Перестать кормить прибалтов. О начале переориентации русского транзита

Перестать кормить прибалтов. О начале переориентации русского транзита Аналитика

Сегодня в правительстве РФ состоится совещание под председательством спецпредставителя президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергея Иванова, посвященное переориентации экспортных потоков российских нефтепродуктов с терминалов Прибалтики на порты России.

Предполагается, что основными участниками совещания станут представители РЖД и «Транснефти», компаний нефтегазового сектора.

Перестать кормить прибалтов. О начале переориентации русского транзита

Как говорится в пояснительной записке к совещанию, транзит российских грузов в направлении прибалтийских портов на сегодня составляет более сорока девяти миллионов тонн в год. Туда, помимо нефтепродуктов, идут калийные и азотные удобрения, перваливается и отечественный уголь, и другие грузы. Российские логистики теряют на этом около 1,3 миллиарда долларов выручки в год. И только элементарный перевод экспорта нефтепродуктов в российские порты может обеспечить их загрузку дополнительно на 9 миллионов тонн ежегодно.

Напомним: ранее глава «Транснефти» Николай Токарев в своем докладе президенту России уже пообещал, что «Транснефть» до 2018 года прекратит экспорт через прибалтийские порты и «направит грузопоток через российские порты, где есть профицит мощностей».

Собственно говоря, сейчас вопрос — в элементарной несогласованности действий отдельных структур и компаний в условиях «открытого рынка». Приобретая сравнительно небольшую выгоду одни, скажем так, подставляют других — и «рыночные механизмы» в результате вступают в откровенное противоречие с общеэкономическими задачами.

Хорошо известно, что многие российские компании заинтересованы в сохранении экспорта через порты Прибалтики. Так, «Уралхим» владеет контрольным пакетом терминала по перевалке минеральных удобрений в Риге, «Еврохиму», «Акрону» и «Кузбассразрезуглю» принадлежат терминалы в Эстонии.

Деньги, как известно, строем не ходят. Вот и приходится проводить координирующие совещания, где интересы всех рыночных игроков приводятся «к общему знаменателю»: задача в общем непростая, но вполне решаемая.

Еще один вопрос будет, вне всякого сомнения, касаться и Белоруссии.

Потому как на сегодняшний день более 90 % экспорта нефтепродуктов из братской республики уходят в сторону Прибалтики и черноморских портов Украины. И это, откровенно говоря, ненормально, потому как белорусские нефтепродукты представляют из себя переработанную и приобретенную по льготным тарифам российскую нефть. И, безусловно, при использовании «понижающих коэффициентов» на тарифы на перевозку и другие вполне рыночные инструменты России вполне по силам перенаправить эти потоки в свои собственные порты.

…Но это всё в будущем.

А пока только переброска чисто российской нефти и нефтепродуктов с портов стран Балтии (в частности, Вентспилса и Риги) на российские добавит последним до $36 млн. выручки ежегодно.

И эту задачу и можно, и нужно решить в самое ближайшее время.

Автор: Дмитрий Лекух

Stockinfocus.ru