Почему «ОПЕК-2» потерпел крах, и к чему могут привести «нефтяные войны»

Почему "ОПЕК-2" потерпел крах, и к чему могут привести "нефтяные войны" Аналитика

Обама ставит на место своенравную «арабскую жену»

Интереснейшая новость пришла вчера из США по поводу Саудовской Аравии, как раз накануне визита американского президента в эту страну. Официальный представитель Белого дома Джош Эрнест, ссылаясь на доклад комиссии по расследованию терактов 11 сентября 2001 года, сообщил, что у властей США нет достоверных доказательств причастности Саудовской Аравии к этим атакам.

«В опубликованном документе нет доказательств того, что правительство Саудовской Аравии или кто-то из саудовских высокопоставленных представителей поддерживал заговорщиков», — заявил он. Ну, ничего, что из 19 террористов 15 были гражданами Саудовской Аравии, что организатор терактов Усама бен Ладен сам саудовец. Наверное, это вообще ни для кого не секрет, что именно из КСА вышли многие сегодняшние известные террористы, и что осуществляли и осуществляют свою деятельность они на деньги арабских шейхов, кстати, по большей части — нефтяные деньги, что власти КСА активно поддерживали многие радикальные исламские движения от «Имарата Кавказ» до ИГ, с которым сегодня воюет весь мир в Сирии и Ираке. Но нет никаких достоверных доказательств.

Почему "ОПЕК-2" потерпел крах, и к чему могут привести "нефтяные войны"

Два интересных момента, на которые тут стоит обратить внимание. Первый: на следующий день после заявления Белого дома его хозяин — Барак Обама — собирается посетить Эр-Рияд. Второй: менее чем за два дня до этого в Дохе фактически состоялись похороны мертворожденного «ОПЕК-2».

opek

В воскресенье, 17 апреля, в Дохе состоялась встреча, от которой многие ждали прорыва. Низкие цены на нефть, вызванные избытком добычи, существенно повлияли на всю мировую экономику, особенно на экономику тех стран, которые напрямую зависят от экспорта нефти, говоря проще — прочно сидят на нефтяной игле. Последствия оказались разными: от практически уничтоженной экономики, как в Венесуэле, до мощнейшего за последние 18 лет кризиса, как в России.

Стоит отметить, что Саудовская Аравия тоже теряет очень много от низких цен на нефть, ибо зависит от нефти, как, в общем-то, и все страны региона, гораздо больше, чем Россия, собственно: кроме нефти, у них ничего нет. Кто был в КСА, ОАЭ, Катаре и восхищался огромным небоскребам, шикарным отелям, сверхсовременной инфраструктуре прямо посреди пустыни, вряд ли задумывался, что еще каких-то полвека назад всего этого не было — страны залива начали отсчет своей новой истории со старта продажи нефти — на ней и только на ней держится могущество арабских шейхов.

Так вот, о Саудовской Аравии. Как я уже сказал, от низких цен на нефть экономика этой страны страдает не меньше нашей — потери уже измеряются десятками миллиардов долларов.

И да: если кто забыл, Саудовская Аравия сегодня воюет в Йемене. По данным доклада Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), из-за этой войны по итогам 2015 года Саудовская Аравия года вышла на третье место в мире по расходам на военную сферу, после США и Китая. Только если США и Китай себе это вполне могут позволить, ибо, как говорится, не нефтью единой, то может ли себе это позволить зависящая от нефтяных цен экономика королевства? На войну Эр-Рияд потратил $87,2 млрд. Пока что саудитов спасает накопленный за годы высоких нефтяных цен суверенный фонд (около $ 700 млрд.). Вопрос в том, насколько его хватит?

oil_0205

Неудивительно, что Саудовская Аравия вместе с Катаром, Россией и наиболее пострадавшей от падения нефтяных цен Венесуэлой выступила инициатором встречи в Дохе. К слову, всем было понятно, что это, по сути, попытка договориться двум ведущим мировым добытчикам нефти – России и Саудовской Аравии. Говорили, что на встрече примут решение о создании некоего нового формата нефтедобычи, что будет создан едва ли не «ОПЕК-2», в котором именно две страны будут играть основную роль, что это будет, по сути, революция в мировой экономике. Хотя, конечно, все это звучит пафосно и пространно. Реальной была задача заморозить добычу на уровне января на полгода. И эта задача выглядела вполне выполнимой. На первый взгляд. Она выглядела логичной для всех участников встречи, ведь повышение нефтяных цен выгодно им всем в практически одинаковой степени.

В общем, как говорится, ничего не предвещало беды. Договоренности уже казались едва ли не решенным делом, власти КСА подтвердили свою готовность подписать соглашение. Как говорится, оставалось только обговорить детали.

Но вдруг осечка. Переговоры не дали результата. Вернее, говорить так — все равно, что ничего не сказать. Результат они дали, и этот результат — полный провал.

Неожиданно саудиты стали требовать, чтобы договор подписал Иран, представителя которого на встрече не было, на чем, кстати, ранее настояли сами саудиты. Причем они прекрасно знали позицию Ирана — тот был готов заморозить добычу только после того, как выйдет на досанкционный уровень — 4 млн. баррелей в сутки (сейчас он добывает 3,2 млн. баррелей), то есть поставили заведомо невыполнимое условие.

Что-то такое интересное произошло в ночь на воскресенье, что позиция саудитов изменилась на полностью противоположную?

Тут следует понять и разобраться, почему же КСА низкие цены на нефть выгодны даже, несмотря на очевидные экономические потери. А это именно так. Саудовская Аравия сегодня одновременно один из наиболее пострадавших (пока, конечно, не столь значительно, как Россия или, тем более, Венесуэла) и в то же время — один из основных бенефициариев от сложившейся ситуации.

Первая и, безусловно, главная причина, по которой власти королевства отказались подписывать соглашение — это то, что в этом случае главным победителем оказался бы Иран, который, не будучи связанным какими-либо международными обязательствами и вышедший из-под санкций, в условиях высоких цен на нефть смог бы неплохо заработать. Для КСА это принцип: они готовы голодать сами, лишь бы не позволить процветать Ирану.

oil_storage_tanks_4

Если кто не в курсе, то для Саудовской Аравии Иран — это не просто главный конкурент в регионе, это еще и образ «сверхврага», как для США был СССР, а потом Россия, это еще и главный идеологический противник. Иран является центром мирового шиизма, в то время, как Саудовская Аравия претендует на роль лидера суннитского мира. На самом деле трудно сказать, кого шииты и сунниты ненавидят больше: неверных (то есть вообще не мусульман) или друг друга. Я уж молчу о таком «пустяке», как экономика. Страны являются давнишними геоэкономическими конкурентами в регионе, и только многолетние санкции против Ирана позволяли до сегодняшнего момента Саудовской Аравии оставаться лидером не только региона, но и одним из ведущих производителей нефти в мире вообще.

Саудиты сегодня воюют с иранцами. Опосредовано, разумеется. В Сирии — руками радикальных исламистов против поддерживаемого Тегераном Башара Асада. И в Йемене — уже собственными руками против шиитских повстанцев – хуситов. И надо сказать, что воюют очень плохо. Это при том, что Иран в Йемене воюет даже не собственными руками, не тратя на это баснословные деньги.

На этом фоне в случае заморозки добычи Саудовской Аравией и повышения цен на «черное золото» Иран, продолжающий наращивать добычу, оказывается в серьезном плюсе. Да еще и Ирак, который тоже наращивает добычу, несмотря на боевые действия, и шиитское правительство которого испытывает заметное влияние Тегерана.

В общем, у Эр-Рияда ситуация из разряда «и хочется, и колется»: отказ от заморозки приносит прямой убыток экономике, заморозка же усиливает его злейшего врага. Самое пикантное и, несомненно, выводящее из себя саудитов — то, что Иран при любом раскладе, при любой цене на нефть будет увеличивать прибыль, т.к. увеличивает продажу после вынужденного из-за санкций многолетнего «простоя».

Иранцам, по сути, надо только сидеть на берегу и ждать, когда по реке поплывут трупы врагов. Так что саудитам есть за что быть злыми одновременно и на Россию, которая с Ираном дружит давно, и на США, которые начали «заигрывать» с ним недавно. Я не зря выбрал именно этот глагол. На фоне многолетних союзнических отношений США и КСА неожиданная разрядка между Вашингтоном и Тегераном выглядит именно как заигрывание жениха с другой на глазах у невесты.

Это факты, которые видны «невооруженным взглядом». Теперь конспирология.

Низкие цены на нефть, хоть и бьют пребольно по карману Эр-Рияда, но они еще больнее бьют по карману конкурентов.

Согласно весьма распространенной версии, саудиты, играя на понижение цен, стараются выбить с рынка страны, которые являются «слабыми звеньями» — то есть те, чья экономика целиком и полностью зависит от нефтяных цен, и которые при этом не имеют такой, как у Эр-Рияда «подушки безопасности» и не способны, по мнению авторов этой стратегии, выдержать долгосрочное понижение котировок.

Помимо России, это Нигерия, Венесуэла, Алжир и Мексика. Венесуэла уже дышит на ладан, в Нигерии война с террористами, подрывающая экономику. Следующими на очереди как раз может стать Мексика и Россия. Если это реальная государственная стратегия, вопрос в том, сколько понадобится времени на ее осуществление. У саудитов, к слову, есть еще один козырь в рукаве — продажа доли акций Saudi Aramco (пока 100 % акций находится у государства), которая добывает нефти больше всех в мире — 10,3 млн. баррелей в сутки.

Да, не забываем еще про американский сланец, который при нынешних ценах находится в глубокой коме, если не сказать — почти умер. Впрочем, тут есть и обратный эффект: в случае увеличении цены более чем в 50 долларов за баррель (а это было реально в случае достижений договоренностей в Дохе), американская сланцевая нефть снова может появиться на рынке и повлиять на цены в сторону их уменьшения (согласно некоторым конспирологическим версиям, именно удаление с рынка сланцевой нефти стало главной причиной необходимости понижения цен).

Гораздо больнее нынешние нефтяные цены бьют по карману России, которая, в отличие от США, другом саудитов никогда не являлась, и ее можно спокойно «мочить», кстати, по благословлению Вашингтона. Тут еще один момент: у саудитов, несомненно, взыграла гордость: ведь в случае создания «ОПЕК-2» им пришлось бы быть в новом картеле на равных с Россией (в ОПЕК же они фактически доминировали), а этого они допустить не могут, это вопрос принципиальный, тем более, что такой расклад вряд ли понравится Вашингтону, на который Эр-Рияд хоть и «обижен» за его позицию по Ирану и действия в Ираке и Сирии, но который, несмотря ни на что, остается основным партнером саудитов, защитником и покровителем.

Напомним, стратегическое партнерство саудитов и американцев держится на трех вещах: нефти, торговле оружием и саудовских деньгах в Америке. Когда-то американцы сделали ставку на Саудовскую Аравию с целью замкнуть торговлю нефтью на собственную валюту, и не прогадали — это превратило Вашингтон фактически в мирового «финансового диктатора». В обмен на это саудиты получали покровительство США (вспомним «доктрину Картера», после начала советской операции в Афганистане гарантирующую американскую военную помощь монархиям Залива) и роль основной региональной державы, что еще больше было подкреплено санкциями против Ирана.

Некоторые эксперты до сих пор уверены, что именно игра с ценами на нефть в 80-е, осуществленная КСА по заказу из Америки, стала основной причиной краха советской экономики и последующего распада СССР.

Несмотря на то, что союз «оплота мировой демократии» и «спонсора суннитского терроризма» на первый взгляд выглядит абсолютно противоестественным, он уже много лет успешно работает. Да, он вызывает недовольство исламистов, что, кстати, привело к тому, что Штаты были вынуждены перенести ряд военных баз из королевства в другие страны региона, особенно после вторжения в Афганистан и Ирак. Впрочем, по некоторым данным, Центр управления аэрокосмическими операциями США на Ближнем Востоке до сих пор находится на саудовской базе «Принц Султан». Это еще одна причина Эр-Рияду держаться за Вашингтон, так как до последнего времени только он мог проводить масштабные операции «на дальних рубежах».

Практически вся военная инфраструктура КСА построена американцами, армия саудитов обучается американцами, а главное — США является для королевства главным поставщиком оружия с последующим гарантированным техническим обслуживанием, ремонтом и модернизацией. Саудиты уже не раз заявляли о желании покупать оружие у других стран, в том числе у России, однако все это так и осталось заявлениями. Сегодня доля американского оружия и техники, стоящей на вооружении ВС КСА, — около 85%.

Так вот, согласно наиболее распространенной у российских любителей конспирологии версии, Вашингтон вновь решил обрушить российскую экономику, как сделал это с советской, путем долгосрочного понижения нефтяных цен, используя для этого своего главного союзника на Ближнем Востоке, который, будучи от него зависим, будет, несомненно, помогать ему в этом деле, даже несмотря на прямые убытки для самого себя и «обиду» на американскую деятельность в регионе.

Вернее, союзник хотел было «обидеться» за новую ближневосточную политику Вашингтона и даже побежал к Москве договариваться о новом формате продажи углеводородов в мире. О том, что саудиты ведут переговоры с Москвой о некоем партнерстве, позволившим бы продавать нефть за рубли, юани (ранее такое соглашение было достигнуто между Москвой и Пекином) и даже евро, что сломало бы существовавшую 40 лет систему доминирования американской валюты на мировом рынке, было известно еще в 2014-м году. Кроме того, это позволило бы многим странам обходить американскую систему международных расчётов SWIFT и другие финансовые механизмы, которые Штаты используют не только для получения прибыли, но и в качестве финансового оружия.

Но тут американцы продемонстрировали, насколько крепко держат союзника за одно место, для убедительности потрясая досье с отчетом об итогах расследования 01.09.2001, который был опубликован еще в 2003-м году и все это время находился в открытом доступе, за исключением последней главы, которая была немедленно засекречена по соображениям национальной безопасности. Так вот, как заявили сенатор Кирстен Джиллибранд и бывший сенатор Боб Грэхем, именно в ней содержатся сведения, подтверждающие причастность КСА к атакам на Америку 15 лет назад.

В докладе якобы подробно рассказывается, кто именно помог пройти обучение на летчиков в США гражданам Саудовской Аравии, которые захватили самолеты и совершившим атаки на WTC и Пентагон. И якобы в нем присутствует прямое указание на некоторых представителей саудовских властей. При этом сенатор Кирстен Джиллибранд заявила, что необходимо рассекретить документ в преддверии визита Барака Обамы в Саудовскую Аравию «для того, чтобы президент мог обсудить с саудовским руководством вопросы, которые поднимаются в отчете».

Экс-директор ЦРУ Портер Госс заявил о том, что о причастности Саудовской Аравии к терактам было доложено Джорджу Бушу. Однако для того, чтобы не портить отношения с Эр-Риядом, они были засекречены.

september_11_photo_montage

Видимо, пришло время их рассекретить, раз уж Эр-Рияд почему-то решил, что может критиковать действия Вашингтона и пытаться вести свою игру. И вот глава Национальной разведки США Джеймс Клэппер уже изучает засекреченную часть доклада о терактах 11 сентября и, возможно, даст рекомендации к снятию с данных материалов грифа секретности. А первый заместитель помощника президента США по национальной безопасности Бен Родс и вовсе прямым текстом заявляет, что «Аль-Каида» была основана на деньги чиновников саудовского правительства и членов их семей. Ну, раз пришло время…

Ан, нет. Не пришло. После того, как саудиты неожиданно на ровном месте, что называется, без объяснения причин обрушили «ОПЕК-2», Белый дом так же неожиданно отказался искать «саудовский след» в терактах. Видимо, по той же причине, что и предыдущая администрация — чтобы не «портить отношения». За день до визита Обамы в Эр-Рияд.

Вы меня простите за «кисилевщину», но я снова и снова повторю: Совпадение? Не думаю!

Да, еще: если Конгресс США примет закон о компенсациях жертвам терактов, которые совершили граждане Саудовской Аравии из числа членов «Аль-Каиды» (теперь уже, очевидно, не примет) это позволит налагать арест на банковские счета и другие активы Саудовской Аравии, находящиеся на территории Соединенных Штатов. «Обиженный союзник» тут же заявил о готовности распродать американские активы на 750 млрд. долларов. Видимо, все это возымело воздействие, и «союзники» друг друга поняли «без слов» (вернее, без реальных действий), и у них снова «мир, дружба, жвачка», а значит, о таких невыгодных Штатам (так как выгодных России) проектах, как «ОПЕК-2», можно забыть.

Вопрос — надолго ли? Повторю: саудиты продолжают терять миллиарды на нефтяных ценах, а «кубышка» не вечна, как и благосклонность Вашингтона. Они хотели сыграть в игру «на выбывание слабого звена». Вот только как бы самим не оказаться в их числе…

Автор: Дмитрий Родионов

Stockinfocus.ru