Россия не должна оказаться под властью иностранных «терминаторов»

Россия не должна оказаться под властью иностранных "терминаторов" Аналитика

По данным Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР) плотность промышленной роботизации в России оказалась почти в 70 раз ниже, чем в среднем по миру. В 2015 году в мире на 10 тысяч работников приходилось в среднем 69 промышленных роботов, а в России — один.

Почему наблюдается такая тенденция, и в каких отраслях необходимо повысить роботизацию рассказал директор Ассоциации кластеров и технопарков России Андрей Шпиленко.

Россия не должна оказаться под властью иностранных "терминаторов"

— Почему мы так серьезно отстаем?

— Методику оценки НАУРР в данном случае хотелось бы уточнить, но в целом по темпам внедрения роботизированных систем Россия действительно отстает от экономически развитых стран. Причина очевидна: после развала СССР кооперационные связи, методология выпуска промышленных продуктов были практически уничтожены. Плюс к тому в 90-е годы Россия открыла рынок для иностранных поставщиков — вместо воссоздания собственных технологий начался масштабный — а к тому же весьма недешевый и долговременный — процесс их замены на иностранные. В результате этого мы и отстали.

Особо хочу отметить, что те роботизированные системы, которые нам сейчас предлагают такие знаменитые компании как Google и другие, существовали в Советском Союзе под другими, естественно, брендами.

— Некоторые эксперты утверждают, что наше отставание связано со «слабой информированностью технического менеджмента предприятий о возможностях роботов и инерцией мышления» — мол, крупные промышленные предприятия страны находятся в руках государства и робототехника на них внедряется по остаточному принципу, после решения остальных проблем. Вы согласны с этим?

— С утверждением о якобы низкой информированности топ-менеджеров я категорически не согласен. Я лично был свидетелем, когда в Татарстане компании Siemens и KUKA презентовали нашим производителям свои технические наработки, объясняли, насколько они выгодны для бизнеса. И такие мероприятия сегодня в порядке вещей. Крупные зарубежные компании очень активно, можно даже сказать, агрессивно пытаются внедрить свои технологии на нашем рынке — для многих стран это часть государственной политики.

Например, в Германии в рамках госпрограммы прописана стратегия под названием «Индустрия 4.0″, которая предусматривает достижение технологического лидерства национальных компаний, поставляющих подобные решения за пределы страны. В предложениях со стороны иностранных компаний недостатка нет.
[quote align=»left»]

Российская силовая электроника вытесняет импортРоссийская силовая электроника вытесняет импорт

[/quote]
Другое дело, что наш топ-менеджмент достаточно прагматично сморит на внедрение подобных систем. Если мы сейчас, не вдумываясь, начнем активно покупать и внедрять зарубежные технологии, то в очередной раз попадем в ловушку — опять будем «плестись в хвосте» новой технологической революции.

В России сейчас разработана своя программа под названием «Национальная технологическая инициатива». Активная реализация дорожных карт НТИ позволит решить две задачи, а) не попасть в эту так называемую мягкую ловушку, связанную с поголовным введением иностранных роботизированных систем, и б) сформировать новые глобальные рынки.

— Еще один существенный момент: при активной роботизации большое количество людей будут терять работу. С учетом и этой проблемы в каких отраслях все равно необходимо повысить уровень роботизации?

— Вы сейчас задели очень больную тему. Крупные компании, которые предлагают эти системы, отвечают на это следующее: да, роботизация высвободит много людей, которые выполняют низкоквалифицированную работу, но породит большую потребность в так называемых белых воротничках, которые будут управлять этими роботизированными системами. Тем же, кто раньше был занят тяжелым техническим трудом — подавал болванки, точил детали — придется или повышать квалификацию или овладевать профессиями, связанными со сферой услуг.

Что касается отечественных отраслей — первоочередных претендентов на роботизацию, то они уже определены и хорошо известны. Прежде всего, будут автоматизироваться автопром (там уже активно идет этот процесс), авиапром, тяжелое машиностроение.

Источник: Правда.ру

Stockinfocus.ru