О каком долге перед СССР забыла Латвия, выставляя свой «счет»

О каком долге перед СССР забыла Латвия, выставляя свой "счет" Аналитика

Председатель комиссии по оценке ущерба, нанесенного Латвии советской «оккупацией», Рута Паздере торжественно объявила итог 11-летней работы большой команды специалистов: 185 млрд евро. И предупредила, что в эту цифру не вошли потери от «травмированной экологии» и «ущербной демографии», составляющие, по предварительным подсчетам, несколько десятков миллиардов дополнительно.

А ведь, на первый взгляд, серьезные люди, эти спецы, насчитавшие восточному соседу эти фантастические цифры, равняющиеся совокупному бюджету республики почти за 50 лет. Все это напоминает известное выражение о любителях халявы, расплодившихся особенно в постсоветское время.

После распада общей державы кто только не предъявлял России претензии по огромным долгам, вот «незалежная» вообще четверть века благоденствовала за счет «нелюбимых москалей». Однако особо отличались жаждой «постричь» российскую овечку три балтийские сестрички, едва ли не с первых дней поставившие проблему оккупации и возмещения нанесенного ущерба.

О каком долге перед СССР забыла Латвия, выставляя свой "счет"

Любопытно было наблюдать, как со временем росли цифры этой компенсации: в Литве поначалу называлась цифра в сотню миллионов «зеленых», потом счет пошел на миллиарды, теперь уже речь идет о примерно половине триллиона. Такая же история и в Латвии, и надо заметить, что здесь явно – в отличие от южной соседки – поскромничали. Но госпожа Рута все предусмотрела, обрадовав общественность, что работа комиссии продолжается, выявляются все новые факты, уточняются цифры и окончательная сумма может значительно вырасти.

Не правда ли, похоже на запоздалую апрельскую шутку, однако серьезность намерений балтийские марионетки доказали тем, что в конце минувшего года министры юстиции Литвы, Латвии и Эстонии на Рижском междусобойчике подписали обязательство добиваться взыскания с «виновной стороны» всего до копеечки «урона», включая «упущенную выгоду» (впрочем, вскоре правительство Эстонии проявило капельку здравого смысла, заявив, что оно не давало полномочий министру подписывать документ, и до сих пор вопрос висит в воздухе, поскольку официального заявления об отказе от претензий к «оккупанту» так и не последовало).

image_big_95376
«Оккупация» Латвии начиналась странно — с массовых митингов за вступление в СССР на фоне фашизации Европы

«Упущенная выгода» вообще нечто из мира фантастики, потому что касательно Прибалтики можно говорить только о счастливо приобретенных шансах. Латвия еще в рамках Российской империи выделялась своим развитием (здесь был собран первый автомобиль и один из первых самолетов, строили суда, проводили научные эксперименты), за полтора десятка лет перед Первой мировой число работников на промпредприятиях увеличилось почти вдвое – до 226,3 тыс., соответственно выросли и объемы.

После обретения независимости нажитый потенциал деградирует, страна превращается в сельскохозяйственный придаток Европы, в аграрном секторе занято 65,9 % населения, перед Второй мировой промпроизводство составляло всего 56% от 1913 — самого успешного — года, строительством занимались 815 человек, полностью неграмотных насчитывалось более 11%, треть детей не посещали школу.
[quote align=»left»]

Призрак "вежливого человека" бродит по ПрибалтикеПризрак «вежливого человека» бродит по Прибалтике

[/quote]
Разгром фашистской Германии и освобождение от гитлеровских войск дали новый толчок полноценному прогрессу: строятся новые крупные заводы – в Советском Союзе хорошо известны удобные микроавтобусы «Рафики», радиолы «Спидола» и «ВЭФ», металлоизделия Лиепайского металлургического завода, рижские электрички, станки, кабели и многое другое. За послевоенные годы объем производства вырос в 17 раз, по своему развитию – и, что очень важно, жизненному уровню – Латвия заметно опережала другие союзные республики, далеко не случайно Прибалтику называли «советской Европой».

Период процветания закончился с провозглашением второй республики, к власти пришли националы в связке с националистами, чьим лозунгом стала максима: все советское, а вместе с ним и русское — мерзкое, а потому надо выжигать каленым железом. Под давлением Запада, заинтересованного исключительно в расширении рынка, львиная доля промышленности подверглась уничтожению, а то, что осталось, дышит на ладан, как, например, Лиепайский металлургический.

Показательная история промыслового флота, насчитывающего сотни рыболовецких судов дальнего и среднего плавания. Власти разогнали его как реликт застойного периода, тысячи моряков выброшены на улицу. Если ранее тысячи тонн продукции поставлялось за рубеж, свежей скумбрией, селедкой и прочими морепродуктами торговали во всех уголках, то теперь в торговых центрах в основном мороженая или искусственная из Норвегии. От некогда знаменитого «ВЭФа» остались только названия спортклуба и автобусной остановки в столице.

image_big_82768

Латвия собирается предъявить особый счет России за демографию, с которой сейчас полная катастрофа, именно за четверть века независимости жителей в стране стало почти на 1 млн меньше: с 2 млн 700 тыс. до менее 2 млн в прошлом году. Кстати, и население столицы сократилось почти на 200 тыс. Куда делись люди? Отбыли за кордон, где нет деления «негров» и «белых», на «своих» и «чужих».

В качестве «лирического» отступления упомянем знакомство с врачом Рижской детской больницы Гунтисом Розенталсом, матерым, по оценке Дианы, матери девочки- инвалида, националом, если не сказать круче. Она привела свою дочь на прием к этому «доктору», а вместо помощи он устроил разнос за плохое знание латышского, общался подчеркнуто вызывающе и, доведя ребенка до истерики, посоветовал отправляться на этническую родину. Как выяснила родительница, это далеко не первая жалоба подобного рода, и этого отморозка не выгоняют с должности только потому, что иначе просто некому будет работать.

Словом, люди из Латвии отбывают туда, где не нагнетают антироссийскую истерию, где за приличную работу платят достойные деньги, где нет оккупационных войск и где не будят по ночам лязгающие гусеницами «Абрамсы» и преодолевающие звуковой барьер «Фантомы» — в стране опять начались масштабные натовские маневры, где демократия не цинично — декоративная, а политики не такие бессовестные, как дома.
[quote align=»right»]

Элиты Прибалтики на грани психоза: русские идут!Элиты Прибалтики на грани психоза: русские идут!

[/quote]
Страна вымирает еще и потому, что вот уже много лет сохраняется отрицательный баланс между рождаемостью и смертностью, в депрессивном крае все меньше желающих обременять себя детьми. Такова, как говорят французы, грустная селяви. И этих проблем не было в советское время, наоборот, темпы роста населения не отставали от других республик, обрушение началось уже после восстановления независимости и вчинить иск современной России за демографическую трагедию в независимой, вставшей на путь чисто европейского развития Латвии – попытка переложить ответственность с больной головы на… ну, дальше вы знаете.

Литва, милая сестрица Латвии, также переживает период массового оттока граждан, названный находчивыми политологами «эвакуацией». Официально за рубеж – в Ирландию, Англию и прочие Швеции — отбыло 800 тыс. из 3, 8 млн, в 2015 году статистики, посчитав, ахнули: нас уже менее 2, 9 млн. Независимые эксперты считают, что демографы, мягко выражаясь, лукавят, народу значительно меньше, люди, особенно молодые и предприимчивые, просто не считают нужным декларировать свой отъезд, который опять заметно вырос.

И не в последнюю очередь потому, что продолжает нагнетаться военная истерия, президент Даля Грибаускайте не устает трубить о том, что страна живет в условиях все нарастающей гибридной войны. Новым толчком стал облет российскими истребителями американского самолета – разведчика, барражирующего вдоль воздушной границы. Как этот крылатый «шпион» не нарушал чужое пространство, так и «краснозвездные» действовали строго в пределах правил, а истерика литовских медиа, вторящих натовским оценкам о «непрофессиональности и провокативности» российских ястребов, целиком на их совести.

Ведь натовские командиры не считают подобное обхождение с российскими самолетами нарушениями (в прошлом году таковых только над Балтикой отмечено более 300, причем встречали их чаще всего экипажи из состава подразделений «воздушной полиции», базирующихся на аэродромах в Зокняй (Литва) и Эмари (Эстония)), да и россияне относятся к подобным встречам в воздухе спокойно (должно заметить, что и пилоты обеих сторон чаще всего не видят в этом чего – то опасного, более того, считают это просто проявлением дружеских чувств), пену взбивают, как правило, генералы и чиновники. Собственно, та же история и с компенсацией за оккупацию.

Автор: Валерий Мокрушин

Stockinfocus.ru