Как «Нафтогаз» упустил время для заполнения ПХГ без помощи «Газпрома»

Как "Нафтогаз" упустил время для заполнения ПХГ без помощи "Газпрома" Аналитика

«Нафтогаз» обратился к «Газпрому» с предложением обсудить возобновление поставок российского газа на Украину. Причём сразу на три квартала — с июля текущего года по март 2017. Как нетрудно заметить, на это период приходится и отопительный сезон, и возможная закачка в украинские подземные хранилища газа (ПХГ). «Нафтогаз» не покупал российский газ напрямую с ноября прошлого года.

Хотя многие наблюдатели трактуют этот сюжет в пользу того, что «реверсный» газ оказывается дороже российского, позволим себе оставить это утверждение как минимум спорным.

Цена газа по контракту «Газпрома» с «Нафтогазом» исторически была выше контрактных цен «Газпрома» с европейскими покупателями, скидок «Газпром» сейчас не предоставляет.

Как "Нафтогаз" упустил время для заполнения ПХГ без помощи "Газпрома"

И главное, за реверсный газ «Нафтогаз» получает дополнительные доходы с транзита — около 35 долларов за тыс. кубометров. Что, учитывая низкие (уровень в 160 долл. и меньше) текущие цены на газ, позволит компенсировать все возможные накрутки трейдеров.

Впрочем, новую цену для импорта из России «Нафтогаз» себе хочет определить минимальную, по формуле: «цена европейских хабов за вычетом транспортных расходов (Украина и Словакия)». В таком случае, цены для Украины составят не более 115 долл. за тыс. кубометров, на что «Газпром» очевидно не пойдёт.

Как мы неоднократно отмечали, «реверсные» мощности достаточны для того, чтобы вообще отказаться от российских поставок. Но только при условии равномерной закачки газа в ПХГ вне отопительного сезона). 40 млн кубометров в сутки только словацкого реверса за шесть месяцев позволили бы закачать свыше 7 млрд кубометров.

(Напомним, прошлый отопительные сезон Украина провела вообще без российских поставок — на газе собственной добычи, ПХГ и «реверсах»).

Но проблема в том, что сейчас реверсные мощности используются Украиной в разы меньше своих максимальных возможностей.

В результате, с окончания предыдущего отопительного сезона, «Нафтогаз» уже потерял больше двух месяцев, осуществляя закачку в минимальных объёмах. Сейчас в украинских ПХГ 9,2 млрд кубометров (из них, до 6 млрд кубометров — буферный газ), при этом год назад в это же время было 10,6 млрд. По наклону кривой также видно, что закачка велась более интенсивно:

Kak

Быстро же (в течение месяца или даже быстрее) закачать необходимый газ в ПХГ можно только с использованием прямых российских поставок. В результате, уже сейчас, протянув почти 3 месяца, «Нафтогаз» практически неизбежно столкнется с необходимостью воспользоваться помощью «Газпрома».

Можно конечно вообще не закачивать газ в ПХГ, текущие небольшие объёмы транзита через Украину это позволяют сделать. Но тогда зимой «Нафтогаз» ещё в большей степени попадёт в зависимость от «Газпрома», когда уже особо не поторгуешься.

Официальное объяснение слабого использования «реверсов» заключается в том, что в III квартале газ (по контрактам с нефтяной привязкой, но вероятно вместе с ним и «спот») подешевеет. Но одновременно, «Нафтогаз» ухудшает свои переговорные позиции, теряя время, необходимое для закачки газа исключительно по «реверсу».

Вероятно, по факту проблема вновь в дефиците денег и вытекающем из этого откладывании проблемы на последний момент.

А причём здесь «Северный поток-2»?

Так или иначе, если бы деньги были, вся эта история с использованием реверсов действительно может эффективно работать и даже создать «независимость» от российского газа.

Но лишь до тех пор, пока транзит российского газа не прекращается.

В противном случае, реверсная схема как минимум — усложняется, а как максимум — рушится. Почему?

Во-первых, напомним, основные ПХГ Украины находятся на западе страны. И использование ПХГ для нужд Украины зимой по факту означает отбор газа из транзитного потока на востоке с эквивалентной выдачей газа на западе страны. При отказе же от транзита (и импорта из РФ) придётся модернизировать ГТС, как минимум частично разворачивать ее в противоположном направлении.

Во-вторых, в случае запуска «Северного потока-2» и отказе от украинского транзита, в центральную Европу уже будут приходить не избыточные трубопроводные мощности, а строго определенные, рассчитанные под экспортные обязательства «Газпрома». В этих условиях лишнего газа для Украины в регионе может просто не оказаться.

А неделю назад зам. главы Еврокомиссии по энергетике Марош Шефчович сделал несколько заявлений по «Северному потоку-2», из которых становится ясно, что Еврокомиссия в значительной степени смирилась с этой стройкой, и сейчас уже начинается торг по деталям проекта и подготовка законодательной базы.

В этих условиях держаться за реверсные схемы для Украины смысла нет. Можно, конечно, протянуть на них еще года два-три. Но пока есть диверсификация поставок, у «Нафтогаза» остаются лучшие переговорные позиции для выработки новой компромиссной формулы цены, и эти позиции очевидно ухудшатся с запуском «Северного потока-2».

Но и у «Газпрома» хорошие текущие переговорные позиции. В первую очередь потому, что «Нафтогаз» упустил время для возможной закачки в ПХГ без помощи «Газпрома». Впрочем, возможная скидка на газ для Украины, если она будет предоставлена, может оказаться элементом размена на разрешение ЕК по «Северному потоку-2».

Автор: Александр Собко

Stockinfocus.ru