Хрупкое будущее украинского фарфора



Последний успешный фарфоровый завод на Украине ожидают трудные времена.

Посуда царя и Ленина

17 мая в Киеве прошла пресс-конференция «Защита государством интересов национального товаропроизводителя. Есть ли будущее у украинского фарфора?».

Ее организовало руководство Дружковского фарфорового завода, который остался сегодня единственным успешным производителем фарфора на территории Украины. Хотя еще четверть века назад УССР считалась одним из лидеров этой отрасли не только на внутреннем рынке СССР, но и в масштабах Европы.

Хрупкое будущее украинского фарфора

Эта отрасль начала развиваться на Украине еще в конце ХVIII веке. Глины, кварцевые пески, каолин и доломит Полесья и северного Донбасса оказались прекрасным сырьем для производства достаточно качественного по тем временам фарфора.

В 1802 инженеры Франциск и Михаил Мезеры основали старейшую фарфоровую фабрику в местечке Барановка. А уже в 1825 году изготовленная здесь посуда была представлена при императорском дворе — так что даже в советское время мещане любовно называли яркий барановский сервиз «Бутон» «царским сервизом».

Украинский фарфор демонстрировался на выставке в Европе, его продавали «по всей России и Сибири», — как гласил тогда коммерческий девиз завода. Впрочем, первое фарфоровое предприятие продолжало развиваться и после революции — в 1923 году рабочие завода изготовили два специальных чайных сервиза для умирающего Ленина, зачислив его в штат почетных работников, и даже посвятив ему специальные стихи о чайном сервизе.

Послевоенные годы стали временем процветания фарфоровых предприятий. Двадцать лет назад на Украине насчитывали около тридцати фарфоровых заводов. Они доминировали в промышленности преимущественно аграрного Полесья, и были градообразующими предприятиями для таких населенных пунктов, как Барановка, Быковка, Довбыш, Каменный Брод.

Туалеты не работают, шаурма вернулась: куда ушла Европа с "Левобережной"

Туалеты не работают, шаурма вернулась: куда ушла Европа с «Левобережной»

Расписная посуда и безделушки стояли тогда на полках каждого местного «сильпо», между бутылями с ситро, березовым соком и связками бубликов. Причем, их цена часто составляла всего 1-2 рубля.

Такие же украинские чайники развозили по магазинам всего Советского Союза, где она пользовалась непреходящим успехом. Каталог украинского советского фарфора, который был издан в России и на Украине несколько лет назад, имеет тысячи наименований, которые высоко оценивают современные коллекционеры.

Причем, среди них можно видеть много изделий, выполненных в национальных украинских мотивах, уникальных по своему оригинальному сюжету — например, фарфоровые космонавты, гламурные обнаженные девушки и даже милиционеры.

Как разбили украинский фарфор

Все это бурное развитие закончилось с началом 90-х годов. Вместе с независимостью в страну пришла мода на более современную импортную посуду, которую завозили из Польши, Италии и Германии, а потом из Китая. Спрос на оригинальную художественную продукцию сразу упал — тогда она казалась надоевшей и неинтересной.



Лишенные государственной дотации заводы закрывались один за другим, а их бывшие работники со временем начали рыть полесский янтарь, который тоже залегал в местных глинах, но раньше выбрасывался за ненадобностью. Зачахли и расположенные возле фабрик поселки, которые раньше жили за счет этих предприятий.

«Начиная с 90-х годов производство фарфора в Украине, несмотря на значительные залежи глины и мощный производственный потенциал, снижается. С 1991 года рынок покинули более 10 предприятий, которые были размещены по всей территории Украины», — рассказал об этом на сегодняшней пресс-конференции генеральный директор дружковского предприятия Роман Локтенко.

Кроме того, была утрачена кадровая база фарфоровой отрасли. На сегодня технологов для нее готовят только в Миргороде и Днепропетровске. Причем, количество таких специалистов — формовщиков, глазировщиков, переводчиков рисунка, живописцев — очень невелико.

Дружковский реванш

В нулевые годы на украинском рынке абсолютно доминировала продукция из Китая, которая сильно сбила цены на фарфоровую посуду. Украинские предприятия, включая ту же Барановку, пытались внедрять у себя те же стандарты, но все равно не смогли выдержать конкуренцию.

Выжил только Дружковский фарфоровый завод. В начале 2013 года на нем сумели достроить и ввести в эксплуатацию новый цех по производству ресторанной посуды, где была установлена современная немецкая линия. На заводскую смену выходило 150 работников. При этом, для ресторанных тарелок использовались привозные глины — местный коалин брали только для производства менее качественной бытовой посуды.

Реквием по транзиту: ГТС Украины может закончить существование этим летом

Реквием по транзиту: ГТС Украины может закончить существование этим летом

Этот успех закрепило принятое накануне войны постановление Кабмина, которое ограничивало импорт посуды и кухонных приборов из фарфора. Оно позволило заводу удержаться на плаву, однако вызвало недовольство владельцев магазинов и торговых сетей, недовольных высокими ценами оптовой закупки и недостаточным ассортиментом поступающего на рынок фарфора.

«Продукция украинских производителей не может полностью заменить импортные изделия из фарфора. В первую очередь это касается ассортимента товара. Дружковский завод предлагает всего около 150 товарных позиций, а иностранные компании-производители — более 11 тысяч.

Кроме того украинские производители не изготавливают костяной фарфор, посуду премиум класса, обеденные сервизы, вазы, статуэтки и ряд других товаров», — озвучил их позицию руководитель Таможенного департамента сети магазинов «Эпицентр» Андрей Федькин.

Лоббисты торговцев фарфором лоббируют сейчас снятие моратория, в представители Дружковского завода пытаются этому противостоять, объясняя, что это может поставить на колени последний успешный завод в этой отрасли. А единственным выходом для ее спасение является возрождение зачахнувших заводов за счет политики государственных преференций. Это позволило бы вновь выйти на рынок с полноценным ассортиментом украинского фарфора, который раньше знали от Сибири и до Европы.

Автор: Андрей Манчук


НАВЕРХ СТРАНИЦЫ




Загрузка...


Уважаемые посетители! Будьте аккуратны в своих комментариях. Согласно статье 5.61 часть 2 КоАП РФ, "Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей