Проект «Шторм»: почему Россия может остаться без авианосцев

Проект "Шторм": почему Россия может остаться без авианосцев Милитари

В России разработана концепция перспективного авианосца «Шторм», который может быть построен не только для ВМФ РФ, но и для иностранного заказчика.

Однако пока ни российское Министерство обороны, ни представители соответствующих ведомств других государств никакие конкретные предложения разработчику проекта — ФГУП «Крыловский государственный научный центр» — не сделали. Хотя и весьма активно интересуются проектом. Каковы перспективы авианосца «Шторм» и будет ли он построен? За разъяснениями мы обратились к эксперту, Виктору Мураховскому.

Проект "Шторм": почему Россия может остаться без авианосцев

Как рассказал начальник отделения перспективного проектирования кораблей Крыловского государственного научного центра Владимир Пепеляев, «все проектные работы, включая разработку эскизного, технического и рабочего проектов, потребуют не менее трех лет, а сама постройка головного корабля займет не менее шести лет».

По его словам, учитывая большую стоимость постройки полноценного авианосца, в Крыловском центре начата разработка более «легкого» аналога проекта «Шторм». Но и эта работа ведется в инициативном порядке.

Но, повторимся, появления его на вооружении российского ВМФ в обозримой перспективе не предвидится. Некоторые эксперты полагают, что причины столь сдержанного отношения к строительству авианосцев уходят во времена Советского Союза, где крайне сдержанно относились к концепции авианесущих кораблей как полноценных морских аэродромов, использующих широкий спектр боевой авиации.

В СССР в 1970–1980-х годах были построены несколько тяжелых авианесущих крейсеров. Часть из них была списана. «Варяг» был продан Украиной Китаю и переименован в «Ляонин». «Адмирал Горшков» был перестроен в авианосец и продан в Индию, где был включен в состав ВМС под именем «Викрамадитья».

Проблема авианосцев еще и в том, что специалисты подвергают сомнению их стратегическую ценность из-за уязвимости перед ракетными комплексами наземного, воздушного и морского базирования. Хотя как средство давления в локальных конфликтах авианосные группировки доказали свою эффективность. Здесь, конечно, первенство принадлежит США, на вооружении ВМФ которых находится десять авианосцев.

[quote align=»left»]Как США будут реагировать на развёртывание Россией новой ракетной системы?

Как США будут реагировать на развёртывание Россией новой ракетной системы?

[/quote]

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский сказал, что, по его мнению, строительство авианосца в ближайшей перспективе на является необходимым:

— Надо понимать: уровень затрат будет гигантским. Авианосец ведь не существует сам по себе, строительством только самого корабля дело не обойдется. Я напомню, что необходимо формировать авианосную ударную группу.

А это означает создание авиационных подразделений, которые на таком авианосце будут базироваться. Здесь у нас некоторых типов самолетов даже еще в проекте нет. Например, самолетов дальнего радиационного обнаружения или самолетов радиоэлектронной борьбы именно палубного базирования.

Кроме того, необходимо создавать группировку кораблей для совместных действий с авианосцем, которая, по американскому опыту, должна включать два-три крейсера и шесть-семь кораблей меньшего водоизмещения. Плюс пару подводных лодок.

Плюс необходимо будет создавать наземную специальную инфраструктуру базирования этого авианосца и этих кораблей, их экипажей и авиационных экипажей. Так что стоимость постройки самого авианосца можно смело умножать на цифру семь-восемь.

Нет никакого смысла пытаться тягаться с США в этом вопросе, поскольку такое «лобовое» соревнование ведет к бессмысленной гонке вооружений. «Я думаю, мы гораздо лучше и эффективнее потратим деньги, если будем искать асимметричные ответы и развивать те системы вооружений, которые позволяют купировать наличие у американцев авианосных ударных групп».

Источник: Правда.ру

Stockinfocus.ru