«Новая афера» Набиуллиной: долевое строительство

«Новая афера» Набиуллиной: долевое строительство Аналитика

За последние три года страховщики выплатили обманутым дольщикам лишь 50 миллионов рублей. В то время, как получили страховые премии почти на 40 миллиардов. Между тем, строительный рынок вот-вот «схлопнется», утверждают эксперты.

Чего стоит последняя инициатива перехода от долевого строительства жилья к механизму проектного финансирования. О борьбе за свои кровные и квадратные метры – наш материал.

«Новая афера» Набиуллиной: долевое строительство
«Новая афера» Набиуллиной: долевое строительство

Жильцам тут не рады. Участников долевого строительства встречает строгий охранник и высокий металлический забор. За ним – пустырь, поросший бурьяном. В 2015 году люди вложили деньги в котлован, а вскоре компания-застройщик обанкротилась.

Семья Гулязор Мерзоевой купила две квартиры в злополучном доме. Взяли ипотеку, продали машину, вложили средства материнского капитала. Теперь все деньги оказались за плотно закрытым забором.

«Извините, пожалуйста, просто накипело – мы устали от этого. Ходим каждый день на стройку, потому что живём не очень далеко. Разговариваем один раз в неделю с охранником. Просим показать наше озеро – фундамент в воде. И это каждый раз – из месяца в месяц. У нас дети растут, а дом не растёт», — рассказала Гулязор корреспонденту Царьграда.

В России по официальным данным 45 тысяч обманутых дольщиков. По неофициальным — чуть ли не в три раза больше. Срок достройки четверти проблемных объектов, где купили квартиры дольщики, пока неизвестен. Об этом заявил министр строительства и ЖКХ Михаил Мень. Эксперты более резки в заявлениях и говорят о наличии мыльного пузыря на строительном рынке, который вот-вот лопнет.

«Рынок просто встал. Люди не готовы покупать. А понастроено уже столько, сколько продать невозможно. Если Москва и Московская область как-то выживают, то регионы увы вообще встали, застройщики бегут оттуда, банкротят и ликвидируют свои компании, бросают стройку.

Строительная отрасль развивалась быстрым путём и росла, как мыльный пузырь. Строители сами брали новые кредиты, новые строительные площадки, не рассчитывая на то, что рынок может упасть», — сообщил Царьграду генеральный директор юридической компании Алексей Петропольский

Подливают масла в огонь страховщики. За последние три года они выплатили обманутым участникам долевого строительства лишь 50 миллионов рублей, в то время как премии, которые получили страховые компании, составили почти 40 миллиардов!

Ответственна за этот сегмент рынка – не кто-нибудь, а председатель Центробанка Эльвира Набиуллина. Так же как и в банковской сфере, глава ЦБ без устали рапортует о политике усиления регулирования контроля и надзора. На деле – полная безнаказанность тех, кто должен снабжать дольщиков страховыми парашютами.

Эксперты говорят: существует два вида страховщиков: первые из разряда карманных компаний застройщиков. Соответственно и банкротство у них одно на двоих. Вторые спутниками строительных компаний не являются, но заключают такие договоры, которые являются абсолютно бесполезными.

«По условиям договора, страховая премия выплачивается только в случае банкротства компании-застройщика. А это очень долгий процесс. Он идёт год, два, иногда и три года. В этот период страховая аннулирует договор ввиду выхода срока страховки.

Валовая часть невыплат происходила из-за того, что страховая премия уже не рассчитывалась, потому что истёк срок возможности взыскания. На этом, конечно зарабатывает колоссальное количество страховых компаний», — подтверждает слова экспертов Алексей Петропольский.

Решить проблему обманутых дольщиков призван компенсационный фонд, который был зарегистрирован в России 20 октября. Из него планируется производить выплаты в случае банкротства застройщика. Но есть одно но.

Из-под опеки государства с лёгкой руки главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной были выведены те, кто покупает квартиры, ЦИТАТА: «в инвестиционных целях». То есть, не одну жилплощадь, а больше. Под эту категорию азартных инвесторов попадает и семья Гулязор Мерзоевой, которая купила одну квартиру в «долёвке» себе, а другую – маме.

«Если у человека несколько квартир, он будет считаться инвестором. И к нему не будут применяться те меры защиты, которые применяются к тем дольщикам, которые приобретали с целью жить в квартирах. Это вопрос достаточно тонкий. Как разделить людей и инвесторов, которые приобретали для собственных целей, это очень сложно», — считает управляющий партнер Национального агентства финансовых исследований Павел Самиев.

В ближайшие пять лет в России могут и вовсе искоренить практику продажи квартир на стадии котлована. Профильные министерства прорабатывают вопрос плавного перехода от долевого строительства жилья к механизму проектного финансирования.

Общаться с застройщиком и нести сопутствующие риски будут не частные лица, а профессиональные институты, в первую очередь банковские. И вновь сфера деятельности – госпожи Набиуллиной. А значит, в надёжности такой системы вновь приходится усомниться из-за политики выжженной земли Центробанка.

За последние три года лицензий лишились порядка 300 финансовых организаций. А значит, нет гарантий, что банки не пойдут на финансовое дно вместе с дольщиками и всеми взятыми за них обязательствами.

Семья Мерзоевых, кажется, в защиту государства уже не верит. Но по привычке продолжает ходить раз в неделю на стройку – в надежде на чудо.

Автор: Мария Иваткина

Stockinfocus.ru