«Учебник» или штурмовик: сможет ли учебный Як-130 выполнять боевые задачи?

«Учебник» или штурмовик: сможет ли учебный Як-130 выполнять боевые задачи? Милитари

Сложное испытание На учениях «Кавказ-2016» Як-130 Краснодарского военного авиационного училища протестировали систему ПВО Южного военного округа. На КП радиотехнического батальона мне довелось по приборам наблюдать выход эскадрильи этих самолетов на учебную цель. «Стотридцатые» применяли все качества воздушных бойцов — со средних высот они уходили на предельно малые, сокращали интервалы и дистанции боевого строя.

Командир локаторщиков признал, что эта учебная дуэль была очень сложным испытанием для его подчиненных. Двухместный реактивный самолет нового поколения Як-130 имеет классификацию учебно-боевого.

«Учебник» или штурмовик: сможет ли учебный Як-130 выполнять боевые задачи?Предприятия «Ростеха» для него разработали, произвели и интегрировали в единый цифровой комплекс авионики передовые системы навигационного, пилотажного и боевого бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), создав самолет без аналоговых приборов.

«Летающая парта»

В реализации учебной составляющей бортовая электроника Як-130 имитирует особенности полета почти всех типов современных истребителей и штурмовиков, начиная с МиГ-29 и Су-30 и заканчивая F-22 и F-35. Большим преимуществом Як-130 можно считать и комплексную систему управления, которая позволяет обучать полетам на больших углах атаки и выполнять фигуры высшего пилотажа.

Электроника предохраняет пилота от ошибок, к примеру, она автоматически уводит самолет от непроизвольного снижения ниже заданной высоты. — Як-130 как учебно-тренировочный авиакомплекс, безусловно, можно назвать лучшим в мире, — считает заслуженный летчик РФ, начальник Краснодарского авиаучилища полковник Виктор Ляхов.

— Потрясающий в управляемости самолет. К тому же он позволяет нашим выпускникам быстро осваивать новейшие авиакомплексы.

Вооружен, но не защищен

Что касается боевой составляющей, то Як-130 имеет ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-поверхность», а также авиабомбы управляемые и свободного падения, неуправляемые ракеты, системы пассивных помех. Его боевая нагрузка может достигать 3 тонн.

Старший инспектор Краснодарского авиационного училища летчик 1-го квалификационного разряда подполковник Сергей Селезнев считает, что современные системы Як-130 позволяют использовать этот самолет как боевой.

Что наглядно подтвердил представленный корпорацией «Иркут» вариант легкого штурмовика с лазерным дальномером для стрельбы по наземным целям. Но по бронезащите эта модель — не конкурент Су-25. А ведь на сверхмалых высотах даже автоматная очередь может быть губительна и для летчика, и для электронной начинки «Яка».

Заместитель командира штурмового авиаполка летчик 1-го квалификационного разряда подполковник Павел Шутай уверен, что модернизированный Су-25СМ с новой системой спутниковой навигации и системой наведения, улучшенной бортовой электроникой, станцией радиотехнической разведки и прочими инновационными компонентами стал лучшим штурмовиком в мире.

Не случайно именно эти самолеты столь эффективно справляются с задачей авиационной поддержки в Сирии. Летчики-инструкторы Борисоглебской учебной авиабазы, имеющие опыт эксплуатации Су-25СМ и Як-130, считают, что первый, кроме эффективной бронезащиты пилота и основных узлов авиакомплекса, резервирования ряда важных систем и прикрытия их менее важными, имеет преимущества и в виде нового прицельно-навигационного комплекса ПрНК-25СМ «Барс», в состав которого входят система обработки и отображения информации, система спутниковой навигации, ближней навигации, автоматический радиокомпас, бортовая система сбора, обработки и регистрации полетной информации «Карат-Б-25».

[quote align=»left»]США уже испытали три больших шока от российского оружия

США уже испытали три больших шока от российского оружия

[/quote]Все это позволяет Су-25СМ работать в любое время суток за пределами действия ПВО противника и применять высокоточное оружие. Як-130 при неплохой для легкого штурмовика боевой загрузке подобной защищенностью при выполнении задач по наземным целям не обладает.

Как считают войсковые авиаинженеры, дополнительное оборудование для этих целей будет отнимать полезную боевую нагрузку «Яка». Поэтому пилоты, имевшие сравнительную возможность учебно-боевого применения Су-25 и Як-130, склоняются к тому, что «сто тридцатый» целесообразнее в боевых условиях использовать в качестве самолета-разведчика или самолета радиоэлектронной борьбы, а не штурмовика.

При этом дополнительные защитные функции приобретут и встроенный автопилот, позволяющий посадить машину при ранении пилота, и два двигателя, работающие независимо друг от друга. Возможно и создание на базе «Яка» перспективного ударного беспилотного летательного аппарата. Но, как подсчитали специалисты, при этом требуется внесение в базовую модель изменений на уровне 60%.

Перспектива есть

Конечно же, в рассмотрении перспектив Як-130 в качестве легкого штурмовика необходимо учитывать мнение российских и зарубежных специалистов, которые считают легкие боевые самолеты перспективным оружием в условиях конфликтов низкой интенсивности и контртеррористических операций.

Недаром в последнее время на международном рынке вооружений возникает пристальное внимание именно к легким штурмовикам, так сказать, экономкласса. Ведь возможности подобных самолетов действительно позволяют эффективно бороться с такими целями, как малоскоростные и беспилотные летательные аппараты, слабо защищенные средствами ПВО автомобили, легкобронированная техника, точечные наземные объекты.

При этом затраты на их применение станут на порядок ниже, чем для тех же «Су» или «МиГов». Вполне возможно, что в таком качестве боевая модификация Як-130 нашла бы применение и в боевом строю российских ВКС.

Автор: Владимир Сосницкий

Stockinfocus.ru