Каждый раз, когда кто-либо из представителей западных элит молвит нечто суровое про санкции в отношении России, определенной частью ловящей каждое господское слово аудитории поднимается на флагшток один и тот же тезис.
Примерно такой:
«Итак, нам перестанут давать технологии. Вот и все. Вот теперь — ну точно все. Безысходность и никаких шансов. Отстали на 58, а то и 175 лет. Куда нам, эх. Там ведь уже давно везде лазеры и все делают роботы, а люди просто получают огромные деньги, наблюдая за этим».
Этой сказке уже более 30 лет. Ее рассказывали еще перед перестройкой: что, мол, достаточно дать хорошим и добрым белым сахибам некую «возможность помогать нам» — и они сразу, сияя от счастья, вызванного самой возможностью дарить эффективное добро, принесут Волшебные Станки, которые делают все то же самое, что и наши, Плохие Недостанки, только в 17 раз быстрее и тратят в 15 раз меньше электричества.
По стране ходили удалые сказки про «ненужный титан продали, 40 вагонов, а в обмен — немецкий станок, в котором все по уму, все как у людей, все идеально, вообще никогда не ломается».
Сказки подбадривались свидетельствами очумевших от необычных ощущений в загранкомандировке лиц, которые, увидев какую-нибудь сборочную линию, рассказывали об окончательном обезлюживании производства на Западе («у нас-то этим 400 пьяных рабочих занимаются, а у них сидит одна старушка, контролирующая работу завода с единого пульта»).
Главное — продать, любой ценой передать все умным людям. Они-то разовьют, в этом их интерес, они без этого никак не могут, ибо белые и несут добро.
Реальность, однако, была удивительна. Белые люди, приходя на купленные ими по дешевке советские заводы, почему-то, наоборот, тщательно документировали увиденное, чтобы потом пробовать сделать у себя подобное. Существующее же уничтожали или просто переименовывали.
Работали командно — поэтому, например, совместными усилиями экологов из американских (а значит, главных в мире) организаций объясняли, что все беды — от фреона. Потом за гроши покупали предприятие по производству холодильной техники.
Ну а затем запускали там же производство таких же холодильников, только в восемь раз дороже, и вместо фреона — патентованная смесь из 99,99999% фреона и секретного компонента (совсем другое дело, да).
И почему-то при всем этом никакой передачи технологий не происходило. Более того — даже для минимальных пусконаладочных работ отчего-то привозили своих сотрудников, никак не занимаясь продвижением аборигенов выше того, что называется «операционные задачи».
Поэтому всегда удивляет этот заход про «перестанут передавать».
Много технологий-то дали в 90-е, пока с Борисом Николаевичем дружили сильно? Завалили нас технологиями, да. А успешные бизнесмены, поднявшие денег на приватизации, сразу внедрили эти технологии, и все чудесным образом изменилось. Точно, да-да.
…Все это унавоживание разума верой в то, что где-то существует волшебная сверхразвитая цивилизация, а вы можете лишь смотреть да грустно вздыхать, — обычная практика колонизаторов в части пропаганды среди населения колоний. Чтобы самая активная часть этого населения самостоятельно заражалась вирусом веры «там дороги с шампунем моют», самоподдерживала его распространение в социуме, высмеивала неверующих и стремилась любой ценой, перешагнув через что угодно, быть сопричастной.
Украсть, убить, все продать — главное, чтобы забрали в волшебную страну, где Все Правильно и Технологично.
Никакой передачи технологий из метрополии в колонии быть не может, кроме разве что продажи конечной продукции, использующей какие-то наработки. Торговля же мифами о технологиях — это весьма прибыльно, но немного другая тема.
Результаты данной промывки мозгов заметны: это «аксиомы» вида «а какой смысл что-то делать, ведь все равно все жутко неэффективно и ни в какое сравнение не идет с тем, что Там уже давно норма; эх, можем только сидеть и грустно посмеиваться”. Этакая выученная пассивность пополам с лакейством… «Но меня туда когда-нибудь заберут за хорошее услужение, поэтому надо этого тут добиваться любой ценой, цель оправдывает средства».
Спросите у того, кто постулирует про «итак, мы отстали на 50 лет», чем он занимается. Услышите про какую-нибудь позицию вида «операционный сотрудник в фирме, помогающей белым господам выводить деньги в Лондон; они мне рассказывают, что там все иначе и если я буду хорошо себя вести и их не подведу, меня, может быть, туда заберут».
Это — менталитет, воспитанный именно теми самыми вроде как безвредными мечтательными сказками про «в Японии, знаешь, там давно роботы за людей работают» и следующими из оных выводами про «да а что поделаешь, уже ничего не поделаешь — смысл что-то делать».
Избавление от этой выученной беспомощности — важнейший компонент самой возможности существования будущего в реальности, а не в обсуждениях.
Автор: Руслан Карманов