Рождение новой большой семёрки

Рождение новой большой семёрки Аналитика

Валовой внутренний продукт — показатель, наглядно демонстрирующий положение экономики отдельно взятого государства на мировой арене. Причём, если его текущее значение отражает лишь сегодняшнюю картину, то динамика ВВП помогает понять, в верном ли направлении развивается страна или пребывает в упадке.

Совсем недавно семь крупнейших развивающихся экономик впервые обогнали по данному показателю «Большую семёрку» развитых стран. Совокупный ВВП Бразилии, Индии, Индонезии, Китая, Мексики, России и Турции, рассчитанный по паритету покупательной способности, составил 37,8 трлн долларов, в то время, как у G7 он равен 34,5 трлн долларов.

Разумеется, надо учитывать, что по числу жителей новые лидеры превосходят страны «Большой семёрки». Соответственно, если пересчитать ВВП на душу населения, статистика изменится в прямо противоположную сторону, по данному показателю члены БРИКС пока ещё позади.

Но, здесь интересна, в первую очередь, динамика. С 2000 года у развивающихся страннаблюдается стремительный рост доли их ВВП на мировом уровне, в то время, как показатели экономических гигантов вроде США или Евросоюза, столь же неумолимо падают. Впрочем, многие эксперты уверяют, что подобные темпы не продержатся сколько-нибудь долгое время.

«Быстрый рост — следствие запоздалой промышленной революции. Когда страна выучивается производить, скажем, электрогенераторы или автомобили, производительность труда в отрасли быстро растёт. Но это всё однократные, неповторимые события: дальнейший рост (после овладения технологией) уже не будет иметь взрывного характера», — считает, к примеру, профессор Гарварда Дэни Родрик.

По его мнению, в том же Китае, чья экономика растёт стремительнее остальных, промышленный экспорт, обеспечивающий столь позитивную тенденцию, достиг своего максимума. Дальше предстоит переориентироваться на внутренний спрос, что может быть связано с различными сложностями.

Однако, его мнение разделяют не все. «Когда высказываются утверждения о том, что в развивающихся странах снижаются темпы экономического роста, то, как правило, в качестве примера приводят Китай. Если в прошлом десятилетии его экономический рост достиг 14% в год, то сейчас он снизился до 7%. Очевидно, что когда темпы роста снижаются в промышленно развитых странах, то Китай тоже не может удержать прежний уровень роста. При этом, забывают о том, что если 10 лет тому назад внутренний валовой продукт Китая приближался к 1,6 триллиона долларов, то сейчас он приближается к 9 триллионам.

Темп роста снизился, но его основа значительно увеличилась. Кроме того, Китай уже почти не зависит от экспорта, поскольку создал внутренний рынок, которому нужен новый импорт. Благодаря своим огромным накоплениями и запасам, эта страна обладает значительными возможностями для инвестиций в Азию, Африку и Латинскую Америку», — видит китайские перспективы иначе бывший президент Бразилии Луис Инасио Лула да Силва.

Аудиторская компания PriceWaterhouseCoopers прогнозирует, что в ближайшие несколько лет мировую экономику будет двигать вперёд международная торговля. И важнейшую роль здесь опять предстоит играть Китаю. По мнению PWC, он останется одним из главных товаропроизводителей, но при этом станет и первым потребителем. Такой расклад будет очень на руку и России, которая, в силу своего географического положения, окажется связующим звеном между Азией и Европой.

Экономика нашей страны, несмотря на пессимистичные прогнозы, тоже растёт, хоть и не такими завидными темпами как китайская. Все-таки, события на Украине и последующие западные санкции привели к некоторому торможению. Но, вопреки пророчествам злопыхателей, рост всё же будет.

Всемирный банк ожидает его на уровне 0,5%. Способствует этому, в частности, и развитие Китая. Для России, которой свойственна сырьевая экономика, крайне важны цены на нефть, которые повышаются на фоне данных о развитии Поднебесной. Да и внешняя торговля нашей страны вскоре пополнится новыми партнёрами в лице Китая, Индии, Израиля и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии.

Тем не менее, прогнозы Всемирного банка по росту российской экономики даже при самых благоприятных перспективах не дотягивают до тех 1—3%, которые пророчит Европе и США уже в следующем году агентство Fitch Ratings. Однако, тут тоже есть нюанс. Все дело в том, как смотреть на увеличение ВВП. Закавыка здесь такая: сейчас экономики западных стран растут, но в кредит. Вместе с ними увеличивается и государственный долг. Причём, темпы его накопления серьезно превышают позитивные тенденции ВВП.

Согласно исследованию Авара Груп, с 2005 по 2013 годы США и Евросоюз стремительно рушились в долговую яму. Так, за последние девять лет прирост американского госдолга в пять раз превысил увеличение их ВВП и составил 9,8 трлн долларов. Схожая ситуация и в остальных странах Запада.

Хуже всего дела обстоят в Британии, где динамика долга превосходит рост ВВП в девять раз. В то же время, в России за последние четыре года валовой внутренний продукт за вычетом госдолга поднялся на 28,5% при официальном показателе роста в 5,7%.

«Рассматривая эти показатели, мы пришли к очевидным выводам, что в реальности западные экономики не росли вообще за последние десятилетия, а скорее они попросту массово накапливали свои долги. С таким уровнем накопившегося долга это положение дел не может продолжаться долго. Существует реальный риск того, что этот долговой блеф будет раскрыт скорее раньше, чем позже, и обрушит уровень ВВП западных экономик до того уровня, который они могут поддерживать без новых заимствований. Но, в этом случае они не смогут обеспечивать покрытие старых займов, что приведет к катастрофическим последствиям», — заключает Авара Груп.

Похоже, мы должны благодарить «Большую семёрку» за то, что не стали частью «Большой восьмёрки». В противном случае, её долги могли потянуть на дно и нас. Ведь, наши «западные партнёры» очень умело перекладывают свои экономические проблемы на плечи и кошельки других государств.

В связке же с так называемыми развивающимися странами, Россия делает мощный рывок сама и помогает перевесить чашу весов с Запада на Восток. И такая тенденция обозначена очень чётко.

«Мир действительно меняется. Тот проект БРИКС, который несколько лет назад был создан во многом по инициативе России, сейчас получает дополнительную поддержку, дополнительное развитие. И та альтернатива западному миру, которую предлагает союз России, Китая и других стран, получает сейчас экономическую подпитку. Это очень важно. Это показывает, что доминирование Запада заканчивается», — считает заведующий кафедрой политики и функционирования ЕС и Совета Европы МГИМО Олег Барабанов. И с ним трудно не согласиться.

Автор: Мария Лисицкая

Stockinfocus.ru