«Северный поток–2» уперся в Данию: Немцы пристыдили противников газопровода



Проект строительства газопровода «Северный поток – 2» может быть остановлен датскими властями. Правительство Дании собирается изменить внутреннее законодательство, чтобы получить право вето на прокладку газопровода в своих территориальных водах.

До сих пор главными противниками «Северного потока» выступали Украина и Польша. Правда, их возражения были дискредитированы прямой заинтересованностью этих стран в получении платы за транзит газа из России. Обвинить Данию в подобной заинтересованности срывом проекта будет сложнее.

"Северный поток–2" уперся в Данию: Немцы пристыдили противников газопровода

Правительство Дании выступило с инициативой по изменению законодательства страны, чтобы оставить за собой право запрета строительства трубопровода СП-2. Об этом, в частности, заявил министр энергетики и климата Дании Ларс Кристиан Лиллехольт.

В качестве обоснований просьбы датский чиновник указал на возникшие опасения. «Мы хотим иметь возможность сказать «да» или «нет» с точки зрения безопасности и внешней политики», – заявил министр. Озабоченность проектом Дания высказала после полученного в прошлый понедельник заявления о строительстве газопровода «Северный поток – 2» в территориальных водах Дании.

Напомним, проект «Северный поток – 2» предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд куб. м газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии.

Новый трубопровод планируется построить рядом с первым «Северным потоком». Для реализации проекта СП-2 необходимы формальные разрешения от России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии. В Швеции заявка на разрешение была подана в сентябре 2016 года, в Германии – в марте этого года, в Дании – в апреле.

Украинский газопровод отправят в резерв

Украинский газопровод отправят в резерв

На фоне озабоченности проектом Дании Германия продолжает поддерживать строительство газопровода. Текущая позиция Берлина по проекту довольно проста: это чисто коммерческий проект, который должен соответствовать немецким и европейским юридическим нормам. И желания как-либо мешать проекту у германских властей нет.

К тому же сам глава «Газпрома» Алексей Миллер неоднократно заявлял, что транспортные издержки при поставках по «Северному потоку» в 1,6 раза ниже, чем при поставках через Украину.

Напомним, ранее против строительства СП-2 возражали несколько европейских стран: Польша, Украина и балтийские государства. Не выражали поддержку строительства и официальные европейские чиновники.

Однако все изменилось в конце марта, когда Еврокомиссия приняла решение поддержать проект строительства газопровода и попросила страны Евросоюза пересмотреть свои позиции относительно «Северного потока – 2».

«Нам не нравится «Северный поток – 2» в политическом отношении. Но у комиссии нет юридических оснований для противодействия «Северному потоку – 2», так как правила ЕС не распространяются на морскую часть газопровода», – комментировала тогда ситуацию представитель Еврокомиссии Анна-Кайса Итконен.

В списке убежденных противников на сегодня остались Украина, Польша и Литва.

В Украине и Польше по-прежнему настаивают на политическом характере проекта. К примеру, представитель польского МИДа Марта Бабич не исключает полной зависимости Германии от одного-единственного поставщика природного газа по одному-единственному маршруту – через Балтику.

«Новый проект «Газпрома» противоречит также политике ЕС в отношении Украины. Брюссель, с одной стороны, оказывает финансовую помощь Киеву, а с другой – мирится с предстоящей утратой Украиной сборов в бюджет за газовый транзит», – приводит ее слова Deutsche Welle.

Об экономических последствиях для собственного бюджета говорят и в Незалежной. С одной стороны, Киев не может радовать перспектива потери сумм, выплачиваемых за прокачку российского газа по территории Украины. Однако и это не единственная причина.



«Газпром» обанкротит «Нафтогаз» и доведет Киев до дефолта

«Газпром» обанкротит «Нафтогаз» и доведет Киев до дефолта

«Речь идет и о технической балансировке всей газотранспортной системы и ее режима. Это и внутренняя перекачка газа между его производителями и потребителями, и транзит, причем не только в Евросоюз, но и в Молдавию, Турцию и на Балканский полуостров. И поддерживать всю эту систему в рабочем состоянии будет очень сложно, если уровень транзита сократится», – рассказывал в интервью DW исполнительный директор украинского центра глобальных исследований «Стратегия XXI» Андрей Чубик.

Но в Германии на подобные опасения поляков и украинцев дают четкий ответ: немцы не обязаны пополнять бюджеты этих стран. В интервью газете Handelsblatt глава немецкого энергетического концерна Wintershall Марио Мерен прокомментировал негативное отношение некоторых стран к проекту.

«Польшу и Украину тревожит в первую очередь снижение сборов за транзит газа. Но мы не можем принимать это во внимание. В основном мы транспортируем газ по самому прямому и выгодному пути из Сибири потребителям в Северо-Западной Европе. Транспорт газа – это не взнос в укрепление бюджета третьих стран», – заявил глава Wintershall, не понимая, почему западноевропейские страны должны покупать газ по более высокой цене, чтобы Польша и Украина продолжали получать плату за транзит.

«Европейцы должны быть открыты всем источникам, которые можно использовать. Это газ, который поступает по трубопроводу из России, Норвегии и даже из Северной Африки, а также трансокеанский сжиженный газ», – рассказал глава Мерен, подчеркнув, что более выгодной альтернативы трубопроводным поставкам газа из России не существует.

Марио Мерен также напомнил, что Варшава в свое время выступала и против строительства «Северного потока – 1», опасаясь зависимости от европейского газового рынка. Но опасения поляков оказались напрасными.

«Мы создали дополнительные мощности в Германии, чтобы при необходимости снабжать Польшу с запада. И что произошло? Ничего. Эти мощности едва используются», – отметил глава концерна.

В итоге на сегодняшний день нет 100-процентной уверенности в будущем проекта, отмечают эксперты «НГ». «В теории та же Дания может срочно принять новые законодательные нормы и запретить поток. То же самое может сделать и Швеция. Но не рассорит ли это самих европейцев?» – задается вопросом замначальника аналитического отдела компании «Солид» Азрет Гулиев.

Как "патриоты" Украины помогают решать газовые проблемы России

Как «патриоты» Украины помогают решать газовые проблемы России

Если Европе нужно поддерживать экономику Украины, продолжать получать газ по разным направлениям и находиться в состоянии неопределенности в пиковые холодные периоды, то она не пропустит СП-2. А если ей нужен относительно недорогой, но стабильный газ, то стороны попытаются договориться, полагает эксперт.

«Дании вряд ли удастся провести изменения в законодательстве. Тем более это противоречит интересам Германии», – спорит аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров. Однако, по мнению эксперта, реализацию проекта вполне возможно затянуть до 2019 года, когда подойдут к концу контракты с Украиной. «Это поставит РФ в непростое положение», – указывает Нестеров, не исключая, что в итоге СП-2 может быть построен с опозданием и с меньшим объемом.

Вчера же стало известно о возможном продлении санкций против РФ со стороны США. Ожидается, что под них могут попасть и инвесторы, которые вложат любую сумму в строительство Россией трубопроводов стоимостью больше 1 млн долл. В итоге новый пакет ограничений может полностью перекрыть финансирование всех проектов «Газпрома» – от «СП-2» до «Силы Сибири».

Автор: Ольга Соловьева


НАВЕРХ СТРАНИЦЫ



Загрузка...

Уважаемые посетители! Будьте аккуратны в своих комментариях. Согласно статье 5.61 часть 2 КоАП РФ, "Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей
  • http://www.odnoklassniki.ru/profile/189530907961 Андрей Гончаров

    Если Германия так радеет за Украину — отремонтируйте газовую инфраструктуру, платите за нас транзит, возьмите на себя риски бандерштадта — и вперед, пусть газ идет через неё!