Подрезанные крылья Украины: что ожидает «Антонов»



Прославленное авиаконструкторское бюро «Антонов» лишают статуса государственного предприятия и вполне вероятно готовят к приватизации. Что, собственно, собираются продавать — разбиралось наше издание.

Кабинет министров Украины согласился с предложением госконцерна «Укроборонпром» о смене формы собственности госпредприятий «Антонов» и «Завод №410 гражданской авиации». Их сливают в публичное акционерное общество, 100% которого будет принадлежать государству.

Такой шаг может быть подготовкой к приватизации одного из немногих украинских производителей, снискавших себе мировую славу.

Непростые будни

После Майдана «Антонов» ждали непростые будни. В 2014 году стало известно о смене его руководства. В апреле СМИ сообщили об увольнении генерального конструктора и главы ГП «Антонов» Дмитрия Кивы. Позже власти одумались и вернули Киву на место. Но настроения на предприятии царили не самые радужные.

«Нашу фирму активно готовят к приватизации. Я это как работник профкома говорю. Почти все заказы на самолеты аннулируются из-за войны, хотя самолеты у нас гражданские. Перед выборами опять привели сюда рейдеров. Пока зарплату только задерживают, но есть угроза, что потом платить вообще перестанут. Насильно посадят нам на шею новое руководство, а потом предприятие купят частные собственники», — делился мыслями тогда один из сотрудников завода.

Как на самом деле выглядит настоящее «стыдобище» Лукашенко

Как на самом деле выглядит настоящее «стыдобище» Лукашенко

Обострение отношений с Россией привело к тому, что «Антонов» вынужден был инициировать разрыв отношений с российскими партнерами.

«Мы стараемся менять вектор сотрудничества. Если раньше мы тесно сотрудничали с Россией, то сейчас мы диверсифицируем наши производственные связи, развиваем сотрудничество с другими партнерами, в том числе с Китаем, Индией, Ираном и Польшей», — заявлял осенью 2014 года восстановленный в должности Кива. В 2015 году его уволили, а спустя полтора года стало известно, что Киву пригласили развивать авипаром Азербайджана.

В последующие годы «Антонов» был одним из немногих ньюс-мейкеров, дающих позитивные новости.

К примеру, в первые дни 2015 года СМИ облетела новость о том, что за штурвалом украинского Ан-148 побывал не кто-нибудь, а сам «блистательный товарищ», «новая звезда» и «гений среди гениев» в военной стратегии, верховный руководитель КНДР Ким Чен Ын.

Соответствующий сюжет продемонстрировало телевидение КНДР.

В 2016 компания объявляла о кооперации с канадцами, которые должны были поставлять на украинские самолеты авионику, рассказывала о том, что новый проект Ан-178 произвел фурор на Фарнборо.

Компанию не обошли вниманием и первые лица Украины. Президент страны Петр Порошенко не раз заявлял об успехах украинских авиастроителей.

Но на деле все было не так радужно. 5 декабря 2016 года руководство концерна «Антонов» обратилось к властям Украины с просьбой выделить $703,2 млн для замещения российских деталей на выпускаемых самолетах и модернизации производства. Однако информации о том, что правительство пошло навстречу авиастроителям до сих пор нет.

Схожая судьба была и у ГП «Завод №410 гражданской авиации». Он является единственным на Украине предприятием, специализирующимся на капитальном ремонте самолетов «Антонов» и авиадвигателей Д-36. Кроме того, несмотря на «мирную» специализацию, указанную в названии, завод обслуживал и военно-транспортные самолеты. В июле 2015 года завод получил сертификат на соответствие ремонтных услуг стандартам НАТО.

Однако в июне 2016 года завод пережил попытку захвата.

«Со мной связались работники и директор завода, которые попросили отреагировать на ситуацию… Туда ворвались около 200 человек в униформе без опознавательных знаков, заблокировали помещение и захватили документацию предприятия», — рассказал тогда о ситуации лидер «Союза левых сил» Василий Волга.

По его словам, работники завода связывали произошедшее с тем, что его включили в список государственной собственности, которую предлагают выставить на продажу.

«Это прибыльное предприятие, которое приносит доход государству и платит налоги. Но их внесли в список предприятий на приватизацию. Мы не знаем, кому его уже пообещал Порошенко. Но, думаю, оно будет принадлежать тому, кто близок к власти, либо ею является», — заявлял Волга.

Атаку неизвестных удалось отбить. На предприятия прибыли представители правоохранительных органов.

Впрочем, положение завода сегодня далеко от идеального. В этом уверен эксперт в отрасли транспорта, бывший замминистра инфраструктуры Украины Александр Кава.

«410-ый завод живет за счет ремонта тех самолетов, которые были построены на предприятиях «Антонова» и других заводов: Харьковского, Новосибирского, поскольку эти самолеты до сих эксплуатируются во многих странах мира, в частности в Латинской Америки, на Ближнем Востоке. Но эти самолеты будут постепенно выводиться из эксплуатации и какой-то новой ниши для 410-го завода нет. А нужно понимать, что львиная доля самолетов марки «Антонова», которые поставлялись в эти регионы, это 70-80-ые годы», — отмечает эксперт.

Схожая ситуация и собственно с «Антоновым». По словам Кавы, последний серийный самолет «Антонов» выпустил 2 года назад.

«Если смотреть на предыдущую историю, максимум, что они выпускали за последние 15-20 лет это 3 серийных самолета в год. За последние 2 года они вообще не выпускали серийных самолетов. Это остатки былой роскоши», — отмечает эксперт.

Таким образом, встает вопрос, кому может быть выгодна приватизация предприятия.

Не небо, но земля

Правительство Медведева пытается отвадить россиян от посещения Крыма

Правительство Медведева пытается отвадить россиян от посещения Крыма

Кава заинтересованных в потенциальной приватизации завода называет не авиастроителей, но девелоперов.

«В освоении земельного участка в несколько га около ст.м. «Святошин» могут быть заинтересованы девелоперы. Это отличные земельные участки для строительства», — отмечает он.

Такое заявление для стороннего наблюдателя может показаться странным. Ведь сам президент страны Петр Порошенко заявлял о колоссальном конструкторском потенциале «Антонова», который сотрудничал и с КНР, и развивает сотрудничество с Саудовской Аравией.

«Это Королевство, которое сможет совместно с нами построить свою авиастроительную промышленность. И этот самолет символизирует прочную основу украино-саудовской дружбы и партнерства.. Это событие не только для самолетостроителей, это знаменательное событие не только для завода «Антонов», и не только для Украины. Это — событие международного масштаба», — рассказывал Порошенко на презентации самолета Ан-132D в конце марта 2017 года.



Однако Кава указывает на такой факт — самолет будет производиться на саудовских мощностях.

«Проект с арабами не предполагает постройку этих самолетов на территории Украины. Проект Ан-132 предполагает серийную сборку этих самолетов на территории Саудовской Аравии», — отмечает эксперт. А значит, работать над самолетом будут не украинцы, и налоги от работы предприятия попадут не в украинский бюджет.

Кава также указывает на то, что многие из разработок «Антонова» — это доведение советских наработок.

«Ничего такого созданного с нуля не было. Что такое Ан-132? Это самолет Ан-32, который является модификацией Ан-24, разработанного в 1959. Ан-148, Ан-158 — работа над этим проектом начиналась в 80-ые годы. Ан-70 — тоже, хотя его до серийного производства довести не смогли. Все-таки мы уже отстаем более, чем на 10 лет», — отмечает он.

Фактически, «Антонов» выживает за счет крупногабаритных авиаперевозок, которые осуществляет авиакомпания «Авиалинии Антонова». Именно авиаперевозки с помощью «Русланов», легендарной «Мрии» и «Антея» позволяют предприятию получить деньги на создание образцов, но не на доведение их до серийного производства.

«Но крупногабаритные перевозки — это очень нишевый сегмент. Да, они дорогие, высокомаржинальные, но они нерегулярные. У нас создавали стереотип: «у нас большая доля». Да, это так, но в общем объеме авиационных грузоперевозок это меньше 1%. Это, как правило, большие неделимые грузы. А если что-то везется регулярно, то это контейнеризированный товар, который не проблема перевезти на грузовых версиях обычных коммерческих самолетов», — указывает Кава.

Но даже и здесь «Антонов» сам себе готовит конкурентов. Летом 2016 года после визита самого большого самолета в мире — Ан-225 «Мрия» в Сидней, официальные СМИ Китая сообщили ошеломительную новость: самолет покупает КНР. А вместе с ним и документацию.

«Антонов» вынужден был уточнять: китайцы купили не использующуюся авиалиниями концерна машину, а недостроенный со времен СССР корпус «Мрии», который и доведут до ума на украинском предприятии.

«30 августа 2016года ГП «Антонов», которое входит в ГК «Укроборонпром», и китайская компания Aerospace Industry Corporation of China (AICC) подписали Соглашение о сотрудничестве по программе Ан-225.

Таким образом, стороны выразили намерения относительно долгосрочного сотрудничества, которое предусматривает на первом этапе постройку второго модернизированного экземпляра самолета Ан-225 «Мрия» в ГП «Антонов» и его поставку компании AICC, а также создание на втором этапе совместного серийного производства Ан-225 в Китае по лицензии ГП «Антонов»», — сообщили в украинской компании.

Турция рвется на рынки России: турки снова друзья?

Турция рвется на рынки России: турки снова друзья?

Фактически это означает, что украинцы построят для китайцев самолет и наладят его производство в КНР, тем самым потеряв монополию на обладание, использование и, главное, производство самого большого грузового самолета мира.

Таким образом, «Антонов» становится не интересен и как обладатель эксклюзивных технологий, ведь они или устарели, или ими обладают или будут обладать в РФ, КНР и Саудовской Аравии, и как производитель — у компании нет соответствующих мощностей.

В таких условиях выходом для украинских производителей было бы восстановление связей с Россией. Тем более, в РФ находятся основные потребители для новых самолетов, спроектированных на Украине.

Российский вектор

Россия — и основной потребитель, и основной производитель некоторых моделей украинских самолетов. Так, серийных Ан-148 на Воронежском авиастроительном объединении (ВАСО) всего выпущено 30 единиц, в то время, как в Киеве — 4 единицы.

Однако сейчас производство Ан-148 в России падает. В 2014-2016 году ВАСО выпускал по 3 самолета в год. В этом году пока не вышел ни один, хотя в высокой степени готовности есть уже 2 самолета.

Как заявил в марте 2017 года замглавы Минобороны РФ Юрий Борисов в этом году Воздушно-космические силы России три новых Ан-148-100ЕА. Самолет Ан-148 выпускается по лицензии, которую россияне купили у украинцев в далеком 2005 году. Тогда и были переданы права на использование товарного знака, технической документации и прав на производство Ан-148.

А во время посещения вице-премьер-министром РФ Дмитрием Рогозиным ВАСО в апреле 2017 года в цеху окончательной сборки в кадр фотографов впервые попал новый самолет Ан-148-100ЕА, который является 14-ым из 15 заказанных для Минобороны РФ. Как сообщали СМИ, его планируют поставить в 2018 году.

Именно российские «силовики» сейчас основные покупатели Ан-148. Кроме того, россияне одни из основных коммерческих эксплуатантов машины, разработанной на Украине.

«В коммерческой эксплуатации находится 5 самолетов у саратовских авиалиний, которые они забрали у авиакомпании «Россия», когда та прекратила их эксплуатацию, 1 стоит у «России», его еще не забрали «саратовцы», и 5 у иркутской авиакомпании «Ангара».

А все остальное это Минобороны, ФСБ, Управление делами президента и МЧС. На Украине вообще ни одного Ан-148 в коммерческой эксплуатации нет. Еще 2 самолета в КНДР и 6 самолетов Ан-158 на Кубе», — рассказывает Кава.

При этом некоторые украинские проекты в России активно готовятся заменить. Так, активно развиваются Ил-112 и Ил-114 как альтернатива тому же Ан-140. Кстати, выпускает Ил-112 и ВАСО.

В таких условиях нужно не прозевать момент, когда украинская продукция станет России не нужна.

«Без кооперации с РФ украинское авиастроение из того положения, в котором оно оказалось сейчас, не вытащить. Если такая кооперация будет, по отдельным моделям процесс может пойти…. Тот же Ан-178: сколько было заявлений, его выкатывали, испытывали, рассказывали о договорах. Но воз и ныне там. Ни одного серийного самолета так и не построили. И «Антонов» молчит о перспективной модели Ан-178, а сейчас рассказывает о модели Ан-132D. Но это просто пустой пиар, за которым ничего не следует», — резюмирует Кава.

Россия может проиграть: КНР и США продвигают Транскаспийский маршрут в обход РФ

Россия может проиграть: КНР и США продвигают Транскаспийский маршрут в обход РФ

По его словам, Россия могла бы предложить заказы, лизинг для самолетов, возобновление сотрудничества по проектам Ан-148, Ан-140, Ан-70. Без этого говорить об успешном украинском авиастроении не приходится.

Пока же украинских авиаконструкторов заманивают в Россию.

«Мы, конечно, рады и ждем переезда в Россию украинских авиаконструкторов и авиастроителей. Они не видят для себя сейчас никакой перспективы и работы в Киеве и в целом на Украине. Мы наших коллег ожидаем и готовы обеспечить их всем необходимым», — заявил в начале года Рогозин.

Если «Антонов» и 410-ый ремзавод действительно продадут девелоперам, украинцев на российских предприятиях может стать больше. Правда, для авиационной отрасли Украины это будет означать окончательный конец.

Напоминать же о былой авиационной славе Украины будут лишь надписи на арабских и российских самолетах.

Автор: Николай Подкопаев


НАВЕРХ СТРАНИЦЫ



Загрузка...

Уважаемые посетители! Будьте аккуратны в своих комментариях. Согласно статье 5.61 часть 2 КоАП РФ, "Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей