Граждан России заставят платить налог на смерть

Граждан России заставят платить налог на смерть Аналитика

Минстрой хочет обязать граждан нашей страны копить не только на «безбедную старость», но и на «достойные похороны».

Ведомство Михаила Меня отличилось очередной неоднозначной инициативой. Вслед за предложением легализировать доходы теневых рантье через введение налоговых вычетов для арендаторов жилья, Минстрой заявил о необходимости введения в России так называемого налога на смерть.

Имеется в виду определенная денежная сумма, которую граждане будут ежемесячно перечислять государству с целью обеспечить себе же достойные проводы в мир иной.

Граждан России заставят платить налог на смерть
Граждан России заставят платить налог на смерть

Идея эта, наряду с трендовыми предложениями компьютеризировать похоронный бизнес по типу электронных магазинов, чтобы, скажем, аккредитованные ритуальные агентства были внесены в общий реестр, а места на кладбищах стало можно выбирать через интернет и бронировать в мобильных приложениях, – содержится в проекте закона «О погребении и похоронном деле».

По мнению специалистов Минстроя, граждан России нужно начать снабжать еще одним обязательным документом, вроде СНИЛСа. Им должен стать сертификат обязательного страхования смерти.

Финансовые взносы, полагают чиновники, проще всего автоматически вычитать из зарплаты каждого работника, как это уже делается с другими налоговыми, страховыми и пенсионными отчислениями.

Деньги будут накапливаться на специальном счете, а в случае необходимости – покрывать все расходы на погребение в рамках гарантированного перечня услуг.

Таким образом, пояснили в ведомстве, гражданам не придется самостоятельно копить под подушкой средства «на самый черный день». За них это централизовано будет делать государство.

Практика против теории

Нельзя не сказать родному государству спасибо за непрестанное стремление заботиться о нас, в том числе и в столь щепетильных вопросах.

Тем не менее возникает мысль: а не слишком ли государство (в лице конкретных представителей кабмина) высокого мнения о себе – как о субъекте, умеющем хранить чужие накопления и заботиться о своих гражданах и их деньгах?

Не станем, так и быть, брать в расчет «сгоревшие» в девяностые годы состояния тех, кто за времена СССР скопил себе на безбедную старость. Возьмем куда более близкий пример: накопительные пенсии.

Больше десяти лет, начиная с 2002 года, правительство манило граждан лозунгами о необходимости определиться наконец – кому все-таки лучше доверить откладываемые в счет пенсии средства: государству или же частным фондам.

Тех, кто не верил в радужные призывы и игнорировал лотерею с «накоплениями», в кабмине презрительно именовали «молчунами», обещая «оставить на их счетах ноль».

И ведь не соврали!

Видимо, на счетах большинства из нас в конечном итоге действительно окажется ноль. Другое дело, что ровно столько же будет и у тех, кто верил и старательно копил.

Граждан России заставят платить налог на смерть
Граждан России заставят платить налог на смерть

С 2013 года все отчисления в НПФ заморожены и, как признался позднее глава Минфина Антон Силуанов, возвращать эти деньги «никто и не собирался»: средства эти – около триллиона рублей – «давно уже пошли на Крым и антикризисные меры».

За что вы еще не платили?

Откуда вообще берутся инициативы, подобные «налогу на смерть»?  Увы, механизм их появления довольно прост.

Когда у экономических и финансовых властей нет ни желания, ни умения наладить нормальное функционирование системы на благо и граждан, и государства, в их головах начинается изобретательство на тему: какой бы еще придумать для граждан платеж или сбор, чтоб те от него не слишком быстро отвертелись.

Только за последние годы таких предложений звучал добрый десяток.

Это и налог на бездетность и малодетность, и возвращение уголовного преследования за «тунеядство» (хотя на деле – читай, за самозанятость, ибо реальных тунеядцев, любителей лежать на печи и питаться святым духом, в стране все же не так много, а вот людей, работающих «в серую» или «в темную», в обход налогов и прочих отчислений – хоть отбавляй).

Время от времени из правительственных кабинетов и коридоров законодательной власти звучат призывы ввести «налог на выезд из страны» (ну в самом деле: захотел человек за границу, и даже деньги на путешествие нашел! – отчего бы ему не заплатить и за возможность покинуть пределы родины).

Другой стороной той же монеты можно назвать курортный сбор, который в этом году все-таки ввели стараниями Госдумы. Много ли пользы принесет он отечественным курортам?

Большой вопрос. А вот в том, что стоит недорогой загранице вновь стать доступной для основной массы российских граждан – и этот злополучный сбор будет дополнительным аргументом в пользу выбора условной Хургады или Анталии вместо поездки в Адлер и даже в Крым – сомневаться не приходится.

Думайте сами, решайте сами…

Безусловно, смерть – дело серьезное, и связанные с нею дела вряд ли стоит полностью пускать на самотек.

Тем не менее в вопросе того, копить ли на погребение или нет – у человека, как и во всех прочих вещах, прежде всего должен быть выбор. Как есть он у граждан развитых стран – Норвегии, Финляндии, Германии – где действительно люди платят взносы в счет своих будущих похорон.

Но взносы эти являются добровольными. Они зависят, например, от того, считает ли себя человек верующим. Скажем, в Скандинавии похоронными делами ведает преимущественно Церковь, и постоянные прихожане платят церковный налог, из средств которых их потом и хоронят.

В Норвегии этот сбор составляет 2% от зарплаты, в Финляндии – 1,75%. Но если считаешь себя атеистом, в церковной жизни не участвуешь – пожалуйста, не плати, поступай, как тебе удобно.

В Германии обычным делом считается открытие похоронных счетов в банках. Те, кому важно быть погребенными с почетом и помпой, могут отложить на эти цели и несколько десятков тысяч евро.

При этом минимальная зарплата в ФРГ в 2017 году составляет 8,84 евро в час, то есть около 1414 евро (100 тысяч рублей) в месяц при стандартной, восьмичасовой рабочей пятидневке. Это – еще раз подчеркнем – минимальный доход.

Средний же составляет 3703 евро в месяц, из которых после уплаты налогов остается примерно 2225 евро (156 тысяч рублей). Согласитесь: с такими доходами действительно можно безболезненно откладывать часть средств на разные непредвиденные цели.

В России же средняя зарплата, даже если брать по верхней планке из озвучиваемых официальными лицами – в районе 37 тысяч рублей – едва переваливает за полтысячи евро. О минимуме же и вовсе можно не говорить.

Все, чего не хватает нашим гражданам, кошельки которых тяготят столь непомерные суммы – это еще один обязательный побор. С ним точно будет можно жить по известной схеме Ильфа и Петрова: «Родился, постригся и умер».

До 1 декабря правительство должно доработать законопроект Минстроя и внести его в Госдуму. Остается надеяться, что федеральные чиновники перестанут заниматься самолюбованием, посмотрят на вещи реально и сделают разумный выбор.

Автор: Виктория Фоменко

Stockinfocus.ru