Ударное гиперзвуковое оружие: новая гонка вооружения

Ударное гиперзвуковое оружие: новая гонка вооружения Милитари

Образцы гиперзвуковых систем оружия, которые достигнут скорости 6-8 Махов, должны появиться до конца 2020 года. Об этом на днях заявил гендиректор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов.

Ударное гиперзвуковое оружие: новая гонка вооружения

Это новые запредельные скорости. Гиперзвук начинается с 4,5 Махов. Один Мах — это 300 м/с, или 1 тысяча км/ч. Создать такие системы оружия, которые набирают скорость в атмосфере, превышающие 4,5 Маха – огромная научно-техническая задача.

Тем более, речь идёт о достаточно продолжительном полёте в атмосфере. На баллистических ракетах эта гиперзвуковая скорость кратковременно достигается, – отметил Обносов, добавив, что пилотируемые гиперзвуковые полеты – это вопрос, который решится между 2030 и 2040 годами.

И здесь сразу же возникает вопрос гонки в области высокоскоростного неядерного оружия. Так, 21 ноября в приложении к «Независимой газете» — «НВО» — вышла статья «Новая гонка высокоскоростных вооружений» содиректора Программы по ядерной политике и старшего научного сотрудника Фонда Карнеги за международный мир Джеймса Эктона.

Эксперт считает, что в последнее время появляются четкие признаки назревания новой гонки сверхскоростных вооружений дальнего действия, которая может оказаться весьма опасной. Так, в августе США и Китай с интервалом в 18 дней испытали ракетно-планирующее оружие. Что касается России, то военно-политическое руководство также не раз дело заявления о разработках гиперзвукового оружия.

Самая серьезная угроза – применение ракетно-планирующего оружия в неядерном оснащении в ходе конфликта. Это чревато новым риском его эскалации вплоть до перерастания в ядерный, — пишет Эктон.

Отметим, что работы по созданию гиперзвуковых крылатых ракет, самолетов и управляемых боеголовок в мире ведутся очень давно, но пока не вышли из разряда опытных разработок. Российские зенитные управляемые ракеты ЗРК С-300 и С-400 летают на гиперзвуке, но недолго, так же как и боевые блоки МБР (межконтинентальных баллистических ракет) в момент входа в плотные слои атмосферы.

Соединенные Штаты работают сразу над несколькими перспективными «гиперзвуковыми» проектами: планирующей бомбой AHW (Advanced Hypersonic Weapon) (разработки ведутся под эгидой Сухопутных войск США), беспилотными гиперзвуковыми аппаратами Falcon HTV-2 (с 2003 года разрабатывается Агентством министерства обороны США по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам (DARPA)) и X-43 (построен по программе NASA «Hyper-X»), крылатой гиперзвуковой ракетой Boeing X-51 (разработана консорциумом, куда входят ВВС США, Boeing, DARPA и др.) и рядом других программ.

Самая перспективная из них – ракета Boeing X-51 (утверждается, что она поступит на вооружение в 2017-м). Так, в мае 2013 года она была запущена с борта самолета B-52 на высоте 15200 метров и затем с помощью ускорителя поднялась на высоту 18200 метров. В ходе полета, который продолжался в течение шести минут, ракета X-51A развила скорость в 5,1 Маха и, пролетев расстояние в 426 километров, самоуничтожилась.

Активен в «гиперзвуковой» сфере и Китай. Помимо пока неудачных испытаний гиперзвукового планирующего аппарата WU-14 (судя по всему, частично скопирован с экспериментального гиперзвукового беспилотного летательного аппарата X-43), Поднебесная ведет разработки реактивной гиперзвуковой крылатой ракеты.

Что касается России, то в августе 2011 года Борис Обносов сообщал, что его концерн приступает к разработке ракеты, способной развивать скорость до 12-13 Махов. Есть основания полагать, что речь шла о противокорабельной ракете, которая «засветилась» в прессе под названием «Циркон». Однако, учитывая успешные испытания американской X-51А, российским разработчикам в перспективе надо представлять не один комплекс, а целую линейку ударных гиперзвуковых систем.

Тем более что в Советском союзе был сделан неплохой задел. Так, с конца 50-х годов в ОКБ А.Н.Туполева велись работы по созданию гиперзвукового самолета, запускаемого ракетой-носителем, – Ту-130. Предполагалось, что он будет лететь со скоростью 8-10 Маха на расстояние до четырех тысяч км. Но в 1960 году все работы, несмотря на явные успехи, были свернуты.

Интересно, что американский HGB — прототип американской гиперзвуковой системы AHW, внешне очень похож на советский Ту-130. Что касается отечественных разработок в области гиперзвуковых ракет, то в СССР они активно велись, начиная с 1970-х годов, однако в 1990-е практически сошли на нет. В частности, «НПО машиностроения» создавало ракету «Метеорит», а позднее начало работы над аппаратом с шифром «4202»; МКБ «Радуга» в 1980-х начало проект Х-90 / ГЭЛА; в 1970-х годах на базе ракеты комплекса С-200 была создана ракета «Холод».

Военный эксперт Виктор Мясников замечает: гиперзвуковая ракета необходима для мгновенного упреждающего и обезоруживающего удара, чтобы противник не сумел среагировать на атаку.

Ракета, летящая со скоростью 10-15 Махов, сможет достигать любой точки планета в несколько десятков минут, причем толком зафиксировать и перехватить ее никто не успеет. При этом можно обойтись и без «ядерной начинки», поскольку ракеты с обычным взрывчатом веществом и так гарантировано выведут из строя узлы связи и управления противника. Поэтому американцы вбухивают в свои проекты AHW, Falcon HTV-2 и X-51A огромные деньги, торопясь их поскорее завершить, чтобы контролировать весь мир и диктовать ему свою волю.

Но на данный момент мы можем говорить о гонке технологий, но не о гонке гиперзвуковых вооружений, потому что такого оружия пока не существует. Чтобы оно появилось, ведущим державам придется решить массу проблем, в частности, как «научить» ракету или аппарат летать в атмосфере, где есть пока непреодолимые факторы — сопротивление среды и нагрев. Да, сегодня ракеты, которые уже ставятся на вооружение, достигают скорости 3-5 Махов, но — на достаточно коротком расстоянии. И это не тот гиперзвук, который подразумевают, когда говорят о гиперзвуковом оружии.

В принципе, технологический путь развития высокоскоростного оружия во всех странах одинаков, ведь физика, как известно, не зависит от географии и общественного строя. Тут ключевой момент в том, кто быстрее преодолеет технологические и научные сложности, кто создаст новые стойкие материалы, высокоэнергетическое горючее и т.д., то есть многое зависит от таланта и оригинальности идей разработчиков.

Так что, вопрос этот системный, поскольку для создания такого оружия нужно развивать научные, технические и технологический секторы, что довольно дорого. И чем дольше будет идти такой процесс, тем дороже он будет обходиться бюджету. А в наших НИИ привыкли работать не торопясь: есть темы, которые ученый готов разрабатывать годами, тогда как для армии и промышленности требуются оперативные решения. За рубежом в этом плане все продвигается гораздо быстрее, потому что там – конкуренция: кто быстрее успел запатентовать разработку, тот и получил прибыль. У нас же вопрос прибыли не ключевой, поскольку из бюджета деньги и так выделят…

Удастся ли России создать гиперзвуковое оружие с нашими известными проблемами в «оборонке» после 90-х годов — большой вопрос. В СССР разработка гиперзвуковых ракет велась, но после развала Союза дальнейшее развитие такого вооружения проходило на уровне развития отдельных систем.

Мы уже давно живем в условиях применения гиперзвуковых боевых частей межконтинентальных баллистических ракет: их ядерные блоки на пассивном участке идут со скоростью 7-8 Махов, говорит главный редактор журнала «Арсенал Отечества», член Экспертного совета председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Виктор Мураховский.

Так что, ближайшее десятилетие принципиально нового мы ничего не увидим. Увидим только новые технические решения, которые позволят на гиперзвуке выводить средства, не относящиеся к баллистическим ракетам. А для систем ПРО, которые в некоторых странах есть или перспективно разрабатываются, по сути, нет различий, что за цель идет на гиперзвуке – боеголовка или летательный аппарат.

ЗРК С-400 «Триумф» способен работать по гиперзвуковым целям…

И даже С-300ВМ «Антей-2500», правда, по ракетам малой и средней дальности. А уж С-400 и С-500 вообще считаются средствами ПРО ТВД (театра военных действий), как и американская система Aegis.

США, конечно, тема гиперзвукового оружия волнует не в смысле совершенствования ядерного вооружения — они не собираются слишком серьезно развивать свои стратегические силы, а в плане реализации концепции быстрого глобального удара. И здесь применять МБР в неядерном оснащении невыгодно, так как ПРО противника все равно приравняет ракеты к ядерным, поэтому Штаты и делают ставку на аэродинамические системы.

Опытные образцы есть, испытания идут, однако я не рискну сказать, что гиперзвуковая крылатая ракета или гиперзвуковой летательный аппарат появятся на вооружении крупнейших держав через 5-10 лет. Так, разговоры о электрохимических и электромагнитных пушках идут уже около 15 лет, но пока – все никак.

Что касается гонки высокоскоростных вооружений, но, на мой взгляд, она не то, чтобы началась, она — не прекращалась. Да, США и Россия заключили в 1987 году Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (от 500 до 5500 км), но я не думаю, что гиперзвуковые ракеты и аэродинамические аппараты будут оснащаться ядерными боеголовками, потому как технология МБР отработана десятилетиями, и она показывает высокую надежность при контрольных пусках.

Автор: Антон Мардасов

Stockinfocus.ru