Польская дилемма: альтернативой российского газа является «украинский» реверс



Одним из наиболее популярных популистских трендов в современной Европе является достижение «энергетической независимости» от России, причем наиболее последовательными сторонниками этой идеи кроме Европейской комиссии являются Польша и государства Прибалтики.

Поляки продолжают заниматься популизмом

И в этом плане логичным выглядит последнее заявление министра иностранных дел Польши Витольда Ващиковского о том, что Варшава собирается стать независимым от российского природного газа государством к 2022 году.

Польская дилемма: альтернативой российского газа является "украинский" реверс

Польская дилемма: альтернативой российского газа является «украинский» реверс

При этом, Варшава совершенно не скрывает, что хочет сделать это не по экономическим, а по политическим причинам. В этом заявлении Ващиковского есть и конкретный тезис о том, что Варшава желает, подобным образом, избежать политически мотивированных действий России.

Другой вопрос, что вряд ли Варшава сможет этого добиться, поскольку в качестве альтернативы газу и России Ващиковский привел терминал по приему СПГ в Свиноуйсьце и проект Baltic Pipe, т.е. газопровод по дну Балтийского моря из Дании в Польшу для доставки норвежского газа.

Что касается доставки СПГ, то здесь все понятно – такой газ получается гораздо дороже той продукции, которую поставляет в Польшу «Газпром», а если говорить о Baltic Pipe, то нельзя забывать о том, что в Норвегии идет стагнация добычи и вряд ли у нее хватит дешевого газа и на польских потребителей.

Все это позволяет нам сделать вывод, что правящее в Польше правительство партии «Право и справедливость» в очередной раз занимается откровенным популизмом, который, естественно, полностью оторван от реальности….

С точки зрения экономики Польша не сможет отказаться от российского газа

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что подобные заявления от Польши слышатся давно, но это не мешает Варшаве продолжать прилежно закупать у «Газпрома» природный газ.

«Потребление природного газа в Польше составляет 17 млрд кубометров в год, из них 10 Варшава закупает у «Газпрома». Есть там и собственная добыча, которая составляет порядка 4 млрд кубов в год, а остальное приходится на виртуальный реверс из Германии по украинскому образцу и на этот СПГ-терминал, о котором упомянул в своем заявлении Ващиковский», — констатирует Митрахович.

При этом, СПГ-терминал в Свиноуйсьце является нерентабельным, вследствие чего он загружен менее, чем на 1 млрд кубометров из заложенных в этом проекте суммарных 5 млрд кубометров.



«В ближайшее время такие закупки будут Польшей увеличены, но, несмотря на это, есть уверенность, что даже до половины мощностей СПГ-терминала в Свиноуйсьце они не дойдут по банальным экономическим причинам», — заключает Митрахович.

Несмотря на свои заявления, Польша продолжает закупать газ у России

Впрочем, даже если Польша увеличит виртуальный реверс из Германии, который в действительности будет все тем же российским газом, и увеличит проходимость своего СПГ-терминала, она не сможет снизить свои формальные закупки у России до нуля. Этот попросту невозможно, даже в том случае, если будет реализован газопроводный проект Baltic Pipe, в чем также есть очень серьезные сомнения.

К тому же, не надо забывать, что такая риторика в Польше появилась не сегодня – в частности, об этом говорила и предыдущая правящая польская партия «Гражданская платформа», но к какому-либо результату это не привело, если не брать абсурдные заявления партии «Право и справедливость».

«Здесь нельзя забывать про тот момент, что актуальный опыт Польши показывает, что эта страна не уменьшила, а, наоборот, увеличила свои закупки газа у «Газпрома». Об этом говорит рыночная динамика за последние календарные годы», — резюмирует Митрахович.

По мнению Станислава Павловича, очень сложно предположить, что рыночная ситуация на польском рынке газа за пять лет сможет так кардинально измениться, как сегодня утверждает глава польского МИД – просто для этого нет ни экономических, ни инфраструктурных оснований.

Экономика на дистанции всегда победит политику

«Даже чисто теоретически – Польше для этого нужно будет серьезно подтянуть свою инфраструктуру. Например, увеличить пропускную способность терминала в Свиноуйсьце и начать закупать реверсный газ в еще большем объеме, чем Украина, но это будет таким экономическим абсурдом, что очевидно – рачительные поляки никогда не пойдут на подобные меры», — констатирует Митрахович.

Тем более, в риторике Польши по российскому газу нет ничего оригинального – точно также высказываются и многие другие страны Евросоюза, но это ни к чему на практике не приводит, хотя бы потому, что поставки «Газпрома» на европейский рынок постоянно увеличиваются.

«Например, Литва начала закупать газ в СПГ-терминале в Клайпеде по откровенно невыгодным для литовской экономики ценам. Просто местное правительство приняло такое решение, и действительно, нельзя исключать, что точно также могут поступить и правительства других европейских стран, но все равно это не приведет к снижению суммарного объема экспорта российского газа в Евросоюз», — констатирует Митрахович.

Причина этого крайне банальна: кроме России Евросоюзу неоткуда брать природный газ – по крайней мере, на приемлемых экономических условиях.

«В этом плане СПГ-терминал в Синоуйсьце совершенно невыгоден польской экономике и хотя он был построен, этот проект не развивается до каких-то существенных размеров, чтобы играть значительную роль в рамках польского энергобаланса», — заключает Митрахович.

Все это, как замечает эксперт, говорит о том, что экономическая целесообразность продолжает перевешивать все эти странные планы политического характера.

Автор: Дмитрий Сикорский


НАВЕРХ СТРАНИЦЫ





Уважаемые посетители! Будьте аккуратны в своих комментариях. Согласно статье 5.61 часть 2 КоАП РФ, "Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей
Внимание! Мнение авторов и комментаторов может не совпадать с мнением Администрации сайта