В Украине после смены власти началась война за янтарь

В Украине после смены власти началась война за янтарь Аналитика

В Украине после смены власти развернулась настоящая битва за контроль над добычей янтаря на севере Ровенской области, где находятся единственные в стране месторождения полудрагоценного камня (крупнейшие залежи — вблизи поселка Клесов, недалеко от райцентра Сарны). На большинстве жил янтарь моют нелегально, а камушки продают на черном рынке, где он стоит 500–1000 долларов.

Местные старатели, добывающие янтарь, получают в среднем по 500 грн в день. Контролировать ровенский клондайк всегда было много желающих. Работяги жалуются, что платят мзду рэкетирам и ежедневно покровители янтарных залежей имеют десятки тысяч долларов дани. На майские праздники в Клесове начались настоящие боевые действия.

По свидетельству очевидцев, в Клесов на дорогих джипах приехали полсотни вооруженных людей под предводительством нардепа Владимира Продивуса, одетого в камуфляж (это видно на записи видеорегистратора одной из машин). Приезжие якобы требовали свою долю с прибыльного янтарного бизнеса. Конфликт с местными жителями закончился стрельбой. Трое получили легкие огнестрельные ранения. Такой наезд возмутил старателей. За считаные минуты на место разборок приехали около двух тысяч жителей Клесова из соседних сел. Они начали громить дорогие иномарки чужаков.

«Людей возмутил даже не факт применения оружия, а то, что приезжие боевики назвали нас рабами, мол, будем на них работать и платить дань $600 с каждой мотопомпы (оборудование, которым добывают янтарь)», — рассказывает лидер местной самообороны Александр Васильев. Сначала люди даже вступили в конфликт с силовиками, обвиняя их в пособничестве нардепу (сейчас по трем таким эпизодам прокуратура Ровенской области расследует три уголовных дела).

В разгромленных джипах селяне обнаружили целый арсенал оружия. По словам Александра Васильева, из машин изъяли гранатомет, ящик гранат, несколько пистолетов-пулеметов и еще с десяток образцов охотничьего оружия. Позже на сессии Ровенского областного совета начальник штаба управления МВД Украины в Ровенской области Борис Мельничук заявил, что на изъятый арсенал у его владельцев есть разрешение. По словам Мельничука, после янтарного конфликта задержали 16 человек, дело возбудили против одного, который устроил пальбу по людям (остальных отпустили).

Нам не удалось взять комментарий у нардепа Продивуса (его секретарь бросила трубку, узнав, что звонит журналист). Раньше нардеп заявлял СМИ, что приезжал в Клесов защищать старателей от властей и местных царьков, которые якобы обдирают их как липку. А во время стрельбы его не было.

После этого инцидента ровенские депутаты в шестой раз обратились к Верховной Раде с требованием узаконить старательский метод добычи янтаря. Другими словами, разрешить местным людям мыть полудрагоценный камень мотопомпами. На промысле зарабатывает почти половина жителей сел, расположенных рядом с месторождениями. Другой работы они найти не могут, поэтому идут на нарушение закона. Соблазн и в том, что на черном рынке камень стоит дорого и платят в долларах.

Местные жители обещают с оружием в руках защищать месторождения, которые кормят их семьи. После перестрелки 9 мая клесовчане создали свой отряд самообороны. На подъездах к месту добычи они выставляют несколько патрулей. Попасть чужакам теперь туда не удастся — налажена целая система оповещения. Как только на дороге появляется подозрительная машина, на подмогу готовы выехать несколько отрядов.

Возле непосредственного места добычи в лесу — масса машин и мотороллеров. Черные старатели ходят в камуфляжах и высоких резиновых сапогах. Среди них даже женщины и подростки с сачками в руках — ими и ловят янтарь. Технология проста. С канала, вырытого экскаватором и заполненного водой, мотопомпа подает воду пожарными шлангами на «тычку». Так старатели называют длинную металлическую трубу, которую сажают в песчаную землю на глубину до 15 метров. Напор воды размывает песок, а янтарь, который легче, подымается наверх. Его и ловят сачками.

Вдоль канала мы увидели более 20 работающих мотопомп: оборудование для добычи солнечного камня собрали вручную из двигателей от старых «мерседесов». Каждую точку обслуживает подпольная бригада из 5–6 человек. Подростки следят, чтобы помпа не перегрелась, подливают топливо. Более сильные мужчины перетягивают с места на место пожарные шланги и орудуют тычками. Лунку возле них сачками бороздят женщины, пытаясь выловить куски янтаря. Его складывают в мешок, который бригадир отвозит хозяину помпы.

В среднем черный старатель может заработать от 500 гривен в день. Если попадет на жилу и добудет много камня хорошего качества, то легко может иметь по тысяче долларов. Однако бывают и дни, когда ни один камешек так и не попал в сачок, и люди остаются без заработка. В день, жалуются старатели, с каждой нелегальной помпы (а их на ровенском клондайке — несколько десятков) платят по $1000 мзды в день.

«Камень размером с человеческий кулак раньше стоил 1000 баксов, сейчас — около 500. Много стали мыть — и бандиты на черном рынке сбросили цену. Именно они вместе с милицией и контролируют добычу камня, а перепродают его русским, китайцам и полякам, — рассказывает  мойщик Сергей из Клесова. — Мы готовы сдавать янтарь государству, даже платить по тысяче долларов за работу одной мотопомпы в день. Главное, чтобы людей не трогали. Ведь раньше было так: не заплатишь бандитам — не дадут работать. Менты деньги берут, а когда в конце года надо показатели по уголовным делам, так помпы конфискуют, а нас сажают. Потом этими же мотопомпами и моют янтарь.

В прокуратуре нам заявили: на вымогательство милиции местные жители не жаловались. «Поэтому мы все усилия сконцентрировали на установлении заказчиков и покупателей янтаря. Ведь эти люди стимулируют селян добывать камень», — рассказала  старший прокурор прокуратуры Ровенской области Анна-Мария Дзивак. Против сотрудников милиции с начала года возбудили три уголовных дела, они касаются ненадлежащего поведения с вещевыми доказательствами (простыми словами, хорошие мотопомпы меняют на старые — и снова в работу).

В Ровенской области много судачат на тему того, что незаконную добычу янтаря крышевал застреленный при задержании милицией активист «Правого сектора» Александр Музычко, он же Сашко Белый. Музычко не раз выезжал на месторождения, чтобы, как он объяснял, навести там порядок. Руководитель самообороны Клесова Александр Васильев уверяет, что Белый не крышевал прииски: «Он несколько раз приезжал, вместе охотились. Но старателей не трогал. Он считал: если простые люди так зарабатывают на жизнь, то имеют право мыть янтарь, ведь камень на их земле».

Самооборона Клесова считает себя защитниками односельчан-старателей от бандитов. Они даже подали документы для официальной регистрации своей организации в поселковый совет, зарегистрировали устав организации «Полесье».

«Мы готовы платить государству все налоги, но разрешите людям легально добывать янтарь. За деньги от добычи камня построим дороги, детские сады. Люди будут знать, за что работают, и не будут мыть камень под дулом автомата, — говорит Александр Васильев. — Нам главное, чтобы людей не расстреливали бандиты и не «доили» сотрудники в погонах».

Кстати, по данным юриста Андрея Ведрова, в Клесове незаконной добычей заняты более 10 процентов населения. И уже давно пора легализировать этот промысел.

Эксперты, правда, утверждают, что этот процесс может затянуться на годы. Ведь закон «Про янтарь» в 2010 году прошел первое и второе чтения, но бывший президент Виктор Янукович наложил на него вето. Всю процедуру надо начинать сначала. По действующему законодательству, чтобы заниматься добычей янтаря, необходимо потратить около семи лет на все разрешения. Сегодня в Ровенской области это легально сделали два предприятия — государственное «Янтарь Украины» и частное — «Центр солнечное ремесло». За 2013 год они добыли 4,5 тонны камня. Нелегально моют янтаря в разы больше.

Автор: Владимир Миколайчук

Stockinfocus.ru