«А где деньги, Зин?»: Россия продолжает терять Центральную Азию

"А где деньги, Зин?": Россия продолжает терять Центральную Азию Аналитика

Мировая конкуренция за укрепление политических позиций в Центральной Азии усиливается. В то время, как Россия на форумах обсуждает «экономические выгоды и таможенные послабления» в рамках ЕАЭС, отметившего свою вторую годовщину, ее конкуренты строят дороги, логистические хабы и порты для связи с азиатским регионом. Инфраструктура – фундамент для любых процессов интеграции. И ее возведением больше озабочены основные соперники России – Китай и Штаты.

На днях Астана принимала членов Высшего Евразийского экономического совета,  ЕАЭС существует второй год, и самих участников итоги сотрудничества, кажется, удовлетворяют.

"А где деньги, Зин?": Россия продолжает терять Центральную Азию

Многого удалось достичь в деле сокращения взаимных барьеров на пути свободного движения товаров, рабочей силы, услуг и капитала, заявил в Астане президент России Владимир Путин

«Крайне важно продолжить унификацию нетарифного регулирования, развивать механизмы отслеживания движения товаров от момента их ввоза на таможенную территорию союза до их передачи потребителю, совершенствовать взаимодействие в сфере санитарно-эпидемиологического контроля. Необходимо и далее уделять приоритетное внимание проведению согласованной политики в ключевых секторах экономики, а также гармонизации законодательства в области естественных монополий».

Общее информационное пространство, единые рынки лекарств и углеводородов, подключение стран-участниц к программе импортозамещения и, кончено, выстраивание отношений со странами Шанхайской организации сотрудничества и АСЕАН — такие задачи обозначил Путин в своем выступлении.

О трансграничных инфраструктурных проектах, которые могут не на словах, а на деле объединить государства, участники совета вспоминали, лишь когда речь заходила о китайском Шелковом пути, с которым связаны все надежды на развитие транзитного потенциала и модернизацию существующей инфраструктуры территорий.
[quote align=»left»]

ЦБ РФ переходит в наступление: финсектор проверят на стрессоустойчивостьЦБ РФ переходит в наступление: финсектор проверят на стрессоустойчивость

[/quote]
Эксперты отмечают, что отказываясь от собственных проектов, Россия, пытающаяся через интеграцию вернуть свое влияние в Центральной Азии, в очередной раз дает своим геополитическим оппонентам возможность закрепиться в регионе.

Америка уже лоббирует даже неперспективные с экономической точки зрения инфраструктурные проекты в Центральной Азии. Например, американская сторона продолжает продвигать свою концепцию Нового Шелкового пути, об этом в конце 2015 г. заявила помощник секретаря Госдепа США по вопросам Южной и Центральной Азии Десаи Бисуал.

Неотъемлемой частью торгового пути между Ближним Востоком, Центральной и Юго-Восточной Азией должны стать Пакистан, Центральная Азия, включая Казахстан и Афганистан, сказала он. Эта идея наталкивается на ряд серьезных проблем, говорит младший научный сотрудник Института стратегического анализа и прогноза при Кыргызско-Российском славянском университете Надежда Таткало из Бишкека. Главной среди них является нерешенность внутриэкономической ситуации в Афганистане – центральном связующем звене концепции.

«Соединенные Штаты рассматривают Центральную Азию как объект своих геополитических интересов, но не более того. И инфраструктурные проекты в Центральной Азии, предлагаемые и поддерживаемые американской стороной, необходимо рассматривать именно с этой точки зрения. Официально провозглашается, что цель этих проектов состоит в развитии региональных экономических связей. Однако, с точки зрения реализуемости и окупаемости, они представляются бесперспективными, что подтверждают западные и отечественные эксперты», — считает она.

Проект был придуман в 2011 г., когда Китай еще не презентовал свой вариант возрождения Шелкового пути. И с тех пор реальных шагов для создания маршрута Штаты не предпринимают, но и не признают его бесперспективным.

Старт другому, не менее спорному проекту – строительству ЛЭП от существующих электростанций в Киргизии и Таджикистане в Афганистан и Пакистан, дан в мае. CASA-1000 поддерживается Госдепом, Агентством международного развития США (именно оно в странах Центральной Азии раздает гранты и работает со всевозможными НКО), Всемирным и Исламским банками, а также министерствами Великобритании и Австралии.

Они преподносят ЛЭП, как избавление «беднейших государств бывшего СССР» от энергодефицита. Но и здесь проблема во внутренних конфликтах между государствами-участниками. Первый казус случился уже на открытии, мероприятие отказался посетить президент Киргизии Алмазбек Атамбаев из-за проблем с урегулированием вопроса о границе с Таджикистаном, где и проходила церемония.

В усилении противоречий между государствами ЦА и состоит главная цель проекта, говорит Надежда Таткало: «Реализация проекта потребует возведения крупных ГЭС в Кыргызстане и Таджикистане на трансграничных реках, правовое положение которых до сих пор не урегулировано на международном уровне».

image_big_98187

Эксперт «Урал-Евразии» Рустам Ганиев напомнил, что в советское время существовал аналогичный проект в рамках Средней Азии, энергия из Таджикистана и Кыргызстана распределялась внутри советского региона. «Новый же проект, активно поддерживаемый США, направлен на Пакистан и Индию, на юг, что потребует создания абсолютно новой инфраструктуры. Хватит ли на это средств и окупится ли проект – большой вопрос. Однако если он состоится, то Таджикистан и Кыргызстан будут переориентированы на Юго-Восточную Азию», — сказал Ганиев.
[quote align=»right»]

О возможных маршрутах "Северного потока-2" в Южную ЕвропуО возможных маршрутах «Северного потока-2» в Южную Европу

[/quote]
Задачи развития стран региона нет и в проекте газопровода «Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия» (ТАПИ), старт строительству которого был дан в декабре 2015 г. На трубопровод, мощностью 33 млрд кубометров в год, нужно более $7,5 млрд, и большой вопрос, захочет ли кто-нибудь вкладываться в инфраструктуру на территории Афганистана. С запасами газа в Туркмении дела обстоят лучше, чем с ресурсами для газопровода TAP, однако туркмены подписали контракты с Китаем, на исполнение которых будет брошена львиная доля добываемого газа.

«Самая большая проблема — это Афганистан, потому что Афганистан сегодня — это государство, которое есть на карте, но которого нет в действительности, и сейчас вообще понимание «проблемности» вот таких картографических объектов, оно возрастает. То же самое происходит в Ираке, в Сирии, то есть, вроде эти государства есть на карте, но в реальности их нет.

Вы прокладываете там трубу, а дальше с кем вы будете потом договариваться? На каждом участке будет свое племя, которое будет вас обкладывать данью», — говорит генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Поддерживая такой проект (с оговоркой, что его безопасностью США заниматься не будет), Америка опять же преследует свои цели — не пустить Иран на мировой газовый рынок и обострить отношения между странами Каспийского региона, отмечает Надежда Таткало.

image_big_98099

Параллельно США также стремятся закрепиться на образовательном рынке стран Центральной Азии посредством создания ряда вузов, добавляет кандидат политических наук, доцент кафедры политических наук Пермского государственного университета Дмитрий Плотников: «Например, это Казахско-американский университет в Алматы и Американский университет в Центральной Азии, находящийся в Бишкеке. Согласно сайту Американского университета в Центральной Азии, учебное заведение было основано в 1993 г. и целенаправленно «воспитывает будущих лидеров для демократических преобразований в Центральной Азии».

На заседании Высшего Евразийского экономического совета президент Казахстана Нурсултан Назарбаев назвал инфраструктуру «надежной платформой для межрегионального сотрудничества», но в приведенном списке транспортных проектов не оказалось ни одного российского.
[quote align=»left»]

Российская авиация покоряет небо ЕвропыРоссийская авиация покоряет небо Европы

[/quote]
«В Казахстане реализуется государственная программа «Нурлы жол», в рамках которой идет строительство и модернизация инфраструктурных объектов: это такие проекты, как «Западная Европа – Западный Китай», «Казахстан – Туркменистан – Иран – Персидский залив». В Китае функционирует казахстанский логистический терминал в Тихом океане – Ляньюньган. На берегу Каспия ведется строительство нового морского порта Курык», — перечислил Назарбаев.

Китай, как и Россия, заинтересован в стабильной Центральной Азии, так как региональные проблемы тут же дают о себе знать и в приграничных областях Поднебесной, отметил китаист Дмитрий Желобов.  Как экономического гиганта, Поднебесную привлекают рынки ЦА, на которые он прокладывает себе дорогу через культурную экспансию (открываются институты Конфуция в Узбекистане, Казахстане и Таджикистане, в Кыргызстане открылся Центр китайского образования и культуры),  и строительство инфраструктуры.

«Несопоставимый дисбаланс экономических и демографических ресурсов Поднебесной со странами Центральной Азии может привести к кардинальным трансформациям региона. Государства Центральной Азии находятся в уязвимом положении, поскольку, располагаясь в непосредственной близости от КНР, располагают несоизмеримо меньшими ресурсами. С одной стороны, китайские инвестиции в инфраструктуру способны оживить экономику стран региона. С другой стороны, Пекин будет нацелен на реализацию собственных экономических интересов в регионе, а не на поддержку местных предпринимателей», — отмечает Желобов.

image_big_92807

Китайский Шелковый путь проходит из Китая в Европу через Россию и Среднюю Азию, сейчас  руководство Евразийского союза ведет переговоры о сопряжении ЕАЭС и китайского проекта. На последнем заседании совета отмечено, что Экономический пояс Шелкового пути дает новые логистические маршруты. И происходит это благодаря тому, что Китай вкладывает значительные инвестиции в строительство дорог в регионах прохождения Пути.

Как сообщало Накануне, один из крупных объектов  — тоннель Камчик, часть магистрали Ангрен-Пап — в этом году был открыт в Узбекистане. Приграничные со странами ЕАЭС российские регионы намерены создавать логистические центры опять же исходя из маршрута Шелкового пути.

У России была возможность оставить за собой поле Центральной Азии без соперничества с чьей-либо стороны, но за прошедшие 25 лет она ей так и не воспользовалась, говорит доктор экономических наук, заместитель директора института Дальнего Востока РАН, китаист Владимир Портяков. Что-то страна сама пытается вернуть в рамках работы ЕАЭС, но и китайский Шелковый путь позволит России закрепиться в азиатском регионе.

«Безусловно, любая инфраструктура, создаваемая странами за пределами своего региона, усиливает позиции и влияние, но вряд ли Шелковый путь стоит рассматривать только в парадигме соперничества. Российская широтная инфраструктура для перевозки транзитных грузов из Азии в Европу требует модернизации. Поэтому есть общегосударственная идея сопряжения Экономического пояса Шелкового пути с ЕАЭС.

И российское пространство обязательно будет включено в проект, потому что у нас есть очень удобные выходы в Европу через Финляндию, через которую распределяются многие товары из Китая, есть маршруты на Германию. Хотелось бы сделать модернизацию Транссиба и БАМа составной частью мегапроекта, но пока более перспективным выглядит проект железной дороги через Монголию  «Москва – Казань – Пекин». Над своими проектами России надо настойчиво работать, определить свои возможности, приоритеты и действовать соответственно», — считает профессор.
[quote align=»right»]

Европа поменяет "Южный поток" на "Северный"Европа поменяет «Южный поток» на «Северный»

[/quote]
«Суверенных» российских проектов для Центральной Азии не так много. Сорвалось соглашение о строительстве РАО ЕЭС Камбаратинской ГЭС-1 в Киргизии, финансирование проекта в 2015 г. российской стороной было приостановлено, а Киргизия в ответ на это в одностороннем порядке вышла из соглашения. Из российско-киргизского фонда развития, учрежденного в 2015 г.,  финансируется сектор МСБ и немногочисленные промышленники, из $500 млн распределено около $70 млн.

Сама экономическая модель в стране уничтожает любую возможность инвестировать в Центральную Азию, государство не вкладывает даже в российские регионы, говорит член «Партии дела», председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. Деньги тратятся, но эффективность их использования низкая.

«Если наше руководство пойдет на смену модели, то нужно по-другому посмотреть на Центральную Азию. Теперь нет границ СССР по Туркмении и Таджикистану, есть  большой центральноазиатский рынок, который Россия должна отыграть, в том числе, для реализации и сбыта своих товаров. Все это тесно привязано к Сибири, вместе с Центральной Азией это, так называемый, Новый Средний Восток.

Нужны конкретные стратегические  инвестиционные проекты: это гидроэлектростанции, Индосибирская магистраль — подведение к Транссибу железной дороги до Индийского океана. Такие проекты у нас есть, но ими никто не занимается. Идея Корпорации развития Центральной Азии, которая была вброшена нами и продвигалась, в том числе, Администрацией президента, так и не реализовалась за пять лет», — говорит Крупнов, добавляя, что именно Россия должна  быть главным инициатором проектов в регионе  в рамках ЕАЭС.

Однако в ЕАЭС говорят не о строительстве дорог и разработке месторождений Центральной Азии (а к ним Китай уже планировал добраться по Китайско-Киргизско-Узбекской железной дороге), а о таможенных льготах, импортозамещении, обмене продукцией, которая, судя по всему, поедет по китайским рельсам.

«Мы продолжаем терять Центральную Азию, — напоминает Крупнов, — в то время, как Китай инвестирует в Узбекистан, Таджикистан и другие страны. Главное, он демонстрирует ясность намерений, ведь проект Экономического пояса Шелкового пути был впервые заявлен в Астане, потом началась «отработка» всей Центральной Азии. Россия же обсуждает общее таможенное пространство, правовые вопросы. «А где деньги, Зин?». Конкретные инвестиции, которые помогут проводить российские интересы? Их нет, и ситуация потеряна».

Автор: Алена Ласкутова

Stockinfocus.ru