Пятое поколение подлодок в России появится раньше, чем ожидалось

Пятое поколение подлодок в России появится раньше, чем ожидалось Милитари

В отечественных СМИ — военная сенсация. На 10-12 лет раньше изначально запланированного срока в России начнут строить неатомные подводные лодки пятого поколения.

Информационное агентство РИА «Новости» со ссылкой на высокопоставленный источник в Военно-морском флоте РФ сообщило, что в 2018 году в России будет заложена головная лодка проекта субмарин пятого поколения «Калина». Произойдет это на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге. Источник агентства уточнил, что проект «Калина» должен быть удачным.

Пятое поколение подлодок в России появится раньше, чем ожидалось

Новость неожиданная и радостная. Еще недавно военные и эксперты, оценивая сроки начала серийного производства субмарин пятого поколения в России, говорили туманно «после 2025» или «после 2030» года. И в этом была своя логика, ведь основа подводного флота ВМФ РФ пока что — субмарина третьего поколения. ПЛ четвертого же начали массово поступать в строй относительно недавно.

Примечание: По типу энергетической установки все подводные лодки сегодня делятся на две основные группы: атомные и неатомные. Самым мощным и, если можно так сказать, разнообразным (и атомные, и неатомным) подводным флотом в мире обладал Советский Союз. Большая его часть, к сожалению, в 90-е годы была фактически уничтожена.

Возможностью строить атомные подлодки обладал (и обладает) на планете лишь узкий круг ведущих мировых держав. При этом, США и Великобритания сделали ставку исключительно на строительство АПЛ, главными преимуществами которых является возможность долгое время скрытно находиться под водой на значительной глубине, и мощный реактор. Поэтому, несмотря на простоту и дешевизну «дизелей», Вашингтон и Лондон от них отказались.

Большая же часть стран мира долгое время развивала неатомные подводные лодки от «безысходности» — из-за невозможности строить атомные. Однако это привело к поразительным результатам. Считавшиеся «тупиковой ветвью эволюции» неатомные субмарины недавно фактически догнали по своим характеристикам своих «атомных сестер», демонстрируя прекрасные показатели по малошумности и маневренности (и будучи при этом в разы дешевле). В 2003 году шведская неатомная ПЛ «Готланд» уверенно одержала верх в учебных дуэлях над французскими и американскими атомными субмаринами.

Советский Союз, в отличие от США, как мы уже говорили выше, синхронно развивал атомный и неатомный подводный флот. Однако в развитии первого все же преуспел больше. Что же касается дизелей, то советским конструкторам удалось добиться от них прекрасных показателей по части акустики, но большой их проблемой оставалась автономность. В 90-е же годы по понятным причинам российские разработчики отстали от иностранных конструкторов неатомных ПЛ еще сильнее. Шведы, немцы и японцы уже вовсю применяли воздухо-независимые энергетические установки, а Россия вынуждена была делать ставку на весьма приличные, но устаревающие понемногу «Варшавянки».
[quote align=»left»]

Подводные флота Россия и США: на чьей стороне превосходствоПодводные флота Россия и США: на чьей стороне превосходство

[/quote]
Первым «проблеском» для наших корабелов стал проект «Лада» (экспортный вариант — «Амур»), совмещающий традиционные многочисленные преимущества российских «подводных дизелей» с новой воздухо-независимой установкой. Однако последняя, видимо, оказалась «сыроватой» — силовой агрегат не выдавал требуемой мощности.

Но теперь всем становится очевидно, что проблему с по-настоящему эффективной воздухо-независимой энергетической установкой на основе двигателя Стирлинга российские конструкторы решили. Иначе о столь резком «ускорении» реализации проекта неатомной субмарины пятого поколения не было бы и речи.

Сообщается, что принципиальным отличием российской «воздухо-независимой» подлодки от иностранных станет отсутствие необходимости возить с собой запас водорода. Он будет вырабатываться на борту в объеме, нужном для потребления.

Вооружена новая подлодка по предварительной информации будет прекрасно зарекомендовавшими и проверенными в реальных боевых условиях ракетами «Калибр».

Параллельно с неатомной «Калиной» российские конструкторы ведут работы над проектированием атомной подводной лодки пятого поколения проекта «Хаски». К 2018 году должен быть готов ее эскизный образец. Ее планируют изготавливать из принципиально новых материалов и вооружать гиперзвуковыми ракетами…

«Досрочный выход» на пятое поколение подлодок — очень важный показатель. Конечно, в российской науке сегодня — полным полно проблем. Спорить с этим просто бессмысленно. Однако разработки типа «Калины» демонстрируют то, что в качественном плане мы возвращаем себе ведущие мировые позиции в одной отрасли науки и техники за другой. Те, кто любил повторять за Гельмутом Шмидтом не очень умную фразу о «Верхней Вольте с баллистическими ракетами», теперь предпочитают держать язык за зубами…

Автор: Олег Полевой

Stockinfocus.ru