Украинский транзит газа бьет рекорды

Украинский транзит газа бьет рекорды Аналитика

«Газпром» наращивает использование украинского маршрута, и по итогам года транзит может приблизиться к 100 млрд кубометров, максимуму с 2011 года, пишет «КомменсантЪ». Это стало следствием высокого спроса на газ в Европе и ремонта на газопроводе Ямал—Европа.

Эксперты полагают, что «Газпрому» придется пойти на переговоры с Киевом о новом транзитном контракте: альтернативные новые газопроводы Nord Stream 2 и «Турецкий поток» не смогут полностью заменить этот маршрут.

Украинский транзит газа бьет рекорды
Украинский транзит газа бьет рекорды

По итогам августа транзит российского газа через Украину достиг 8,82 млрд кубометров. Это повторение результатов ноября—декабря 2016 года и уступает лишь поставкам в январе 2017 года (9,35 млрд кубометров).

Точные данные по транзиту через Украину «Газпром» раскрывает помесячно лишь с середины 2016 года, но если оценивать только основной транзитный поток газа в Западную и Центральную Европу (без учета Балкан, Турции, Молдавии), то в августе транзит стал самым большим с декабря 2013 года (5,2 млрд кубометров).

Августовские показатели объясняются как ростом спроса на российский газ, так и ремонтными работами на газопроводе Ямал—Европа через Белоруссию и Польшу, вследствие чего примерно 300 млн кубометров транзитного газа было в августе переброшено на украинский маршрут.

Между тем с 11 по 22 сентября будет полностью остановлен на ремонт газопровод Nord Stream, Ямал—Европа заполнен полностью, и поэтому поток газа через Украину в эти дни может вырасти на 150–160 млн кубометров в сутки. Уже по итогам января—августа украинский транзит вырос на 23,4%, до 61,9 млрд кубометров. При сохранении динамики за год транзит может приблизиться к 100 млрд кубометров, это максимум с 2011 года.

«Стоит отметить, – комментирует информацию аналитик энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Александр Собко, – что рекордные объёмы августовского экспорта «Газпрома» совпали по времени с дополнительными возможностями доставки газа через газопровод OPAL, одно из сухопутных продолжений «Северного потока». 2 августа стало известно о снятии запрета на использование «Газпромом» дополнительных 40% мощностей в газопроводе OPAL. На этом фоне объёмы украинского транзита не снизились, но при этом и OPAL не во все дни загружался с максимальной разрешённой загрузкой».

Можно предположить, указывает эксперт, что «Газпром» не хотел допускать демонстративного снижения транзита через Украину в преддверии технических работ на «Северном потоке» (10 дней в середине сентября). В этом случае в момент этих работ украинская сторона из своих соображений могла бы отказаться вновь наращивать объёмы транзита, и экспорт газа в ЕС на десять дней в сентябре был бы ограничен из-за дефицита транспортных мощностей.

Так или иначе, считает Александр Собко, если текущий уровень спроса на российский газ сохранится в сентябре, то закрытие «Северного потока» на ремонтные работы приведёт к рекордным (для последних лет) объёмам транзита через Украину. Это будет интересный сюжет для наблюдения на украинском транзитном направлении — как в политическом плане, так и в техническом.

Если украинская сторона по тем или иным причинам не сможет обеспечить весь объём заявок на транзит, это станет ещё одним аргументом «Газпрома» в пользу строительства новых газотранспортных мощностей («Северный поток-2» и «Турецкий поток»)».

Первое, что стоит отметить, что спрос на газ в Европе, скорее всего, в среднесрочной перспективе, продолжит расти, комментирует происходящее старший аналитик ИК «Фридом Финанс» Богдан Зварич. При этом, несмотря на рост конкуренции и появление новых источников газа для Европы, в частности попытки СПГ занять часть рынка региона, поставки Газпрома продолжат расти, а значит даже с учетом тех мощностей, что строятся сейчас, компании не удастся отказаться от транзита газа через Украину.

Плюс к этому, продолжает эксперт, последний пакет санкций может усложнить реализацию трубопроводных проектов Газпрома, а значит, компании будет необходимо сохранить текущие пути транспортировки. С другой стороны, для Украины транзит российского газа также важен. Это валютная выручка, что в сложной экономической ситуации для страны является хорошим подспорьем.

Даже если страна переключится на потребление реверсивного газа из Европы, ей выгодно договариваться с Газпромом, чтобы сохранить транзит через свою территорию в больших объемах. В результате, считает Зварич, обеим сторонам необходимо искать точки соприкосновения, которые бы позволили заключить новый контракт по транзиту газа.

Более того, этому будет способствовать позиция Европы, которая может стать посредником в переговорах по новому контракту. Да, с появление Турецкого потока и Северного потока-2, она получает диверсификацию маршрутов поставки российского газа, однако здесь также есть понимание, что текущих мощностей может не хватить для удовлетворения спроса в регионе.

Так, по оценкам «Фридом Финанс», объем поставок газа через Украину после появления новых газопроводов может составить порядка 45 – 50 млрд кубометров. Это позволит Газпрому сохранить возможности для наращивания объемов поставок в Европу для удовлетворения растущего спроса, которые могут превысить 185 млрд кубометров в год.

С одной стороны, указывает, в свою очередь, аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко, текущий рост поставок газа в Европу по украинской ГТС можно назвать явлением временным, которое объясняется рядом факторов – ремонт других газопроводов, истощенные ПХГ Европы после нетипично холодных зимних и весенних месяцев, а также нарастающая потребность Европы в российском газе для энергетических проектов. Т.е в нынешней ситуации украинская ГТС просто оказалась самым удобным способом транспортировки газа, но это не будет продолжаться долго.

Если в сентябре транзит еще подрастет на 5-10% по причине полной остановки Nord Stream на 11 дней, то в октябре прокачка через Украину скорее всего снизится до низких показателей, так как Газпром полностью восстановит свои мощности и будет готов к холодному сезону.

Соответственно, Газпром просто пользуется своим законным правом по договору транзита с Украиной, но это не говорит о том, что украинская ГТС является единственным средством для выполнения всех обязательств перед потребителями.

Однако эксперт не исключает, что по истечению транзитного контракта в 2019 году с Украиной может быть заключен новый, но он будет на других условиях – наличие такого контракта сделало бы Газпром менее уязвимым перед европейскими партнерами и политиками, которые уже не раз говорили, что позволят мирно существовать Северному потоку-2 только при условии что часть транзита через Украинскую ГТС будет сохранена.

Скорее всего, полагает аналитик «Алор Брокер», условия для работы СП-2 уже сформированы таким образом, что полностью его мощности для прокачки Газпром все равно не сможет использовать, поэтому потребность в Украинской ГТС у него останется.

Переговоры по заключению нового транзитного контракта, очевидно, будут проходить болезненно для обоих сторон, полагает Кирилл Яковенко. Украина на данном этапе не стремится инвестировать в собственную ГТС поскольку не уверена в ее будущем, соответственно, для нового контракта будет выставлять уже более жесткие условия по прокачке газа, а также более высокую цену за транзит.

Газпром неизбежно будет платить за содержание этой ГТС из своего кармана. Также осложнит переговоры наличие взаимных исков, рассматриваемых в Стокгольме по поводу невыполнения условий по транзитным обязательствам и неоплаченным счета Нафтогаза за поставленный газ.

В целом, заключает Яковенко, можно согласиться с тем мнением, что даже полная реализация проекта СП-2 и строительство первой нитки Турецкого потока полностью не закроет потребности Газпрома в транзитных мощностях.

Однако даже если стороны не смогут договориться о новом транзите, Украина совсем без дополнительных денег не останется – уже сейчас она начала зарабатывать на том, что предоставляет свои хранилища для нужд европейских компаний под хранение газа.

Автор: Анна Королева

Stockinfocus.ru