Поздно спохватились: США потратят миллиарды на модернизацию ядерного оружия

Поздно спохватились: США потратят миллиарды на модернизацию ядерного оружия Милитари

14 ноября замминистра обороны США Боб Ворк объявил о необходимости увеличить в ближайшие годы расходы на поддержание ядерного арсенала с нынешних $15-16 млрд на 10%. За пять лет это повышение обойдется американскому бюджету по меньшей мере в $7,5 млрд. Пентагон мотивирует требования допфинансирования изношенностью оборудования, а также необходимостью сдерживания других ядерных держав, в том числе и России.

Поздно спохватились: США потратят миллиарды на модернизацию ядерного оружия

О реформах в управлении ядерным арсеналом руководство Пентагона объявило во время пресс-конференции 14 ноября. В ней принял участие глава ведомства Чак Хейгел, его заместитель Боб Ворк, и ряд других высокопоставленных армейских чинов, представлявших военно-морской флот и военно-воздушные силы США.

Хейгел рассказал журналистам, что Министерство обороны собирается изменить систему инспекций ядерного арсенала и повысить статус работающего с ним личного состава. Для этого глава Глобального ударного командования (Global Strike Command) ВВС США получит звание «четырехзвездного» генерала армии, что лишь на ступень ниже звания генерала армии, которое сейчас почти не присваивается. Военнослужащие ВВС США, вовлеченные в операции с ядерным оружием, смогут рассчитывать на прибавку к жалованью.

В целом же, по словам главы Пентагона, текущие стандарты поддержания ядерного потенциала США выявили целый ряд проблем. К ним отнесли «культуру микро-менеджмента, лишние проверки, а также недостаток коммуникаций и отсутствие подотчетности у старших офицеров»

Реформа системы управления ядерными силами стала реакцией на две проверки, инициированные в начале года Хейгелом. Отдельно друг от друга их проводили высшие военные чины Пентагона, а также бывшие высокопоставленные сотрудники ведомства. Их целью было изучение состояния атомного арсенала США.

Ревизии были санкционированы самим министром обороны после ряда скандалов в армии. Например, проверка выявила, что механизм открытия некоторых шахт, возраст которых превышает 60 лет, просто перестал работать из-за старости. В другом случае отделение, занимавшееся поддержкой ангара с 450 межконтинентальными баллистическим ракетами, обходилось одним гайковертом. 

Он был необходим, чтобы прикрепить боеголовку в ракетоносителю. Как отмечает The New York Times со ссылкой на чиновника, видевшего результаты работы комиссий, этот гайковерт позже стали отправлять экспресс-почтой FedEx на три другие базы на территории США.

Помимо этого, в декабре прошлого года стало известно, что генерал-майор Майкл Кэри, который отвечал в ВВС за межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования, неподобающе вел себя во время визита в Москву.

Поздно спохватились: США потратят миллиарды на модернизацию ядерного оружия

Ранее сообщалось о проблемах с безопасностью непосредственно на объектах, где Соединенные Штаты хранят ядерное оружие или радиоактивные материалы для его производства. К примеру, в июле 2012 года три пенсионера, в числе которых оказалась 82-летняя католическая монахиня, проникли на территорию комплекса Y-12 в штате Теннесси, где располагается хранилище высокообогащенного оружейного урана.

Как говорится в исследовании для Фонда Стэнли, «проделав лазы в четырех отдельно стоящих ограждениях <…> трое протестующих нанесли удары молотком по одной из внешних стен здания» и были задержаны охраной только несколько минут спустя.

Ядерные деньги

Пентагон использовал результаты проверок не только для проведения реформ управления, но и для того, чтобы увеличить свое финансирование. По словам замминистра обороны Ворка, Пентагон должен последовательно наращивать свой ядерный бюджет на 10% ежегодно в течение предстоящих пяти лет (текущие расходы составляют $15-16 млрд). По подсчетам The Washington Post, министерство обороны получит от прибавки $7,5 млрд, а BBC News и вовсе оценивает дополнительные вливания в $9 млрд.

Финансирование необходимо Пентагону для улучшения инфраструктуры и закупок новой военной техники. «Наши межконтинентальные баллистические ракеты – Minuteman 3 – находятся на дежурстве с 1970-х годов. А инфраструктура для их использования была создана в 1960-х. Мы работаем с ракетами, которые в строю по меньшей мере 52 года. Вертолеты для облета пусковых площадок – устаревшие модели UH-1 1969 года. Мы последние, кто их еще применяет», — пожаловался генерал-лейтенант Стивен Уилсон.

Эксперты предупреждают, что итоговые траты на ядерное оружие и сопутствующие исследования могут оказаться еще выше. В январе этого года был представлен доклад Центра Джеймса Мартина по нераспространению ядерного оружия.

В нем авторы подсчитали, что в ближайшие тридцать лет, если ничего не изменится, Соединенные Штаты потратят на ядерный арсенал до $1 трлн. Это исследование, а особенно – сопутствующие цифры – были растиражированы в американских и мировых СМИ после публикации большого материала The New York Times 21 сентября.

В статье доказывалось, что Вашингтон в обозримой перспективе не намерен отказываться от ядерного оружия. Более того, Соединенные Штаты продолжат выделять на него значительные средства.

Поздно спохватились: США потратят миллиарды на модернизацию ядерного оружия

Газета обратила внимание, что в США не произошло существенного снижения внимания к ядерному оружию даже несмотря на обещания Обамы сократить американский ядерный арсенал в начале его первого президентства. Причиной тому, полагают опрошенные изданием специалисты, стала изменившаяся ситуация в международных отношениях. Прежде всего, речь идет об агрессивных действиях России и ее президента — Владимира Путина, который вернулся в кресло главы государства в 2012 году.

Наращиваемое сокращение

В начале второго срока Обамы его администрация назвала распространение ядерного оружия «самой большой угрозой», с которой США приходится сталкиваться на международной арене. Свое видение этой проблемы и перспективы ее решения Обама обозначил в программной речи в Праге в апреле 2009 года, за месяц до Конференции по рассмотрению выполнения Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), посвященной укреплению режима нераспространения.

В ходе своего выступления перед жителями чешской столицы Обама провозгласил курс на создание «мира без ядерного оружия», пообещав уменьшить его роль в стратегии национальной безопасности США и начать работу по сокращению арсенала. «Мы не можем добиться успеха в этом начинании в одиночку, но мы можем повести за собой других, и мы можем подать личный пример», – заявил тогда американский лидер.

Спустя несколько месяцев его инициатива была отмечена Нобелевским комитетом, который вручил Обаме Премию мира.

В апреле 2010 года Обама и тогдашний президент России Дмитрий Медведев подписали «Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений» (СНВ-III). Он вступил в силу в феврале 2011 года.

Этот договор стал седьмым соглашением между двумя странами, направленным на ограничение ядерных вооружений. Он рассчитан на 10 лет с возможной пролонгацией по взаимной договоренности сторон на 5 лет. Документ предусматривает сокращение ядерных боезарядов до 1550 единиц, межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжелых бомбардировщиков – до 700 единиц.

Новая атомная эра

Прежний настрой американского и российского руководства на ядерное разоружение улетучился в 2014 году на фоне украинского кризиса и самого серьезного с момента окончания «холодной войны» кризиса в отношениях США и России.

В июле 2014 года первый зампред комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников предложил изучить возможность приостановки Россией действия договора СНВ-III в одностороннем порядке в качестве ответной меры на введенные против России американские санкции.

Впрочем, в конце октября, выступая на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай», Путин подтвердил приверженность «сокращению ядерных арсеналов» и готовность Москвы к серьезному разговору по вопросам ядерного разоружения, «без двойных стандартов». Правда, он предупредил, что полный отказ от ядерного потенциала или критическое снижение его объемов грозит сломом стратегического паритета и дестабилизацией.

Уже в начале ноября МИД России сообщил, что Россия отказалась от участия в подготовительных мероприятиях к четвертому Саммиту по физической ядерной безопасности, который пройдет в 2016 году в Чикаго. Очевидно, что без России, второй по величине ядерной державы, удельный вес мероприятия, формат которого был предложен Обамой в 2009 году, значительно уменьшится.

Свою позицию в российском внешнеполитическом ведомстве объяснили тем, что «политическая повестка дня саммитов практически исчерпана». «Вместо этого намерены сосредоточиться на работе по укреплению соответствующего сотрудничества в рамках МАГАТЭ», – отмечалось в сообщении МИДа.

На прошлой неделе американские СМИ сообщили, что Россия предупредила США об отказе продлевать контакты в области безопасного хранения ядерных материалов на своей территории. Оно действовало с 1991 года – то есть, практически с момента окончания «холодной войны».

Увеличение расходов на ядерные программы Пентагона вряд ли останется незамеченным Москвой. А для международных отношений отсутствие прогресса в американо-российском ядерном разоружении – тревожный признак. Даже в разгар противостояния США и СССР разоружение оставалось одним из фундаментов американо-советского сотрудничества и стабильности во всем мире.

Авторы: Александр Ратников, Олег Макаров

Stockinfocus.ru