Санация банков в России через продажу воздуха



Ведомство Эльвиры Набиуллиной придумало кое-что похуже скупки облигаций американского госдолга.

После санации «Открытия» и «Бинбанка» ЦБ не исключает аналогичных мер в отношении «других крупных банков», разорение которых угрожает стабильности финансовой системы или может вызвать социальную дестабилизацию в регионах. Об этом заявил первый зампред Банка России Дмитрий Тулин.

Санация банков в России через продажу воздуха

Санация банков в России через продажу воздуха

«Мы всегда отвечаем, что не исключаем дальнейшего применения нового механизма финансового оздоровления», — подчеркнул представитель руководства финрегулятора в ходе своей лекции в Уральском федеральном университете.

По словам Тулина, в качестве системного решения для будущих проблем Центробанком создан Фонд консолидации банковского сектора, который «заточен специально под банки, банкротство которых по тем или иным причинам недопустимо с точки зрения властей».

Продавцы воздуха

При первом взгляде на ситуацию такая политика выглядит здравой и оправданной. Чем допускать масштабный обвал всего банковского сектора, лучше влить несколько десятков миллиардов рублей в проблемный банк и остановить проблему прежде, чем она успеет сильно навредить экономике.

Осознание того, что заявление Тулина есть вовсе не позитивный симптом, приходит вместе с пониманием того, что готовность ЦБ санировать крупные банки означает провал многолетней политики ведомства Эльвиры Набиуллиной по оздоровлению банковского сектора.

С 2013 года финансовый регулятор отозвал лицензии у 300 кредитных организаций. Каждый раз Центробанк громко заявлял, что выгоняет с площадки плохие и ненадежные банки, оставляя в системе лишь ответственных и надежных игроков.

И вот, по прошествии трех с половиной лет чистки, дело дошло до необходимости санировать уже системно значимые организации, банкротство которых угрожает стабильности страны. Ничего не скажешь, отличный результат.

Взглянем теперь поближе на инструмент, с помощью которого ЦБ намерен спасти всех нас от потрясений и крахов. Речь идет, безусловно, о Фонде консолидации банковского сектора.

Структура эта молодая, создана в июле 2017 года. Фонд принадлежит Банку России, но при этом не является юридическим лицом. По этой причине сам он никакой деятельности не ведет, а его имущество отделено от имущества ЦБ. По сути, это просто кубышка для хранения денег.

Распоряжается же этими средствами специальная управляющая компания, являющаяся автономным подразделением Банка России. Вся эта замысловатая конструкция, очевидно, понадобилась для того, чтобы ведомство Набиуллиной могло полностью контролировать процесс консолидации банковского сектора, но в случае «нежданчиков» ни за что не отвечало.



Впрочем, интереснее всего не это. Главный вопрос – откуда Фонд будет получать деньги. А получать он их будет… от продажи паев Банку России.

Поскольку пирог, даже виртуальный, невозможно делить до бесконечности, Фонд может быть преобразован в группу фондов, каждый из которых сможет продавать Центробанку уже свои паи.

Красивая схема, согласитесь!

Спасательный круг для расхитителей и мошенников

Вместо того, чтобы дать Фонду энное количество средств, назначить руководителя и поставить конкретные задачи, ЦБ создал целую группу вложенных друг в друга полусамостоятельных структур, которые могут сколь угодно долго продавать ему воздух порционными кусками, получая за это вполне реальные деньги.

То есть при ближайшем рассмотрении мы видим не спасательный круг, который заботливый ЦБ бросает российскому финансовому и реальному секторам, а еще один механизм по утилизации нефтегазовых доходов и золотовалютных резервов страны.

Санации крупных, системно значимых банков – это не что иное, как вывод в офшоры всех непостроенных по заветам кудриномики дорог, несозданных предприятий, невыданных кредитов.

До сих пор самым злокачественным проявлением политики ЦБ можно было считать покупки казначейских облигаций США. Однако отстроенный за последние годы механизм «спасения» банков, пожалуй, превзойдет по вредоносности субсидирование главного российского геополитического противника.

Дело в том, что «трежерис» до того как США обанкротятся можно продать другим рабам Вашингтона, поиграв у гегемона на нервах и вернув свои кровные. А вот в случаях с санацией банков – выделенные средства просто уходят на возмещение убытков.

Более того, этот механизм запускает перманентный кризис российской банковской системы. Почему?

Ну, поставьте себя на место руководителя крупного банка. Вы знаете, что за хищения, даже в масштабах сотен миллионов рублей, вас не посадят, а разворованные средства федеральные власти компенсируют за счет ЦБ. Что логично делать в такой ситуации?

Правильно — выводить средства своего банка в Лихтенштейн, Монако, на остров Мэн и в другие офшоры, а затем бежать к Набиуллиной сотоварищи и требовать санации, угрожая «финансовой и социальной нестабильностью».

Как это работает, все уже видели. На оздоровление банка «Открытие» и «Бинбанка» ЦБ потратил от 800 до 820 миллиардов рублей. При этом регулятор заявил, что «не рассчитывает на возврат средств после продажи этих банков».

Что это как не субсидирование убытков в чистом виде?

Конец этому безумию может положить либо жесткое решение главы государства, либо банальное обнуление золотовалютных запасов страны.

И что самое печальное, весь этот финансовый аттракцион невиданной щедрости никак не облегчит положение реального сектора экономики.

Ведь никто не собирается спасать небольшие банки или возмещать предприятиям средства, потерянные в кризис.

Небольшие банки по-прежнему будут банкротить, а средства промпредприятий и сельхозпроизводителей – списывать. До них Центробанку дела нет: в этой конторе играют по-крупному.

Автор: Виктория Фоменко


НАВЕРХ СТРАНИЦЫ





Уважаемые посетители! Будьте аккуратны в своих комментариях. Согласно статье 5.61 часть 2 КоАП РФ, "Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей
Внимание! Мнение авторов и комментаторов может не совпадать с мнением Администрации сайта