Пол Кругман: истинная причина европейских проблем

Пол Кругман: истинная причина европейских проблемГреция и многие другие европейские страны переживают трудности, потому что политическая элита навязала континенту единую валюту. В последнее время новостные издания много пишут о периферийных странах Европейского Союза — вполне понятно почему.

Однако меня смущает тот факт, что все внимание сконцентрировано исключительно на долгах и дефицитах, создавая у читателя ложное впечатление, что корень зла кроется в расточительности правительств, и подпитывая энтузиазм сторонников аскетизма, готовых сократить расходы даже в условиях массовой безработицы.

Они пользуются Грецией, как примером того, что может произойти если этого не сделать в срочном порядке. Однако на самом деле, отсутствие фискальной дисциплины — далеко не единственный, и даже не главный источник европейских бед (даже если не брать во внимание пресловутую Грецию, где правительство действительно вело себя безответственно и скрывало это при помощи бухгалтерских махинаций).

Нет, за тем кошмаром, в котором сейчас оказалась Европа, стоит не расточительность политиков, а самонадеянность элиты, в частности, политической элиты, которая подтолкнула Европу к принятию единой валюты. несмотря на то, что континент еще не был готов к этому эксперименту. Возьмем, к примеру, Испанию, которая, на заре кризиса, казалась образцовой в фискальном плане страной. Уровень долга в стране не превышал 43% от ВВП, по сравнению с 66% в Германии. Она поддерживала профицит бюджета и достойное подражание банковское регулирование. Но теплая погода и чудесные пляжи сделали Испанию европейской Флоридой, где, как и во Флориде, процветал бум на рынке жилья. Финансирование этого бума шло в основном извне: в страну шли огромные притоки капитала из остальных стран Европы, в частности, из Германии. Как следствие — быстрый рост на фоне высокой инфляции. В период с 2000 по 2008 годы цены на товары и услуги, производимые в Испании выросли на 35% по сравнению с ростом на 10% в Германии. На фоне роста затрат испанские экспортеры растеряли всю свою конкурентоспособность, но, благодаря жилищному буму рынок труда продолжал прочно стоять на ногах.

Но вот пузырь лопнул. Безработица в Испании взметнулась вверх и бюджет из профицитного стал глубоко дефицитным. Но красные суммы в бюджете, вызванные, отчасти, падением доходов и. отчасти, чрезвычайным финансированием, направленным на нейтрализацию последствий спада для населения — это следствие, а не причина испанских проблем. Более того, у правительства страны в арсенале не было необходимых инструментов для предотвращения подобной ситуации. В центре экономических проблем Испании — диссонанс цен и затрат в стране и в остальной Европе. Если бы у Испании была своя валюта, песеты, правительство могло бы быстро все уладить путем девальвации национальной валюты на, скажем, 20% по отношению к валютам других европейских государств. Но у Испании больше нет своей валюты, это значит, что она может вернуть себе конкурентоспособность только путем длительной и болезненной дефляции.Однако, если бы Испания была не европейской страной, а американским штатом, все было бы не так уж плохо. Во-первых, цены и затраты не ушли бы так далеко в сторону: Флорида, которая могла свободно привлекать рабочую силу из других штатов и сдерживать рост затрат на содержание персонала, никогда не испытывала такой относительной инфляции. Кроме того, в этом случае, Испания получила бы автоматическую поддержку в период кризиса: жилищный пузырь во Флориде лопнул, однако, Вашингтон продолжает отправлять туда чеки на оплату социального и медицинского обеспечения.

Но Испания не является американским штатом и поэтому у нее серьезные проблемы. Конечно, в Греции дела обстоят еще хуже, потому что греки, в отличие от испанцев, действительно вели себя безответственно в финансовом плане. Однако, Греция — маленькая страна. Ее проблемы имеют значение только потому, что они могут негативно повлиять на более крупные экономики, такие как испанская. Таким образом, в основе проблем не дефициты, а отсутствие гибкости. Все вышеизложенное не является откровением. Еще задолго до возникновения евро экономисты предупреждали, что Европа не готова к переходу на единую валюту, но их предостережения проигнорировали. В итоге получили кризис.

И что теперь Вероятность отказа от евро стремится к нулю. Хотя бы из чисто практических соображений. По словам Барри Эйхенгрина, попытка вернуть национальную валюту приведет к возникновению мега кризиса всех времен и народов. Так что другого пути нет — только вперед, к улучшению существующей системы. Чтобы заставить евро работать, Европе нужен политический союз, тогда у европейских стран появится больше общего с американскими штатами. К сожалению, в ближайшее время сформировать его не удастся. В течение следующих лет нас ждет мучительный процесс брожения: спасения, сопровождаемые требованиями жесткой экономии и все это на фоне высокой безработицы и вялотекущей дефляции. Безрадостная картина. Но понимание причин европейских бед необходимо для излечения. Да, некоторые правительства вели себя безответственно, Гордыня, самонадеянная вера в то, что Европа может прыгнуть выше головы и создать единую валюту, несмотря на то, что она к этому не готова.

При публикации использованы материалы ForexPF

Stockinfocus.ru