=»left»]

Украина: «Этот поезд в огне, и нам некуда больше бежать…» Часть 2Украина: «Этот поезд в огне, и нам некуда больше бежать…» Часть 2

[/quote]
Это будет уже третий по счету пересмотр программы. Второй проходил для Украины в два этапа. Миссия фонда работала в Киеве в сентябре и октябре 2015 года и приостановила переговоры в связи с необходимостью проведения местных выборов, а также дискуссий внутри страны по налоговой реформе и проекту госбюджета на 2016 год.

В ноябре переговоры возобновились. А 10 февраля директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард отметила, что МВФ будет сложно продолжать сотрудничество с Украиной, если страна не вернется на путь реформ и не проявит результаты в борьбе с коррупцией.

А тем временем тикают часики плановых выплат по героически реструктуризированному усилиями Натальи Яресько внешнему долгу перед коммерческими кредиторами. 1 марта Министерство финансов осуществило первую выплату купонного дохода по новым ОВГЗ, выпущенным государством в ноябре 2015 года в рамках проводимой долговой операции с государственным и гарантированным государством долгом. Процентный купон составил $473,3 млн. И это только начало…

Автор: Егор Смирнов

Stockinfocus.ru