Это же какой-то позор…

Это же какой-то позор... Аналитика

В июле обиженный на жизнь министр сельского хозяйства Александр Ткачёв, сделал заявление на заседании правительственной комиссии по вопросам АПК под председательством самого премьера: или дополнительные 23 миллиарда рублей бюджетных вложений до конца года, или отрасль не только не сможет выполнить намеченные задачи по импортозамещению продовольствия, но и рискует столкнуться со спадом производства.

Согласно позиции главы Минсельхоза, заложенное на сегодняшний день в бюджете финансирование аграрной сферы на уровне 215 миллиардов рублей не позволяет ей нормально развиваться в сложившихся условиях. Между тем на заседании комиссии прозвучало важное признание: кризис в экономике, вынудивший урезать бюджетные расходы, затронул — пусть и незначительно — государственные инвестиции в АПК.

Это же какой-то позор...

С одной стороны, у Правительства вроде бы нет другого выхода. В настоящее время уровень доходов федерального бюджета в реальном выражении примерно на 30 процентов ниже, чем был до падения нефтяных цен в 2014 году. А по заявлению министра финансов Антона Силуанова, только за первую половину текущего года доходы бюджета сократились на 12 процентов — и в основном как раз за счёт снижения нефтегазовых поступлений.

А как им не снизиться, если, по данным заместителя главы Минфина Алексея Лаврова, в первом полугодии средняя цена на нефть складывалась на отметке 38 долларов за баррель, в отдельные периоды опускаясь даже до 25 долларов? Бюджет-то, напомним ещё раз, свёрстан из расчёта 50 долларов за «бочку»…

Спрашивается, какие ещё нужны факты, подтверждающие чудовищную и никуда не девшуюся зависимость сегодняшней российской экономики от экспорта сырья? И кардинальных сдвигов, увы, пока не видно. Вообще, по недавнему меткому замечанию профессора Якова Миркина из Российской академии наук, «российская экономика напоминает человека, который сидит в оцепенении на берегу моря и ждёт, будет большая волна или нет, а если будет — то «достанет до ног» или откатится обратно».
[quote align=»left»]

Попытка надавить? Госдолг России скупают иностранные спекулянтыПопытка надавить? Госдолг России скупают иностранные спекулянты

[/quote]
Однако урезать инвестиции в сельское хозяйство в ситуации, когда их и так не хватает! О неприемлемости такого шага «Парламентская газета» в своё время предупреждала. О каком тогда импортозамещении можно не то что говорить, а даже мечтать? К примеру, за последние 2 года импорт ягод (в том числе — клубники и черешни) значительно снизился, но при этом своё производство практически не увеличилось. Поэтому неудивительно, что если год назад, к примеру, цена килограмма клубники к концу июня была на уровне 200-250 рублей, то в этом году — уже порядка 300-350.

По оценкам, чтобы засадить один гектар клубникой, необходимы инвестиции в объёме от 700 тысяч до одного миллиона рублей. В этих условиях для «большого рывка» без целенаправленной государственной помощи собственных ресурсов наших аграриев не хватает. А государство, получается, эту помощь ещё и режет.

Картошка становится деликатесом

Проблемы далеко не только с ягодами. На упомянутом заседании правительственной комиссии по АПК премьер Дмитрий Медведев сделал важное заявление: по овощам у нас самообеспеченность в сезон составляет 94 процента, однако в межсезонье — уже менее 50 процентов, а по фруктам — всего 33 процента, то есть одну треть. А коли так, сразу даёт о себе знать рост цен.

К примеру, в уходящем месяце выяснилось, что покуда цены на молочные изделия, а также на такие овощи, как огурцы, помидоры и лук, вроде бы начали снижаться, компоненты знаменитого «борщевого набора» во главе с картошкой продолжали дорожать. По данным Росстата, за первое полугодие картошка подорожала на целых 40 процентов, морковь — на 37 процентов и капуста — на 24 процента. В последний месяц полугодия «второй хлеб» так вообще стал рекордсменом по росту цен.

Причины хорошо и, увы, давно известны. Директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина в который раз напоминает: «Пока в России не хватает овощехранилищ, отечественные производители не в состоянии сохранить собранный урожай до начала сбора следующего». А раз нет своих картофеля и овощей, то приходится прибегать к импорту. Сегодня, например, главными поставщиками картофеля в Россию являются союзная и соседняя нам Белоруссия (что вполне естественно), а также Египет (что, учитывая влияние транспортной составляющей на цену, совсем даже неестественно).

В начинающемся августе в средней полосе России начинается и массовый сбор овощей собственного производства. Скажется ли этот фактор на ценах тех же картошки, моркови и капусты — естественно, в сторону их снижения? Может, да, а может, и нет — многое зависит от ожиданий сельхозпроизводителей и тех же перекупщиков, которые, увы, до сих пор никуда не делись.
[quote align=»right»]

Валентин Катасонов о внешнем долге России: денежные власти валяют дуракаВалентин Катасонов о внешнем долге России: денежные власти валяют дурака

[/quote]
Если бы, к примеру, в течение августа было принято давно назревшее и перезревшее решение о господдержке строительства оснащённых современным оборудованием овощехранилищ и складов — хотя бы в рамках сделанной министром Ткачёвым заявки, — то это, без сомнения, положительно повлияло бы на динамику хотя бы текущих цен. Если же, как было до сего времени, ничего не изменится, то ожидать можно всякого.

Рублю помогают налоги

В уходящем месяце рубль в целом держался достигнутой ранее планки, более того — доллар опускался ниже отметки в 63 рубля, а евро — ниже 70. И британский референдум здесь ни при чём; с другой стороны, к сожалению, не отмечено никаких позитивных сдвигов в нашей экономике. Просто рублю помогали начавшиеся выплаты дивидендов российскими компаниями, а также наступивший в середине июля период налоговых платежей. Это и обеспечило в отдельные периоды повышенный спрос на отечественную валюту и относительно высокий её курс.

Исчерпание действия обоих этих факторов в августе, а также расширение спроса на валюту со стороны туристов способны в принципе несколько понизить курс рубля. Однако — если, конечно, не произойдёт какой-либо политической напасти глобального характера — кардинальных изменений на валютном рынке ожидать, скорее всего, не следует.

Автор: Олег Черковец

Stockinfocus.ru