Аарон Байдберг: не видишь, прёт локомотив?!

chinaaКитайская Народная Республика сегодня демонстрирует уникальную динамику, не свойственную больше ни одной стране мира, динамику, которая делает Китай идеальным местам для парковки блудной западной ликвидности.

Основная проблема западного инвестора, пережившего мятежные 2007-2008-ые годы, — это поиск инструмента, в который можно было бы инвестировать и который отвечал бы новым экономическим реалиям. Большинство российских аналитиков по каким-то неведомым для меня причинам полагают, что если западный капитал ушел из России аки поросенок Пётр (прихватив с собой сраный трактор), то он прекратил существовать в природе. Квасной патриотизм, конечно, штука похвальная, за него путевки на Селигер дают и с Медведевым поручкаться разрешают, но в деле анализа – штука абсолютно бесполезная. Потому что нужно совершенно четко понимать, что те (очень кстати небольшие в глобальном масштабе) фонды, которые были выведены из нашей страны в период бегства капитала, не испарились, а мечутся по миру в поисках новых возможностей. И такие возможности им предоставляет Китай сегодня и сейчас.

Процент наличных средств у американских инвесторов вырос с 4.2% в июне до 4.7% в июле, и инвесторы сейчас находятся в поиске места, куда бы вновь образовавшуюся ликвидность пристроить. Merrill Lynch 15 июля опросил портфельных управляющих, управляющих фондами и прочую инвестиционную братию на предмет их ожиданий, областей их инвестиций и их видения рынка. Респонденты на американском рынке ищут «тихие гавани» с маленькими риск-премиями, но с большей стабильностью в сравнении с другими отраслями. Примером спокойного уголка американского рынка испокон веков являлась фармацевтическая промышленность, куда направляют свои фонды 11% респондентов. Особенно интересна американская фармацевтика с учетом в среднем 2% недооценки в июне. Телекомы идут номером два по американскому рынку, особенно с учетом традиционно высоких для отрасли дивидендов.

Если же говорить о внешних рынках, то в районе половины респондентов фокусируются на развивающихся странах, чьи перспективы оцениваются радостно как никогда. Следом за пресловутым BRIC и товарищами по обожанию инвесторами следует Япония, но тут необходимо отметить, что во-первых инвесторы считают японские equities сильно недооцененными, а во-вторых разрыв между развивающимися рынками и Японией в свете оценок инвесторов достаточно большой. К европейским рынкам американские инвесторы относятся равномерно негативно, вне зависимости от отрасли. Опрошенные теми же Merrill Lynch европейские инвесторы отвечают американцам взаимностью, полагая, что рецессия в крупнейшей экономике мира продолжится в течение ближайших 12 месяцев. С европейскими портфельными управляющими согласны большинство американских аналитиков, — capital markets research департаменты крупных инвестиционных банков сохраняющие прогнозы по уменьшению американского ВВП за 2009 год в среднем на 6.5% вместе с падающим потреблением и внешнеторговыми оборотами.

И вот тут вот как раз западный инвестор, будь то европеец или американец, обращает свой взор на самый большой и перспективный кусок BRIC – Китайскую Народную Республику. В силу специфики китайской экономики в первую очередь инвестор обращается к макроэкономическим данным и видит следующую картину.
Горячие деньги, сломя голову, несутся в Китай, причем как в материковый, так и в островной, что еще раз подтверждает тот факт, что современный инвестор не видит более привлекательного и более доходного рынка, чем Китай.

morgan stanley inflow

Китайские банки кратно увеличивают объемы кредитования, пытаясь соответствовать как указаниям государственных органов Китая по стимулированию экономики, так и западному тренду. Что, в общем-то, логично, — китайский бэнкинг пытается снять свою маржу с роста собственной экономики, принимая во внимание тот факт, что экономика КНР, судя по всему, будет не только в достаточно коротком списке выросших за 2009-ый, но и будет возглавлять этот список.

Китайские регуляторы снимают ограничения на прямые иностранные инвестиции в местные предприятия, предоставляя инвесторам широкие возможности для долгосрочной парковки капитала и параллельно стимулируя внутреннее производство.

И, пожалуй, самый приятный сигнал, — виден очень сильный тренд по конвертации срочных депозитов в депозиты до востребования, что говорит нам о том, что китайский курс на переориентацию на внутренний спрос дает первые результаты, — китайцы начинают тратить свои фантастические сбережения, накопленные за период с 2005-го по 2008-ой. Или по крайней мере задумываются об этом.

term_vs_demand

Инвестиционные аналитики внимательно отслеживают цифры по китайскому внутреннему потреблению и по уровню безработицы, и эти цифры не могут не радовать. Показывая достаточно сдержанный рост потребления в первом квартале (что уже примечательно, так как это рост, а не падение), китайский потребитель ускорился во втором квартале и похоже не намерен останавливаться на достигнутом. Прогноз по потреблению от Morgan Stanley на конец 2009-го составляет 8.5% роста, что на 0.2% больше, чем рост потребления в 2008-ом и что опять-таки уникальная ситуация для мирового рынка, где потребление падает.

morgan stanley

На второе полугодие 2009-го прогнозируется бум потребления – именно в этот период меры китайских государственных органов по стимулированию экономики и перестройке массового сознания должны оказать долгожданный эффект. В 2010-ом ожидается сглаживание роста потребления, но на этот же самый период должно прийтись увеличение EPS китайский компаний. Синергия этих двух показателей должна к середине 2010-ого вывести КНР в фазу устойчивого развития, где локальные компании производят, локальные потребители покупают, те же локальные компании зарабатывают и с огромным удовольствием выплачивают дивиденды западным инвесторам.

Совокупный объем экспорта, судя по всему, упадет на двузначное число в процентном соотношении, равно как и совокупный объем импорта, что в прочем не помешает китайскому реальному ВВП вырасти на 9% в 2009-ом и на 2010-ом. Мало того, очень вероятно, что концу третьего квартала 2009-го прогноз необходимо будет пересмотреть в сторону повышения. Проще говоря, китайцы научились производить всё необходимое для внутреннего рынка, а меры по стимулирования экономики китайского правительства оказались эффективными настолько, что срать хотел Китай на весь остальной мир с башни «Жемчужина Востока», что в Шанхае. Очень высокая и красивая хреновина, кстати, всем советую съездить и посмотреть.

Китай массово инвестирует в подзабытую за время индустриального бума инфраструктуру, причем делает это с размахом, присущим людям Востока. Инфраструктура и всё, с ней связанное, тянет за собой такие вещи как недвижимость, которая в Китае испокон веков была недооценена. Особенно заметен органичный рост за последний квартал. В общем, любо-дорого смотреть.

infrastructure

Промышленность КНР встала на путь восстановления и дальнейшего роста. Существенно опережая прогнозы аналитиков, output по добавленной стоимости вырос на 10.5%, а производство электричества вылезло-таки из негативного тренда и показало 3.6% процента роста на конец первого полугодия. И теперь самое главное – экспортные объемы хоть немного и выросли, но всё равно сохраняют негативную динамику. Сокращается, то есть. Ну вы поняли, к чему я. Значит кто-то внутри страны на «ура» потребляет всё то, что производится промышленностью. Значит переориентация на внутренний спрос есть уже сегодня, а завтра КНР будет потреблять готовой продукции еще больше.

industrial_production

Ну и отраслевой прогноз — комментировать тут что-то бесполезно, я бы даже сказал, что прогноз достаточно скромный и, повторюсь, к четвертому кварталу будет пересмотрен в сторону увеличения.

GDP_growth

Резюмируя вышесказанное:
1. Несмотря на падение объемов экспорта, Китай потреблял и будет потреблять больше, завершив первую фазу государственной политики по переориентированию на внутренний спрос. Ссылаться на какие-то мифические профсоюзы и бедность северных регионов тут бесполезно – макроэкономические индикаторы достаточно красочно рисуют картинку Нового Китая, с каждым днем всё меньше и меньше зависимого от внешнего спроса, открытого для западных инвесторов (с приятной фискальной политикой и минимальным набором бюрократических процедур), стабильного и быстрорастущего.
2. Из-за того, что большинство западных инвестиций в китайскую экономику носили долгосрочный и прямой характер, Китай на фоне остальных стран практически не заметил кризиса. Отток коротких западных денег, который испытывали все страны BRIC с августа 2007-го года, сказался разве что на ликвидности Шанхайской и Гонконгской бирж. Реальная же промышленность в силу низкого плеча, долгосрочных вложений и государственных гарантий имела одну задачу – перейти на внутренний спрос. И, судя по всему, первое полугодие 2009-го китайские товарищи могут с чистой совестью записать себе в плюс.
3. Рядовой китайский потребитель уже приходит в свой банк и переводит свой депозит из класса срочных в класс текущих. И начинает его снимать и тратить. КПК сказала потреблять – не вопрос, будем потреблять.
4. Экспортные объемы КНР восстановятся ровно тогда, когда восстановятся европейская и американская экономики, что условно четвертый квартал 2010-го. В прочем, теперь для Китая это уже и не так важно.
5. Ну и напоследок, для любителей высасывать из пальца и подтягивать кургузые факты под собственные допущения, — реальные (а не прогнозные) макроэкономические данные по КНР.

scorecard

Вот такой вот рок-н-ролл

Аарон Байдберг

Stockinfocus.ru