Вьетнаму нужна Россия. А надо ли это России?



Основы современных российско-вьетнамских отношений были заложены еще в эпоху холодной войны.

Советский Союз поддерживал вьетнамских коммунистов в антиколониальной войне против Франции, а затем оказывал активную помощь Северному Вьетнаму во время конфликта с США. После объединения страны в 1975 году СССР стал основным военно-политическим и экономическим партнером Социалистической Республики Вьетнам. Однако с началом перестройки и перемен в советской внешней политике роль Вьетнама как союзника СССР в Азиатско-Тихоокеанском регионе стала снижаться. Вьетнам в свою очередь взял курс на многостороннюю внешнюю политику.

Вьетнам ставит на Россию. А надо ли это России?

После распада Советского Союза сотрудничество между Россией и Вьетнамом продолжало сокращаться. Однако взаимодействие не было полностью прервано. Остались действовать многие совместные проекты, сохранились связи в сфере военно-технического сотрудничества.

США собрались давить Китай! Интересно, как они это сделают...США собрались давить Китай! Интересно, как они это сделают…

Вьетнамское руководство рассматривало Россию не как союзника (как это было в отношении СССР во время холодной войны), а как потенциально выгодного партнера, с которым было важно сохранять конструктивное взаимодействие. Вьетнам стал проводить прагматичную внешнюю политику, но при этом стремился к самостоятельной роли в системе международных отношений. Завоевав свою независимость в серии кровопролитных войн, Вьетнам рассчитывал сохранить ее и в мирное время. Возможность следования подобным курсом зависела от поддержания стабильных и дружественных отношений с широким кругом мировых держав.

Новый век и новые инициативы

С начала XXI века в связи с активизацией политики России в Азиатско-Тихоокеанском регионе российско-вьетнамские отношения получили новый импульс. В 2001 году была принята Декларация о стратегическом партнерстве между двумя странами. Вьетнам остается единственным государством Юго-Восточной Азии, обладающим статусом стратегического партнера Российской Федерации.

Новыми темпами стало развиваться военно-техническое сотрудничество между Россией и Вьетнамом. В конце 2000-х — начале 2010-х годов, в условиях обострения отношений с Китаем в акватории Южно-Китайского моря, Вьетнам заключил новые контракты на поставку различных видов российского оружия и боевой техники. Вьетнам получил боевые самолеты, зенитно-ракетные комплексы, фрегаты, ракетные катера и подводные лодки.

Несмотря на то, что Вьетнам старается развивать военно-техническое сотрудничество и с другими странами, Россия в настоящее время остается ключевым поставщиком вооружений для Вьетнама. Основу арсенала вооруженных сил Вьетнама составляет оружие и боевая техника советского и российского производства. У России и Вьетнама существует исторически сложившаяся и налаженная система военно-технического сотрудничества. Все это позволяет с определенным оптимизмом смотреть на перспективы российско-вьетнамского оборонного взаимодействия.

Серьезные достижения у России и Вьетнама есть в сфере энергетики. Это касается как строительства гидро- и теплоэлектростанций, так и совместной добычи нефти и газа. Еще в 1981 году была основана совместная нефтегазовая компания «Вьетсовпетро», которая и сейчас продолжает свою деятельность в сфере нефтедобычи во Вьетнаме.

Россия и Китай подорвут господство доллараРоссия и Китай подорвут господство доллара

В свою очередь вьетнамские компании в настоящее время принимают участие в развитии нефтегазовых проектов на территории России. В 2009 году было подписано соглашение об участии России в строительстве первой вьетнамской атомной электростанции «Ниньтхуан-1». Однако, к сожалению, этот проект был отложен на неопределенный срок в связи с изменениями в планах вьетнамского правительства по развитию атомной энергетики в стране. Не были реализованы и ряд других потенциально выгодных проектов (в том числе и запуск вьетнамского спутника связи).



Среди других проблем российско-вьетнамского взаимодействия можно назвать относительно низкий уровень торгового оборота, несмотря на его относительный рост в 2000–2010-е годы. К примеру, в 2015 году объем торговли между Россией и Вьетнамом составил 3,9 млрд долл. Для сравнения — торговый оборот Вьетнама с его крупнейшим экономическим партнером, Китаем, превышает 50 млрд долл.

Сотрудничество в евразийском формате

Исправление подобной ситуации в российско-вьетнамском торгово-экономическом сотрудничестве часто связывают с подписанием соглашения о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Вьетнамом, которое произошло в мае 2015 года. Из всех государств, с которыми шли переговоры о создании зоны свободной торговли, пока лишь Вьетнам подписал подобное соглашение.

При этом и для ЕАЭС, и для Вьетнама зона свободной торговли имеет не только экономическое, но и политическое значение. Вьетнам стремится к подписанию соглашений о свободной торговле и других подобных документов со своими партнерами, рассматривая это как часть многовекторной внешней политики и курса на дальнейшую интеграцию в мировую экономику. Соглашение с Евразийским экономическим союзом способствует для него не только укреплению отношений с Россией, но и появлению новых возможностей по развитию сотрудничества с другими участниками ЕАЭС.

Для России и всего ЕАЭС соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом означает продвижение идеи евразийской интеграции на мировой арене и расширение деятельности ЕАЭС за пределы постсоветского пространства. Зона свободной торговли с Вьетнамом может рассматриваться как основа для дальнейшего взаимодействия ЕАЭС с Азиатско-Тихоокеанским регионом — в первую очередь, со странами АСЕАН. Сотрудничая с Вьетнамом, ЕАЭС может выработать наиболее оптимальную модель отношений в формате зоны свободной торговли и с другими государствами.

Прошлое как фундамент будущего

Во многом современные российско-вьетнамские отношения развиваются на основе, заложенной еще в период холодной войны. Россия и Вьетнам перестали быть союзниками, но в то же время сохранили дружественные и конструктивные отношения. Расширение сотрудничества между двумя странами было вызвано, с одной стороны, активизацией российской политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а с другой — курсом Вьетнама на многостороннюю внешнюю политику.

Развитие связей с Вьетнамом позволяет России, в свою очередь, диверсифицировать свою собственную внешнюю политику в регионе за счет укрепления связей с дружественным, самостоятельным и нейтральным государством. Существуют потенциальные возможности и для расширения экономического сотрудничества. Хотя Вьетнам уступает по уровню ВВП многим странам Юго-Восточной Азии, но его экономика развивается высокими темпами.

Немецкий бизнес наплевал на санкции и побежал вкладывается в РоссиюНемецкий бизнес наплевал на санкции и побежал вкладывается в Россию

При этом Россия может увеличить во Вьетнам экспорт не только сырья, но и высокотехнологичной продукции — у двух стран есть серьезные наработки в этой области, а зона свободной торговли ЕАЭС–Вьетнам может создать благоприятную среду для торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества России с Вьетнамом (а также в перспективе с другими странами региона).

Интенсивно развивающаяся экономика Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии может позволить российским компаниям занять определенную долю рынка (например, в сфере энергетики или транспортной инфраструктуры). Укрепление военно-технического сотрудничества с Вьетнамом привлечет дополнительное внимание к продукции российского ВПК и может позволить расширить взаимодействие в оборонной сфере с другими странами региона.

Отталкиваясь от советско-вьетнамских отношений, современное сотрудничество между Россией и Вьетнамом может выйти на новую основу и способствовать укреплению позиций нашей страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Российско-вьетнамские отношения имеют прочные исторические основания. Но для того, чтобы идти в будущее, важно не оставаться в прошлом, а использовать исторический опыт в свете реалий настоящего времени.

Автор: Николай Федоров


НАВЕРХ СТРАНИЦЫ




Загрузка...


Уважаемые посетители! Будьте аккуратны в своих комментариях. Согласно статье 5.61 часть 2 КоАП РФ, "Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей
  • http://www.odnoklassniki.ru/profile/515149684852 Виталий Никитин

    Вьетнам для России-стратегический партнёр,а завод по производству стрелкового оружия купил не у «Калашникова» .а у Израиля !Вот такие они партнёры….