Россия не смогла ответить на латвийскую русофобию

Россия не смогла ответить на латвийскую русофобию Аналитика

Ещё недавно, ещё в прошлом году казалось, что правильный путь для воспитания прибалтийских мопсов найден.

Та же Рига уже в 2018 году успела признать, что страны Прибалтики понесли «внушительные финансовые потери», когда Россия ответила на санкции против неё. При этом больше всех пострадала Латвия.

Россия не смогла ответить на латвийскую русофобию
Россия не смогла ответить на латвийскую русофобию

Это, конечно, мелочь – то, что в новогодние праздники власти Латвии решили депортировать из страны очередных русских журналистов.

Даже то, что ими оказалась семья телевизионщиков, которая приехала в Ригу с туристическими целями, что высылали супругов по отдельности, что сотрудницу ВГТРК Ольгу Курлаеву не пустили в самолёт, а вывезли на границу с Псковской областью и там попросту высадили, даёт только дополнительную краску к фону, но не более.

А фон один – русофобский

Да, очередной факт недружелюбия даже не станет заметным мазком на общем фоне. На том и без того господствует чёрный цвет.

И что с этим делать?

Это, в конце концов, просто утомительно. Страна, которую за мелкость, периферийность, но при этом злобу и агрессивность сравнивают с путающимся под ногами мопсом, не упускает, кажется, ни одного случая, чтобы облаять Россию. Но что же Россия?

Ответ, который выдала официальный представитель МИД России Мария Захарова, не назовёшь образцовым.

Совершенно очевидно, что латвийские власти при молчаливой поддержке Брюсселя преследуют цель полной зачистки информационного пространства страны от неугодных СМИ, — заявила она.

— Официальная Рига прямо и грубо нарушает свои международно-правовые обязательства в сфере обеспечения свободы выражения мнения, попирает основополагающие акты ООН, ОБСЕ и Совета Европы.

И что? Совет Европы сделает Латвии ата-та?

Будем добиваться соответствующей реакции профильных международных институтов, — пообещала Захарова. — Призываем неправительственные организации, специализирующиеся на свободе слова, дать адекватную оценку действиям Латвии, немыслимым для демократического общества.

Дадут? Надо думать, Мария Захарова и сама в это не верит. А потом, от оценки до наказания, до удара по рукам, чтобы неповадно было, — дистанция большая. И проходить её будет уж точно не Россия. Россию в очередной раз тяпнули за ногу, но всё, что она может, — это взывать к хозяину мопса с увещеваниями разной степени…

Тогда, быть может, ударить по карману?

Казалось, правильный путь найден

Ещё недавно, ещё в прошлом году казалось, что правильный путь для воспитания прибалтийских мопсов найден. Та же Рига уже в 2018 году успела признать, что страны Прибалтики понесли «внушительные финансовые потери», когда Россия ответила на санкции против неё. При этом больше всех пострадала Латвия.

Цифры оценок разнятся – от сотен миллионов до миллиардов евро, что объясняется как сложностью учёта потерь прямых и косвенных, так и попытками прибалтийских режимов скрыть правду.

Но цифры, быть может, не так и важны, как качественная ситуация в экономике. А именно: денег становится меньше, экономика скукоживается, квалифицированная рабочая сила покидает страну, из-за чего экономика сокращается уже не только количественно, но и качественно, после чего приток налогов сокращается, а рост долгов вспухает всё больше.

Основу экономики той же Латвии продолжает составлять посредничество, как товарно-транзитное, так и финансовое. Информационное агентство REGNUM приводило оценку эксперта, президента общества «Балтийская ассоциация — транспорт и логистика» Инги Антане, которая заявила:

Транзит Латвии на 80 процентов состоит из российских грузов. Сами подумайте, что это значит для Латвии. В год эти грузы приносят нам около миллиарда евро.

И вот буквально в прошлом году эту страну буквально встряхнул то ли факт, то ли всего лишь разговор о том, что компания «Российские железные дороги» (РЖД) отказалась транспортировать часть грузов из России через латвийские порты. Под рестрикции попали нефтепродукты, минеральные удобрения, уголь и металл. Собственно, это и всё – больше через Латвию Россия ничего особенного и не возит.

Представители РЖД в ответ заявляли, что никаких ограничений на транзит не вводили, но им как-то не очень верили, а по прессе прокатилась информация, что транзит нефтепродуктов, угля и металла по железной дороге в 2017 году упал на 90%.

На фоне заявлений других госкомпаний, прежде всего, нефтяных, что к 2018 году они откажутся от экспорта продукции через Прибалтику, загружая родные русские порты на Балтике — Усть-Лугу и Приморск, — это выглядело грозным знаком.

Рига сразу сбавила тон, а после дополнения этих заявлений угрозой, что и белорусские нефтепродукты будут вывозиться через русские порты, и вовсе чуть ли не завиляла хвостиком.

Правильный путь казался найденным.

Не всё просто

Но не всё оказалось так просто. Как по объективным, так и по субъективным причинам.

Ну, например, тот же порт в Усть-Луге не только мелководен, но и интенсивно заносится илом.

Для инсайдеров в отрасли грустной иронией осталось воспоминание о том, как оказалось скомканным торжественное мероприятие по открытию нового терминала в присутствии ну очень высоких гостей. Оказалось, что загруженное судно не смогло выйти в море, потому что попросту легло на грунт…

Со своей стороны, порт в Риге глубоководный, да к тому же, в отличие от портов в Финском заливе не замерзает практически никогда.

Второй круг причин носит коммерческий характер. Дело в том, что российские предприниматели довольно плотно вложились в прибалтийские порты.

Скажем, порт Силламяэ — вообще совместный проект российского и эстонского бизнеса. А в рижском порту довольно крупный терминал построила один из крупнейших производителей минеральных удобрений в России — «Уралхим».

И бросать его не собирается, отметил источник, несмотря даже, если последуют прямые команды из Кремля. Тем более что из трёх первых позиций в списке 500 лидеров Латвии по обороту первую и третью занимают как раз российские «дочки» крупных химических компаний: от «Уралкалия» SIA Uralkali Trading и от «Уралхима» SIA Uralchem Trading.

Они хорошо прикипели к здешним условиям, рассказал источник. Они не только вывозят химикалии и удобрения, но и продают латвийским фермерам. А строительство терминалов кредитуют местные банки — что фактически означает европейские.

«Всем это цинично выгодно», — отметил источник, добавив, что ни санкции, ни контрсанкции такому бизнесу всерьёз не помешали, тем более что в нём участвуют фирмы из Швейцарии и офшоров.

Кроме того, Россия в принципе уже вычерпала свои возможности по сокращению транзита или близка к тому. О полной блокаде стран Прибалтике речь пока не идёт, ибо это будет невыгодно самой России. Поэтому ситуация с наказанием Риги, Вильнюса или Таллина за антирусские действия действительно похожа на безвыходную.

Прибалтийские «мопсы» знают, что чем громче лаешь, тем скорее дадут денег, потому что это входит в цену сделки с Западом по «останавливанию», «отбрасыванию», «наказанию» России. За то же подбрасывает Запад деньги и режиму в Киеве.

Грубо говоря, они лают на Москву, потому что есть просят.

А Москва знает, что остановить этот лай собственными силами не может: возможности относительно безболезненного для себя лишения «мопсов» транзита выжаты почти до конца, а российский капитал полностью уходить из Прибалтики не хочет, не будучи убеждённым, что оно вообще ему нужно.

Автор: Александр Покровский

Stockinfocus.ru