Минфин подготовил предложение по регулированию деятельности рынка Forex

Рынок внебиржевой электронной торговли валютой — Forex — с ежемесячным оборотом $500 млрд получил первый проект регулирующих документов. Законопроект, разработанный Минфином, предлагает выделить Forex-брокеров в самостоятельный вид профучастников рынка, а разработку для них нормативных документов и регулирование этого сегмента полностью поручить ФСФР.

Минфин подготовил предложение по регулированию деятельности рынка Forex и направил его в правительство. Предложения изложены в проекте поправок к закону «О рынке ценных бумаг» и отдельным законодательным актам. По словам источника, знакомого с ситуацией, в правительство документы были отправлены 26 ноября.

Предложения Минфина — ответ на поручение первого заместителя председателя правительства Игоря Шувалова проработать предложения по регулированию рынка Forex, которое было направлено 22 октября Минфину, Минэкономразвития и Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Законопроект может вступить в силу с 1 января 2014 года.

На самый высокий уровень обсуждение регулирования рынка Forex вышло в начале весны этого года. На сегодняшний день деятельность Forex-брокеров практически не регулируется, а потому этот сегмент финансового рынка является одним из самых непрозрачных. Его регулирование не относится ни к компетенции ФСФР, так как он не является биржевым, а сами компании не имеют лицензии профучастников рынка ценных бумаг, ни к компетенции ЦБ, поскольку Forex-брокеры не ведут банковской деятельности.

В результате рынок известен множеством скандалов с невыплатой брокерами средств клиентам, поскольку компании зарегистрированы в офшорах. Согласно исследованию «Интерфакс-ЦЭА», проведенному в прошлом году, объем средств на счетах клиентов Forex-брокеров на начало 2011 года составлял около $1,5 млрд при совокупном ежемесячном обороте брокеров $500 млрд. При этом основная масса клиентов Forex-брокеров — мелкие непрофессиональные инвесторы.

Законопроект Минфина вводит базовые определения рынка Forex, которых нет до сих пор,— что считать рынком Forex, сделкой на этом рынке и т. д. Так, дилерской деятельностью на внебиржевом рынке Forex предлагается считать заключение от своего имени и за свой счет сделок путем публичного объявления котировок валютных пар.

Деятельность Forex-компаний предлагается признать дилерской, но для ее осуществления потребуется специальная лицензия, отдельная от общей дилерской лицензии фондового рынка. Таким образом, Минфин фактически учел предложения саморегулируемой организации Forex-компаний ЦРФИН, которая в начале дискуссий о путях регулирования Forex настаивала на том, что у компаний этого рынка должна быть отдельная лицензия. Глава ЦРФИН Вадим Виноградов вчера подтвердил, что его позиция не изменилась: деятельность Forex-компаний имеет свою специфику, которую будет трудно регулировать в рамках общей дилерской лицензии.

Аргументы другого профессионального объединения — Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Минфин, по-видимому, не убедили. Глава НАУФОР Алексей Тимофеев заявлял ранее и подтвердил вчера, что, по мнению ассоциации, деятельность Forex-компаний должна относиться к дилерской и не требовать отдельной лицензии.

В результате всем организациям, торгующим валютой в электронных внебиржевых системах, в том числе дочерним компаниям крупных банков и брокерских домов (например, «Альфа-Forex», BrokerCreditService Cyprus Limited, структуре «Финама» WhoTrades Ltd) придется обзаводиться специальной лицензией. Сколько она будет стоить, в законопроекте не определено (обычная дилерская лицензия стоит 35 млн руб.).

Членство в саморегулируемой организации на рынке Forex обойдется в 1 млн руб. вступительного взноса плюс 200 тыс. руб. придется платить ежемесячно. Также членов ждет взнос в компенсационный фонд — единовременно 2 млн руб., которые не возвращаются, если член выходит из организации. Впрочем, о том, что Forex-брокер обязан быть членом СРО, в законопроекте не сказано.

Но главный сюрприз законопроект Минфина преподносит ФСФР — службе придется создавать нормативную базу для целого нового класса профучастников рынка и регулировать их деятельность. В ФСФР соглашаются, что «регулирование деятельности Forex-компаний и лицензирование их деятельности необходимо», но настаивают на том, что вариант с отнесением Forex-брокеров к обычным дилерам также возможен, как и выделение их деятельности в самостоятельный вид. «В ФСФР не видели текста законопроекта Минфина. Если регулирование деятельности Forex-компаний будет передано в ФСФР, службе будут необходимы дополнительные сотрудники»,— заявили в ФСФР.

Использована информация Коммерсантъ

Stockinfocus.ru