Украины уже нет: окончательный и бесповоротный разрыв Донбасса с Киевом



Блокада Донбасса формально стала последним шагом, окончательно отрезавшим даже теоретическую возможность возвращения народных республик в состав Украины.

Казалось бы, по сравнению с регулярными террористическими обстрелами жилых районов, попытками «ползучего» наступления украинских войск, убийствами известных командиров и политических деятелей республик, блокада мало что изменила.

Тем более что периодические попытки полной экономической изоляции республик происходили и раньше, а взятые на себя в рамках минских соглашений обязательства по восстановлению нормальных финансово-экономических связей Украина традиционно не соблюдала.

Украины уже нет: окончательный и бесповоротный разрыв Донбасса с Киевом

Что же такое необычное произошло на этот раз? Что даёт нам право говорить о коренном изменении политической ситуации вокруг республик и об окончательном и бесповоротном разрыве с Киевом? Обратимся к фактам.

Блокада привела к установлению контроля республик над несколькими десятками предприятий, которые до этого находились в украинской юрисдикции и платили налоги Киеву. Украина лишилась примерно трёх миллиардов гривен прямых налоговых поступлений.

Общие потери бюджета (с учётом потери валютной выручки) оцениваются в миллиард долларов. Для Киева сумма весьма существенная, особенно если учесть, что с августа 2015 (то есть, почти за два года) Украина, идущая на любые уступки и выполняющая любые требования МВФ, получила от фонда только один миллиард долларов.

Хроники одесского "сепаратизма": Хунта дышит на ладан

Хроники одесского «сепаратизма»: Хунта дышит на ладан

Блокада была практически единодушно осуждена западными партнёрами Киева. С момента государственного переворота в феврале 2014 года такое произошло впервые. Также впервые Запад не отреагировал на ответные действия России, признавшей документы ДНР/ЛНР и самих республик, которые перевели в свою юрисдикцию, подчинявшиеся прежде Украине предприятия. ЕС и США предпочли «не заметить» эти действия.

Наконец, блокада привела к тому, что упомянутый МВФ, уже согласовавший выделение Киеву очередного миллиарда долларов кредита, в последний момент заблокировал выделение транша на неопределённое время.

Таким образом, сложился негативный для Киева международный консенсус. Причём, самое печальное для украинских властей заключается в том, что их просто игнорируют. С ними не общаются. Их больше не уговаривают исполнять Минск. Все бывшие партнёры действуют так, как будто Украины уже нет.

Это не удивительно. Ведь в течение полутора месяцев блокады президент Порошенко и премьер Гройсман неоднократно выступали с заявлениями о её незаконности и об огромном финансово-экономическом и политическом ущербе, который блокада наносит Украине.

В результате же, после вялой и не слишком удачной попытки разгона блокирующих, Порошенко вынужден был официально признать, возглавить и даже усилить блокаду. То есть, государственная власть Украины отступила перед несколькими сотнями маргиналов, совершивших, с точки зрения украинского законодательства, уголовное преступление.

Можно, конечно, сказать, что аналогичные случаи бывали и раньше. Всем памятна транспортная и энергетическая блокада Крыма, а также блокирование российских грузовых автомобильных перевозок через Украину в 2015 году. Тогда это тоже формально была «общественная инициатива».

Есть, однако, существенная разница. Тогда «общественный протест» был неформально санкционирован официальными властями, которые даже не особенно стремились скрыть своё участие в организации провокаций. На этот раз речь идёт об акции, направленной против украинских властей, в частности против Петра Порошенко.

О значительном финансово-экономическом ущербе, который блокада нанесла Украине, мы сказали выше. Это бы Порошенко пережил. Но, действия организаторов блокады подрывают также социальную стабильность. Значительно подорожал для Киева уголь — главное топливо для украинских ТЭС.

В связи с остановкой на длительный период поставок угля часть ТЭС вынуждена была перейти на дорогой газ. В результате с апреля серьёзно вырастут цены на электроэнергию. А значит подорожает и так неподъёмная для большинства населения коммуналка.

Поскольку находившиеся в украинской юрисдикции предприятия Донбасса были завязаны в единые технологические цепочки с предприятиями, работавшими на подконтрольной Киеву территории, возникла ситуация, когда украинские предприятия внезапно потеряли поставки необходимого им сырья из ДНР/ЛНР и, в свою очередь, не могут больше поставлять туда свою продукцию. Предприятия останавливаются, люди теряют рабочие места.

Убрать Порошенко: Три украинских клана уже объединены — "за час до расстрела"

Убрать Порошенко: Три украинских клана уже объединены — «за час до расстрела»

Только по официальным украинским данным, только за первые полтора месяца блокады страна лишилась 45 тысяч рабочих мест. Надо понимать, что процесс только начался, а безработица на Украине и раньше росла высокими темпами. Достаточно того, что от семи, до десяти миллионов украинских граждан в последние годы трудились за границей на постоянной или временной основе, как легально, так и нелегально.

Глава Нацбанка Украины Валерия Гонтарева в середине марта сообщила, что Украине необходимо в срочном порядке получить от МВФ 5,5 млрд долларов кредита для поддержания стабильности национальной валюты. В противном случае Гонтарева прогнозировала, что через два-три месяца НБУ потеряет способность удерживать курс гривны. Даже если она несколько драматизировала ситуацию, и срыв в гиперинфляцию угрожает Украине не в начале лета, а осенью, вряд ли это может утешить население.

Итак, рост коммунальных платежей, общий рост цен, сокращение занятости и обвал национальной валюты — факторы, которые будут с каждым днём всё сильнее подрывать и так весьма условную социальную стабильность на Украине. И выхода из этого порочного замкнутого круга нет.

Понятно, что гнев нищающего народа будет направлен прежде всего на Порошенко, и без того весьма непопулярного.



Но главное заключается в том, что блокада наносит удар не только по карманам Ахметова и других олигархов, утративших контроль над своими предприятиями, работавшими на территориях ДНР/ЛНР. Блокада бьёт по финансовым интересам Порошенко и его команды, три года не бесплатно обеспечивавшим торговлю через линию фронта.

При этом не только Украина, но весь мир увидел реальную слабость киевской власти, у которой не оказалось силового ресурса для защиты государственных и личных интересов от внешне немногочисленных групп маргиналов, организовавших блокаду.

Именно внешне фейковый, карнавальный характер блокады сильнее всего подорвал позиции власти. Если Порошенко не смог справиться с Семенченко, Парасюком и Соболевым, то что он вообще решает и о чём с ним можно договариваться?

Политические оппоненты Петра Алексеевича, выдвинувшие на первый план слабые маргинальные фигуры, заставившие президента на равных бороться с ними и в результате уступить, убедительно продемонстрировали, что Порошенко работает президентом только в пределах собственного кабинета. Вопрос его выноса оттуда — дело времени, а не принципа.

В такой ситуации любой внешнеполитический партнёр Украины вынужден задумываться о том, что будет после Порошенко, с кем и как выстраивать отношения и будет ли существовать украинское государство уже в конце 2017 года.

У России и народных республик, благодаря двухлетнему минскому миру оказались предпочтительные позиции. В течение двух лет «Минска» административная и политическая вертикаль на Украине разрушалась, а в республиках крепла. Два года украинские силовые структуры превращались в сборище банд и частных армий, а государственная власть постепенно теряла централизованное руководство ими.

Захар Прилепин: «То, что заменит минские соглашения, удивит весь мир»

Захар Прилепин: «Пробил час. То, что заменит минские соглашения, удивит весь мир»

В то же время, первоначальные разрозненные отряды ополченцев Донбасса превратились в регулярные армии ДНР/ЛНР. Были созданы собственная полиция, МЧС, другие силовые структуры. С огромными трудностями, но была запущена собственная экономика республик, найдены рынки сбыта и пути выхода на мировой рынок (прежде всего на рынки России и СНГ) для республиканских предприятий. Перевод остававшихся в украинской юрисдикции предприятий в правовое поле республик был лишь завершающим штрихом. Законодательство республик постепенно адаптировалось к российскому.

В конечном итоге, когда в результате блокады недееспособность режима Порошенко стала ясна всему миру, ЕС и США стало не до проблем взаимоотношений России с республиками. Им теперь необходимо решать что делать с Украиной. Мало того, что на Киеве висит внешний долг почти в 80 миллиардов долларов. Потеря режимом Порошенко контроля над ситуацией в стране ставит Запад перед дилеммой.

Либо согласиться на его квази-легитимное свержение путём проведения досрочных выборов парламента и президента, после чего в Киеве окажется формально законная, но ещё более слабая власть, а региональные бароны и хозяева частных армий станут полноправными удельными князьями, лишь теоретически (ради сохранения дающих возможность получения шенгенской визы украинских загранпаспортов) признающих верховенство Киева.

Либо пустить дела на Украине на самотёк. Тогда с высокой долей вероятности вопрос с отстранением Порошенко от власти будет решён силовым путём, а страна распадётся на враждующие территории, возглавляемые самозваными «правительствами».

В первом случае надо продолжать финансирование Киева, понимая, что эти деньги никто никогда не отдаст. Во втором случае надо сразу смириться с многомиллиардными потерями и решать, как наводить порядок на территориях бывшего украинского государства, превратившихся в политическую и экономическую чёрную дыру, несущую Европе большую угрозу, чем Ливия, Сомали и Афганистан вместе взятые. Просто потому что это будет бесконтрольный бандитский анклав в сердце Европы.

У России, прикрытой народными республиками, и у республик, защищённых своими армиями, будут развязаны руки. Неформальная интеграция Донбасса в Россию получает новый серьёзный импульс. Причём теперь речь может уже идти о конкретных политических решениях вплоть до признания независимости республик.

Учитывая, что ДНР/ЛНР никогда не отказывались от своих претензий на контроль как минимум над всей территорией Донецкой и Луганской областей, с крахом украинской государственности, который неизбежно вызовет и распад вооружённых сил Украины, ничто не сможет помешать республиками выйти на естественные границы.

Более того, республики, в отличие от России не связанные никакими международно-правовыми ограничениями, могут оказать помощь соседним регионами Новороссии в очистке территории от остатков нацистских банд и установлении форм правления аналогичных ДНР/ЛНР.

Фактически на территориях ДНР/ЛНР начинает разворачиваться растянутый во времени и неопределённый территориально крымский сценарий. Его окончательное завершение во многом будет зависеть от того, как быстро международному сообществу удастся выработать консенсус относительно дальнейшей судьбы бывших украинских территорий и как быстро ему удастся ликвидировать нацистские банды и стабилизировать социально политическую ситуацию на этих территориях.

С Украиной мы стали помойкой, воссоединение с Россией это что-то заоблачное

С Украиной мы стали помойкой, воссоединение с Россией это что-то заоблачное

Вторая проблема, стоящая перед республиками — завершение обустройства административной и политической систем. Восстановление нормальной экономической деятельности, доведение уровня жизни населения до сопоставимого с российским. Хотя бы возвращение к показателям конца 2013 года.

Однако, в отличие от Крыма, когда кризисная ситуация требовала немедленных военно-политических решений, сейчас Россия и республики располагают достаточным временем для спокойной взвешенной работы, учитывающей проблемы и ошибки, возникшие и допущенные в процессе вынужденной срочной интеграции Крыма.

Во всяком случае, процесс интеграции Донбасса в Россию стартовал и этот процесс необратим. Просто потому, что Донбасс, как индустриальный регион может нормально существовать и развиваться либо в составе Украины, либо в составе России. Если Украины больше нет, то и вопрос о том, куда будет интегрирован Донбасс тоже больше не стоит. Не ясно только сколько времени для этого понадобится.

Автор: Ростислав Ищенко


НАВЕРХ СТРАНИЦЫ





Уважаемые посетители! Будьте аккуратны в своих комментариях. Согласно статье 5.61 часть 2 КоАП РФ, "Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей
Внимание! Мнение авторов и комментаторов может не совпадать с мнением Администрации сайта