Скинулись даже бабушки: Украинцы за свой счет латают дыры в дорогах



В стране все больше случаев, когда люди сбрасываются и чинят дороги. Ремонт обходится намного дешевле государственного, а асфальт выдерживает зиму. Правда, инициатива может быть наказуемой.

На Украине новая тенденция — люди своими силами ремонтируют дороги, не ожидая милости от властей. Более того, как показывает опыт, это обходится дешевле и получается качественнее, нежели у «Укравтодора». Правда, из-за реалий законодательства зачастую такая инициатива наказуема.

Скинулись даже бабушки: Украинцы за свой счет латают дыры в дорогах

Скидываются бабушки и автомобилисты

Настоящей сенсацией стал ремонт улиц, сделанный в прошлом году в селе Великая Добронь в Закарпатье. Там асфальт, уложенный местными жителями, не только прекрасно перенес зиму, но в итоге оказался в несколько раз дешевле «казенного». Правда, половину денег дали венгерские спонсоры.

Эхо блокады. Какие города Украины первыми останутся без света

Эхо блокады. Какие города Украины первыми останутся без света

Окрыленные удачным опытом, люди своими силами хотят полностью привести в порядок все улицы в этом сезоне. «В прошлом году мы отремонтировали около 700 метров дороги шириной 4,5 метра. Квадратный метр обошелся в 130–150 грн, если с бордюром, и до 90 грн — без него. Насколько это дешевле, чем делает государство? Три года назад нам ремонтировали дорогу по 500 грн за квадрат, и сейчас асфальта там нет.

Мы же на асфальте не экономили (10 тоннами асфальта покрывали примерно 75 квадратов), ничего не воровали, укладывали слоем в 5 см, сделали тротуары и дренажные каналы. И дорога прекрасно выдержала зиму, хотя по ней ездят грузовики с камнем по 50 тонн. Уже когда мы в ноябре закончили работы, государственные дорожные службы принялись делать ямочный ремонт — так на тех улицах снова ямы», — рассказал «Вестям» депутат местного сельсовета Федор Надь.

Таких случаев по всей Украине десятки. Дороги своими силами ремонтируют в селах Одесской, Тернопольской, Черкасской, Киевской областей. «У нас дорога зиму выдержала идеально, лучше, чем от дорожников. Правда, у нас был ямочный ремонт — на целое покрытие денег не хватало. Но я вижу, что сейчас много объединений территориальных громад, села сами делают целое покрытие», — говорит сельский голова с. Великий Ключив (Коломыйский район Ивано-Франковской обл.) Ярослав Мякущак.

По его словам, ремонт дороги своими силами обошелся людям на 40% дешевле, чем если бы они обращались к «Укравтодору».

«Спасение утопающего — дело рук самого утопающего. Люди понимали, что это будет для них же, так что скидывались и автомобилисты, и бабушки-пенсионерки. Мы собрали 110 тыс. грн, местные предприниматели продали нам по минимальной цене бетон, песок, щебень. На толоку пришли больше ста человек — свой труд еще больше удешевил смету. В этом году продолжим такие ремонты», — рассказал «Вестям» Ярослав Мякущак.



Дорогу в Велекой Доброни ремонтировали всем селом

В селах и поселках говорят, что формула успеха у таких инициатив простая — достаточно группы местных депутатов или сельского актива, которые начнут собирать деньги. А дальше идет цепная реакция, как, например, произошло в Раздельнянском районе Одесской области, где в 2016 году люди своими силами отремонтировали полкилометра дороги при въезде в пгт Лиманское.

Изначально у активистов было 12 тыс. грн, но увидев, что работы начались, к ним подключились десятки единомышленников — помогали деньгами и рабочими руками. «Ведь в итоге все оказываются в плюсе. Автомобилистам дешевле скинуться на дорогу, чем ремонтировать разбитую ходовую. Да и таксисты с большей охотой едут к нам, зная, что не потеряют колесо», — добавляет Ярослав Мякущак.

Так дорога выглядела после государственного ремонта

Так выглядит отремонтированная жителями дорога.

Треть стоимости госдорог — откаты

В то же время дорожный эксперт Сергей Вовк приводит и обратные случаи, когда людей за инициативу наказывали. «В Полтавской области был случай, когда ряд сельсоветов профинансировали строительство дороги между селами, и сразу к ним возникли вопросы со стороны прокуратуры по нецелевому использованию средств. Хотя это само по себе является нонсеном», — говорит Сергей Вовк.

По его словам, такие истории — пока единичные случаи, но по ним можно сделать выводы о дорожной госполитике.

Почему Украина не сберегла "Сбербанк"

Почему Украина не сберегла «Сбербанк»

«Люди просто устали ждать какой-то активности от «Укравтодора» и начинают сами реагировать на такие вещи. Единственным правильным выходом, чтобы в дальнейшем система работала более адекватно, является децентрализация бюджетов и контроля за дорогами. Трассы местного значения должны быть переданы местным администрациям. Но не менее важно, чтобы они получили не только ответственность, но и источники финансирования в виде определенных налогов или отчислений и субвенций из центрального бюджета», — считает Сергей Вовк.

Между тем эксперт говорит, что сравнивать стоимость народных дорог и от «Укравтодора» не совсем корректно: «Заочно сложно говорить о ценах и о качестве. Если людьми были допущены отклонения от технологии, их дорога может хорошо выглядеть спустя год, но прийти в негодность спустя несколько лет. Но в последнее время баланс качества работ «Укравтодора» оставляет желать лучшего и тут есть над чем работать».

Секрет про 40%

Эксперт-дорожник Роман Хмиль считает, что разница между стоимостью народных и государственных дорог вполне объяснима. «30–40% стоимости дороги «Укравтодора» — откаты, еще 30% составляют расходы на некачественные материалы или же эти средства попросту воруют, контроля качества у нас нет. Уже даже дошло до того, что работы по ремонту не выполняют, а деньги просто воруют, не открывая даже никаких дел», — объяснил «Вестям» Роман Хмиль.

Авторы: Ярослав Маркин, Анастасия Кучкина


НАВЕРХ СТРАНИЦЫ





Уважаемые посетители! Будьте аккуратны в своих комментариях. Согласно статье 5.61 часть 2 КоАП РФ, "Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей
Внимание! Мнение авторов и комментаторов может не совпадать с мнением Администрации сайта
  • http://vk.com/id34392780 Makcim Sharapov

    нужно всего лишь снять с пердунов в Госдуме депутатскую неприкосновенность — и все станет гораздо веселее — и дороги появятся, и воровать меньше будут, обо каждый сможет придти и дать в рожу. плохие дороги? отозвали депутата — дали ему по 1 число, а так же лопату — и отправили копать недостроенные дороги. пусть копает, пока не построит