default-logo

К «европейскому ультиматуму Украине»: почему России не на что надеяться



Вот уже много недель российские средства массовой информации занимаются вымученным оптимизмом: находят у какого-нибудь европейского политика обнадеживающую фразу об украинском конфликте, цитируют ее и делают вывод: Европа наконец-то начинает отходить от американской позиции, наметился прогресс и т.д.

А потом, после всех этих надежд, Евросоюз берет и продлевает санкции против России еще на шесть месяцев, как он это сделал совсем недавно, в сентябре, – «вплоть до выполнения минских соглашений».

К "европейскому ультиматуму Украине": почему России не на что надеяться

Почему европейцы не видят, что в невыполнении минских соглашений виновата прежде всего украинская сторона? Почему не видят очевидную, как бы, суть киевского режима? Телевидение – и российское, и украинское – показывает избиения людей, пришедших голосовать на российских выборах к российскому посольству в Киеве. Рассказывает о запретах на российские и советские фильмы, книги. О «черных списках» людей, которым запрещено посещать Украину, тоже рассказывает – один запрет на поездки в «незалежную» для Горбачева чего стоит. Неужели Европа этого всего не замечает? Может, просто не видит – не показывают ей ее же собственные телевизионщики?

…Да ладно вам. Всё Европа замечает. Как не заметить, если недавно в Славянске и Краматорске – двух наиболее пострадавших от гражданской войны городах восточной Украины – на прошлой неделе побывали и министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер, и глава французской дипломатии Жан-Марк Эро? Неужели их не поразил вид разрушений и людского горя? Ведь когда-то, в сороковые годы, американский президент Рузвельт подписал ялтинские соглашения во многом под впечатлением увиденных им перед подписанием следов нацистского присутствия в Крыму – сожженных зданий, мест массовых расстрелов…

Путешествие по «незалежной»: Что происходит на Украине на самом деле?Путешествие по «незалежной»: Что происходит на Украине на самом деле?

Конечно же, визит западноевропейских гостей был тщательно отрежиссирован нынешним украинским режимом, чьи войска ныне контролируют эту часть Донбасса. Визитеров встречали специально обученные пикеты из местных жителей с написанными на плакатах требованиями «не идти на уступки России», ликвидировать ДНР и ЛНР, вернуть «донбасский» участок границы Украины с Россией под контроль возглавляемого г-ном Порошенко режима. Но я не думаю, что Штайнмайер и Эро настолько глупы, чтобы не знать цену этим пикетам, равно как и показывавшимся по киевскому телевидению вскоре после «освобождения» Славянска в 2014-м году благодарным лицам расхватывавших киевскую гуманитарную помощь местных жителей.

Думается, все это Штайнмайер и Эро понимали – не так уж они и наивны. Но между ними и Рузвельтом есть одно огромное различие. Рузвельт был политик, человек с убеждениями и с мечтой о том, как изменить мир. А Штайнмайер и Эро – бюрократы, занесенные на самую верхушку европейской чиновной пирамиды именно благодаря своей способности не выделяться, выполнять предложенную задачу от сих до сих и по заданному алгоритму. Мир менять они хотят только в указанном начальством направлении и в безопасных для себя масштабах.



Бюрократическая утопия

У Штайнмайера и Эро в руках есть документ – «Комплекс мер по выполнению минских соглашений о мире в Украине». Но при этом есть и некое среднее общеевропейское официальное мнение о происходящем на Украине: мол, там в 2014-м годупроизошла народная проевропейская революция, но часть населения эту прекрасную революцию, увы, не приняла, а потом всю ситуацию подпортила Россия, поддержавшая самые реакционные элементы в этой отсталой контрреволюционной народной толще.

Бюрократы Штайнмайер и Эро хотят выполнить минские соглашения, действуя притом в рамках этого среднего общеевропейского мнения. Они стремятся, как и все бюрократы, к благостной картине, к бюрократической утопии. Пусть Украина даст Донбассу какие-нибудь там особые права – ну, например, разрешит пока говорить по-русски и оформлять часть документов на русском языке. Пусть даже Киев даст Донбассу немного местного самоуправления – если Донбасс пустит к себе порошенковских чиновников.

А Россию, думают господа Штайнмайер и Эро, мы заставим отвести ее добровольцев из Донецкой и Луганской областей путем применения санкций (прежде всего – персональными, точечными ударами по «друзьям Путина», от которых якобы весь вред). Ведь урегулированию на Украине, в соответствии с европейским идеологическим «нарративом» , мешает только корыстный российский империализм. Сделать ситуацию невыгодной корыстным русским империалистам, подтолкнуть украинское руководство к компромиссу с местными русскими – и все наладится. Так видится Штайнмайеру и Эро первая фаза решения проблемы.

Минские соглашения похоронены навсегда: спятившие националисты неуправляемыМинские соглашения похоронены навсегда: спятившие националисты неуправляемы

Ну, а после того, как Донбасс опять попадет под власть лояльных Западу порошенок и яценюков с гройсманами, он понемножку забудет остатки своего русского прошлого. А там авось и в России придет какой-нибудь лояльный Западу политик – Навальный или Касьянов – и из России получится нынешняя Украина, только больших размеров. Таков план Штайнмайера и Эро.

…Но вот беда: жизнь в бывшем СССР не соответствует бюрократическим фантазиям чиновников Евросоюза. Во-первых, общеевропейское официальное мнение об украинских событиях 2014-2016 гг. неверно. В Киеве в 2014-м году была не народная революция, а вполне открытый кровавый переворот (одних милиционеров при этом перевороте было убито тринадцать человек). Установившийся в результате режим – никакая не демократия, а жесткая и притом хамская «диктатура истерики». Во-вторых, в ожидания европейских чиновников не вписывается тот факт, что минские соглашения для текущего украинского режима просто невыполнимы.

Дело в том, что минские соглашения включают в себя выполнение трех условий — причем ПЕРЕД передачей Киеву утраченного им контроля над частью границы Донбасса с Ростовской и Белгородской областями. Вот эти условия: амнистия, особый статус для «потенциально сепаратистских территорий», конституционная реформа для всей Украины.

Но как при нынешней Раде обеспечить «освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (так в тексте Минского соглашения)? Как это сделать, если вся политика нового националистического украинского режима строится именно на МЕСТИ, на желании поквитаться со старыми врагами?

Главные заботы нового генпрокурора Украины Юрия Луценко – это поиск все новых грехов «режима Януковича», преследование через Интерпол и другие международные органы бывших министров – Богатыревой, Захарченко, самого экс-премьера Азарова. (У Николая Яновича Азарова европейская юстиция, вопреки собственным обещаниям, так и не нашла счетов за рубежом, но новые украинские обобрали его символически – лишили украинской пенсии.) Проигравшие «сепаратистам» из ДНР и ЛНР на поле битвы вояки из добровольческих батальонов ВСУ так и кипят желанием свести не сведенные в бою счеты при помощи СБУ или при помощи коллективного нападения «гражданских активистов» — по той же схеме, что и во время избиения пришедших голосовать к российскому посольству граждан РФ.

То же самое относится и к «новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей» (так в минских соглашениях). Уже один разговор о таких конституционных изменениях вызвал драку с применением боевой гранаты у здания Рады 31 августа 2015 года – тогда от рук националиста погибли три украинских полицейских. Одного только разговора об изменениях в конституции оказалось достаточно, чтобы вновь толкнуть радикальных националистов на убийство сотрудников правоохранительных органов.

Словом, по человеческой логике выполнить минские соглашения при нынешнем украинском режиме невозможно. Но по бюрократической логике, в рамках которой действуют европейские политики (включая господ Штайнмайера и Эро), именно к этому и надо стремиться.

В итоге, посетив Донбасс, Штайнмайер и Эро пожурили Киев за нежелание выполнять миниские соглашения в той последовательности, которая в этих соглашениях прописана: сначала снятие блокады восточных регионов со стороны остальной Украины, потом особый статус и конституционные изменения – и только уж после этого возврат украинских пограничников на границу мятежных регионов с Россией.

«Независимая газета» описала эту ситуацию под 100500-м заголовком «Берлин и Париж выдвинули Киеву ультиматум».

Хотелось бы верить, что Европа и вправду взялась за умиротворение конфликта на востоке Украины – да вот не верится. Если европейские политики и вправду выдвигают Порошенко ультиматум, почему он почти в тот же день получает миллиард долларов от МВФ? Почему продолжаются военные поставки режиму Порошенко не только из США, но и из Британии, Литвы, других стран ЕС?

Главная проблема тут у европейцев – кадровая. Для настоящего умиротворения нужны политики. А в Европе сейчас правят бал бюрократы, клерки. Таким людям ничего не стоит выделить деньги на сущую ерунду – лишь бы на бумаге вышло гладко. И, наоборот, они не дадут денег на важнейшее дело, если это будет грозить им хоть тенью ответственности.

Миллиард долларов от МВФ выделяется для «спасения демократии» — чтобы не обанкротился Порошенко. На это бюрократам денег не жалко – их можно провести по графе «защита демократии». И поэтому бывший директор винницкого рынка Владимир Гройсман, мелкий мошенник по своим замашкам, оказавшийся по знакомству во главе обанкротившегося правительства, разводит на деньги Штайнмайера и Эро – глав дипломатии двух богатейших стран Европы, — повторяя правильные слова про демократию. И они ничего не могут поделать: при всех своих «ультиматумах» все равно дают деньги.

В этих условиях наши восторги по поводу сомнений в обоснованности антироссийских санкций – возникают ли эти сомнения у венгерского премьера Орбана или у словацкого премьера Фицо – совершенно неуместны. Мнение того или иного политика с востока Европы неспособно изменить общеевропейскую бюрократическую логику.

Ловушка восприятия

Украина – неудавшееся государство, а "древние укры" анекдот для историкаУкраина – неудавшееся государство, а «древние укры» анекдот для историка

На самом деле Евросоюз загнал себя в эту ловушку уже давно – еще в тот момент, когда признал вышедших на Майдан радикалов-националистов «борцами за демократию». Опровергать сложившийся тогда миф в сегодняшней Европе опасно – можно разрушить карьеру. В итоге ЕС все глубже увязает в нерешаемой проблеме: ЕС ставит киевскому режиму задачи, которые под силу только гуманному режиму; киевский режим эти задачи не выполняет, но сделать правильный вывод – объявить своего украинского союзника авторитарным режимом – Евросоюз не в силах из-за висящего над ним мифа.

Минские соглашения писались и одобрялись немецкими и французскими представителями в том числе и под этот миф. Если бы в Киеве были у власти демократы, люди с истинной заботой о будущем Украины – эти люди и вправду постарались бы прекратить кровопролитие на своей родине через минские соглашения.

Но порошенковский режим на такое прекращение не способен. А нынешние политики Западной Европы скорее вбухают в этот режим еще несколько миллиардов долларов, чем выйдут за рамки своей бюрократической логики. Логики, по которой Порошенко – хороший революционный деятель, способный дать автономию тем людям, которые этого хотят.

Автор: Дмитрий Бабич


НАВЕРХ СТРАНИЦЫ



Загрузка...

Уважаемые посетители! Будьте аккуратны в своих комментариях. Согласно статье 5.61 часть 2 КоАП РФ, "Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей